В развитии речевой функции

Тема: Этапы становления и критические периоды

РАЗДЕЛ: ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Этапы Возраст ребенка Характеристика этапов
Подготовительный 0 - 1 года Характеризуется подготовкой к овладению речью. Появляются голосовые реакции: крик, плач, которые содействуют развитию речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного).
2 недели Появляется реакция на голос.
1 месяц Появляется реакция на интонацию.
2 месяца Появляется гуление.
3 месяца Появляется лепет.
5 месяцев Слышит звуки и подражает им.
6 месяцев Произносит слоги.
Во 2-м полугодии Ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами и действиями.
7-9 мес. Ребенок повторяет разнообразные сочетания звуков.
10-11 мес. Появляются реакции на слова.
12 мес. Появляются первые слова.
Преддошкольный 1-3 года Характеризуется вниманием к артикуляции окружающих. Охотно повторяет за говорящими, сам произносит слова, но звуки путает, искажает, опускает. Одним и тем же словом может обозначать предмет, просьбу, чувства. Такую ситуативную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. Происходит накопление словаря: к 1,5 годам -10-15 слов; к 2 годам – 300 слов; к 3 годам – 1000 слов.
К 2 годам Овладевает навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, использует некоторые падежные окончания. Понимание речи превосходит произносительные возможности.
К 3 годам Формируется грамматический строй речи.
Дошкольный 3-7 лет Характеризуется дефектами произношения свистящих, шипящих, сонорных, смягчения, озвончения, йотации. На протяжении периода развивается и совершенствуется навык слухового контроля за произношением, умение исправлять его (фонематическое восприятие). Увеличивается словарный запас (к 4-6 годам активный словарь достигает 3000-4000 слов). Значения слов уточняются. Растет опыт речевого общения, формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью. Содержание речи усложняется, увеличивается объем, усложняется структура предложения. Высказывания детей напоминают рассказ. Они могут составить пересказ из 40-50 предложений (происходит овладение монологической речью). Ребенок дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Контекстная речь появляется сначала при пересказе сказок, затем при описании событий, опыта, переживаний и т.д.
  К 3 годам Сформированы все основные грамматические категории.
  К 4 годам Дети пользуются простыми и сложными предложениями. Фонематическое восприятие и звукопроизношение должны быть сформированы.
  К 5 годам Дети свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: