Расходы, связанные со сбытом произведенной продукции

Бухгалтерский учет расходов на продажу

Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, расходы на продажу включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, указанные расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету данного счета накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

Согласно Плану счетов в промышленных организациях при частичном списании расходов на продажу ежемесячному распределению между видами отгруженной продукции подлежат расходы на упаковку и транспортировку (включая погрузочно-разгрузочные работы). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции.

Вместе с тем предприятиям разрешено для целей бухгалтерского учета расходы на продажу признавать в себестоимости продукции (работ, услуг) полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Многие предприятия сами реализуют собственную продукцию. Помимо расходов на производство, у них возникают расходы, связанные со сбытом. К таким затратам, в частности, относятся расходы на упаковку, содержание складских помещений, погрузку и доставку продукции, рекламные и другие аналогичные расходы.

Способ признания данных расходов в себестоимости произведенной продукции подлежит отражению в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Согласно ст. 313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения, установленного правилами бухгалтерского учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно, а порядок его ведения устанавливается в учетной политике в целях налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, расходы на продажу относятся к косвенным расходам, связанным с производством и реализацией. При этом согласно п. 2 указанной статьи сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего признание расходов на продажу только в части, непосредственно связанной с реализованной продукцией, с 1 января 2002 года данные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются в уменьшение доходов от реализации текущего месяца в полном объеме. С момента вступления в действие главы 25 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы и расходы могут признаваться либо по методу начисления, либо по кассовому методу.

По методу начисления расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты денежных средств и иной формы оплаты.

При кассовом методе расходы в целях налогообложения признаются после их фактической оплаты. При этом оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком – приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Следует обратить внимание на то, что в свете главы 25 НК РФ расходы признаются в целях налогообложения только в том случае, когда они экономически оправданы, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку налоговое законодательство не содержит правил оформления документов, указанные документы должны соответствовать требованиям оформления, закрепленным в других отраслях права (в частности, в законодательстве о бухгалтерском учете).

Со сбытом произведенной продукции связаны различные виды расходов.

Расходы на упаковку (затаривание), хранение и погрузку реализуемой продукции. На производственном предприятии расходы на упаковку могут включать стоимость тары, упаковочного материала, амортизацию упаковочного оборудования, расходы на оплату труда сотрудников, занимающихся упаковкой продукции, и единый социальный налог, начисленный на указанные расходы по оплате труда.

Упаковка продукции может происходить как на складе готовой продукции, так и непосредственно в производственных цехах.

Расходы на хранение включают в себя затраты, связанные с содержанием складских помещений, а также, если предприятие заключило договор хранения со сторонней организацией, оплату услуг этой организации.

Погрузка продукции в транспортные средства (автомобили, вагоны, суда и др.) может осуществляться как силами самого предприятия, так и сторонними организациями. Если погрузочные работы производятся своими силами, то к затратам на погрузку, в частности, можно отнести расходы на ремонт оборудования, используемого при погрузке, а также амортизацию данного оборудования.

Для целей налогообложения перечисленные затраты относятся к косвенным материальным расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются по правилам налогового учета.

Расходы по доставке. Включение расходов по доставке в выручку от реализации продукции и в продажные цены товаров зависит от принятого поставщиком метода формирования цены на реализуемую продукцию.

При установлении цены на условиях доставки товаров до пункта назначения (отправления, до склада покупателя) за счет поставщика расходы по доставке подлежат включению в состав расходов на продажу (дебет счета 44 «Расходы на продажу») и учитываются в составе продажных цен на продукцию и в выручке от ее реализации. Счета-фактуры и накладные на поставленный товар поставщик выставляет с учетом транспортных расходов в окончательной цене поставки.

В случае если указанные расходы выделяются в счетах-фактурах отдельной строкой, они также подлежат включению в выручку от реализации продукции и учитываются при исчислении налога на пользователей автодорог.

Расходы по доставке продукции, производимые продавцом, могут компенсироваться покупателем. При этом расходы не включаются в продажную цену на продукцию и, соответственно, в выручку от реализации продукции.

В накладных и счетах-фактурах, выставленных продавцом, сумма транспортных расходов указывается отдельной строкой с обязательным выделением налога на добавленную стоимость также отдельной строкой.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 60

Кредит 51 – оплачено транспортной организации за доставку продукции;

Дебет 76

Кредит 60 – отражена стоимость транспортных расходов, возмещаемых покупателем;

Дебет 51

Кредит 76 – получены от покупателей денежные средства в возмещение расходов по доставке.

В данном случае транспортные расходы не включаются в выручку от реализации продукции и не подлежат обложению налогом на пользователей автодорог.

Расходы на рекламу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.98 № 108–ФЗ «О рекламе», реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) в полной сумме произведенных расходов.

В целях налогообложения прибыли до 2002 года рекламные расходы нормировались. Величина норматива устанавливалась приказом Минфина России и зависела от объема выручки от продажи продукции, включая налог на добавленную стоимость.

С 1 января 2002 года определенные виды расходов на рекламу для целей налогообложения прибыли не нормируются. Так, в полном объеме признаются расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Однако расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Следует обратить внимание на то, что выручка, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и иное имущество, рассчитывается нарастающим итогом с начала года исходя из данных, отраженных в аналитических регистрах налогового учета. Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ, включение в выручку суммы налога на добавленную стоимость не предполагается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: