Тема: Социальная адаптация и социализация детей с ЗПР

На социальную адаптацию детей с ЗПР влияют следующие факторы:

-особенности психического развития: нарушения познавательной деятельности, психомоторная возбудимость, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности, эмоциональные расстройства, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недоразвитие речи, конфликтность, некритичность, ослабление волевой регуляции поведения и т.п.;

-отсутствие преемственности в работе различных звеньев общественного воспитания;

-отсутствие связи с близкими людьми (родителями), нарушение общения с матерью, неудовлетворенная потребность в любви и ласке;

-отрицательный семейный опыт;

-отрицательный опыт пребывания в учебно-воспитательных учреждениях (обучение вместе с нормально развивающимися или умственно отсталыми детьми: ЗБР и АУР у этих детей и детей с ЗПР различные);

-низкая потребность в общении и дезадаптивные формы общения;

-неумение наладить отношения с другими людьми;

-неумение приспосабливаться к новым социальным условиям;

-ослабленные социальные возможности.

Препятствует социализации и адаптации детей с ЗПР:

-трудности формирования сюжетно-ролевой игры;

-неприятие взрослыми ребенка таким, какой он есть;

С детьми необходимо проводить:

-работу по формированию общения;

-расширять и уточнять знания об окружающем мире;

-развивать психические процессы (мышление, речь).

Педагоги должны:

-осуществлять моделирование жизненных ситуаций;

-проводить групповые и коррекционные занятия, игры с целью решения определенных задач общения;

-создавать условия для возникновения потребности в сотрудничестве;

-вызывать интерес к обсуждаемым вопросам;

-поощрять инициативные речевые проявления;

-создавать проблемные ситуации;

-привлекать детей к оценке своих и чужих поступков;

-проводить работу по коррекции познавательной деятельности и личностного развития;

-проводить работу с родителями (знакомить с особенностями общения детей с ЗПР, тренинги эффективного взаимодействия с детьми);

-осуществлять преемственность в работе дошкольного и школьного обучения.

В школе для детей с ЗПР предусматривается:

-введение курсов допрофессионального и начального профессионального образования;

-разработаны программы трудового обучения (столярное, слесарное, скорняжное, парикмахерское дело и др.);

-индивидуальные коррекционные занятия.

Индивидуальный подход осуществляется за счет небольшой наполняемости классов детьми (9-12 чел.). Лечебно-профилактическое направление КРО обеспечивает охрану здоровья школьников. В образовательных учреждениях предусматривается работа диагностико-консультативной и специальной психоневрологической служб. Последняя обеспечивает поддерживающую медикаментозную терапию, снимающую усталость, повышенную истощаемость, психомоторную расторможенность или вялость, другие энцефалопатические расстройства. Индивидуальная работа с психологом по коррекции психических процессов, регуляции собственного поведения, эмоциональной стабильности способствует позитивному умственному и личностному развитию школьников.

Большое значение придается коррекции и развитию у детей социально-личностных качеств, которые не были сформированы в семье. У детей возрождают утерянную веру в свои возможности, формируют мотивы учения, адекватную самооценку своих возможностей, создают ситуацию успеха. Педагоги поддерживают доброжелательную атмосферу, проявляют терпение и уважение к детям при работе с ними. Дети с ЗПР относительно легко входят в новую социальную среду, если она не стремится их переделать. Педагогу необходимо ознакомиться с личным делом каждого ребенка.

Работу с родителями должны проводить все специалисты образовательного учреждения: психологи, коррекционные педагоги, учителя, воспитатели. В педагогической работе с родителями основное внимание уделяется стилю и содержанию внутрисемейных отношений, привлечению их к участию в коррекционном обучении детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: