Этапы
| Возраст ребенка
| Характеристика этапов
|
Подготовительный
| 0 - 1 года
| Характеризуется подготовкой к овладению речью. Появляются голосовые реакции: крик, плач, которые содействуют развитию речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного).
|
2 недели
| Появляется реакция на голос.
|
1 месяц
| Появляется реакция на интонацию.
|
2 месяца
| Появляется гуление.
|
3 месяца
| Появляется лепет.
|
5 месяцев
| Слышит звуки и подражает им.
|
6 месяцев
| Произносит слоги.
|
Во 2-м полугодии
| Ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами и действиями.
|
7-9 мес.
| Ребенок повторяет разнообразные сочетания звуков.
|
10-11 мес.
| Появляются реакции на слова.
|
12 мес.
| Появляются первые слова.
|
Преддошкольный
| 1-3 года
| Характеризуется вниманием к артикуляции окружающих. Охотно повторяет за говорящими, сам произносит слова, но звуки путает, искажает, опускает. Одним и тем же словом может обозначать предмет, просьбу, чувства. Такую ситуативную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. Происходит накопление словаря: к 1,5 годам -10-15 слов;
к 2 годам – 300 слов; к 3 годам – 1000 слов.
|
К 2 годам
| Овладевает навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, использует некоторые падежные окончания. Понимание речи превосходит произносительные возможности.
|
К 3 годам
| Формируется грамматический строй речи.
|
Дошкольный
| 3-7 лет
| Характеризуется дефектами произношения свистящих, шипящих, сонорных, смягчения, озвончения, йотации. На протяжении периода развивается и совершенствуется навык слухового контроля за произношением, умение исправлять его (фонематическое восприятие). Увеличивается словарный запас (к 4-6 годам активный словарь достигает 3000-4000 слов). Значения слов уточняются. Растет опыт речевого общения, формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью. Содержание речи усложняется, увеличивается объем, усложняется структура предложения. Высказывания детей напоминают рассказ. Они могут составить пересказ из 40-50 предложений (происходит овладение монологической речью). Ребенок дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Контекстная речь появляется сначала при пересказе сказок, затем при описании событий, опыта, переживаний и т.д.
|
| К 3 годам
| Сформированы все основные грамматические категории.
|
| К 4 годам
| Дети пользуются простыми и сложными предложениями. Фонематическое восприятие и звукопроизношение должны быть сформированы.
|
| К 5 годам
| Дети свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
|