Тема: Факторы, влияющие на развитие речи дошкольников

Критические периоды в развитии речевой функции

Любые нарушения, имеющиеся у ребенка, в критические периоды проявляются наиболее ярко. Кроме того, могут возникнуть новые расстройства. Эти периоды являются предрасполагающими условиями и имеют как самостоятельное значение, так могут сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью организма и др.

Возраст ребенка Характеристика периодов
От 1 до 2 лет Происходит формирование предпосылок речи. Начинается речевое развитие. Складываются основы коммуникативного поведения. Движущей силой становится общение. Происходит интенсивное развитие корковых речевых зон. Любые незначительные факторы отрицательно действующие в период от 14 до 18 недель могут отразиться на развитии речи ребенка.
3 года Происходит интенсивное развитие связной речи, осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, что требует согласованности в работе ЦНС. Поведение ребенка меняется, наблюдаются упрямство, негативизм. Это определяет ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание в речевом развитии, отказ от речевого общения.
6-7 лет Начало развития письменной речи. Нагрузка на ЦНС возрастает. При предъявлении повышенных требований могут происходить срывы в нервной деятельности, проявляющиеся в заикании.
Особенности развития детей в дошкольном возрасте 1. Высокая пластичность мозга (имеется способность быстро и легко преодолевать нарушения речи благодаря педагогическому воздействию). 2. Способность детей все превращать в игру (дошкольники играют с использованием речи и тем самым достигают быстрых успехов в ее развитии). 3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими (дети играют звуками, механически многократно повторяют их, осознают фонетические нормы, стараются их усвоить, подсказывают друг другу звуки, показывают сверстникам положения губ, языка, демонстрируют освоенный звук перед окружающими). 4. Непрочность ошибочных речевых навыков (в детском возрасте временные связи в коре больших полушарий являются непрочными и легко затормаживаются).
Нарушения развития 1. Дефекты речи у умственно отсталых детей связаны со слабой познавательной активностью, пониженной способностью к наблюдению и сравнению правильного и неправильного произношения, к вычленению и обобщению фонематических признаков языка. Особенностями речи умственно отсталых детей являются: бедность словаря, ограниченность понимания значений слов, стереотипность грамматических средств. 2. Для детей с нарушением слуха недоступны звуковые раздражители и поэтому он не начинает говорить. Слабослышащий ребенок ограниченно воспринимает речь, с запозданием начинает говорить. Речь развивается с отклонениями словарного запаса, грамматического строя, произношения. 3. У слепых и слабовидящих детей овладение речью затруднено в силу того, что они не видят оральный образ артикулируемого звука. 4. Отставание речевого развития у детей с ДЦП связано с характером самого заболевания и ошибками семейного воспитания. Речь развивается в процессе общения и деятельности, а деятельность ребенка с ДЦП ограничена двигательной недостаточностью. Нет контактов со сверстниками. Отставание в речевом развитии часто являются следствием нарушений речевой моторики (ограниченной подвижности мышц языка, губ, насильственных движений, которые затрудняют произношение, расстройств дыхания и голосообразования). У многих детей наблюдаются полуоткрытый рот, усиленное слюнотечение, трудности при жевании, откусывании, глотании, питье и т.д. Нарушения звукопроизношения усиливаются за счет общих двигательных расстройств. 5. Дети с аутизмом характеризуются предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими людьми, преобладанием стереотипных форм речи. Коммуникативная функция речи нарушена. Наблюдаются эхолалия, скандированное произношение, своеобразная интонация, фонематические расстройства, аграмматизмы, нарушения голоса. 6. Особенностями развития речи при акцентуациях характера и психопатиях являются нарушение связности речи, обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, повышенная громкость речи, рифмующиеся слова, заимствование слов, фраз из чужой речи, лживость, абстрактность и псевдонаучность речи, вербигерации и эхолалия. 7. При неврозах выявлена зависимость между степенью актуализации в речи состояний тревоги, агрессии, депрессии и личностными особенностями больных. Страдает связность речи. По эмоционально-положительным или эмоционально-негативным темам рассказов можно выявить группы больных с наиболее или наименее выраженной симптоматикой.
Причины нарушений в развитии речи Причины нарушений речи – это воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. К ним относятся: 1. Патология органов речи (заболевания носовой полости, полости рта, глотки, гортани). 2. Внутриутробная патология (токсикоз, нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, вирусные и эндокринные заболевания будущей матери, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, гипоксия и т.д.). 3. Родовая травма и асфиксия плода, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. 4. Инфекционные заболевания ребенка в первые годы жизни. 5. Травмы черепа, сотрясения мозга. 6. Наследственные факторы. 7. Неблагоприятные социально-бытовые условия воспитания (психотравмирующая обстановка, многоязычие в семье, наличие дефектов речи у людей, окружающих ребенка и т.д.). Концепция развития психики, разработанная Л.С. Выготским составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: