Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ в зарубежных странах мира

Вопросами социальной адаптации детей с ОВЗ за рубежом начали заниматься с 70-х годов ХХ века. В это время возникает понятие социальной адаптации, включающей в себя подготовку к основному занятию (учебе, работе, статусу пенсионера) и другим жизненным ролям, включая создание семьи и выполнение гражданских обязанностей. В отличие от профессионального обучения социальная адаптация ориентирована не только на оплачиваемую работу, но и на другие виды деятельности (общественную работу, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга и т.д.) и предусматривает формирование трудовых умений и навыков и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. На социальную адаптацию учащихся должны быть направлены усилия педагогов, семьи, общества. Задачами социальной адаптации детей с ОВЗ являются:

- оказание помощи развитию у учащихся адекватной самооценки и оценки окружающих, как основы выбора профессии;

-обеспечение профориентации, наставничества и трудоустройства молодых людей с ОВЗ;

-формирование жизненных и профессиональных ЗУН на уроках по всем учебным предметам и после окончания школьного обучения;

-создание возможности для получения учащимися профессии, по которой они могли бы устроиться на работу;

-дать предоставление каждому воспитаннику о разных видах труда;

-оказание помощи в выборе работы, соответствующей интересам и наклонностям ученика;

-сформировать навыки, необходимые для широкого круга профессий;

- включение учащихся в трудовую жизнь.

В США была сформулирована концепция социальной адаптации детей с ОВЗ (D. Brolin). Ее суть сводится к следующему:

-социальная адаптация начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни человека;

-социальная адаптация включает в себя ЗУН, необходимые для включения человека в жизнь общества, в т.ч. бытовые, социальные и профессиональные умения и навыки;

-социальная адаптация охватывает весь школьный учебный процесс;

-социальная адаптация вовлекает всех членов школьного сообщества к подготовке учащихся к жизни;

-социальная адаптация охватывает все жизненные роли, установки, поэтому наряду с обучением в школе необходимо обучение на дому, частных и общественных организациях, в трудовом коллективе;

-все учебные предметы связаны с задачами социальной адаптации;

-социальная адаптация включает базовое образование и основные направления воспитания (правовое, патриотическое, семейное и др.), чем обеспечивается баланс между теоретическим и практическим обучением;

-по окончании средней школы у каждого учащегося должны быть сформированы профессиональные умения и навыки с учетом рынка рабочей силы;

-на всех этапах обучения активно задействуются не только учащиеся, педагоги, но и представители общественности, родители.

На основе этих положений была сформирована модель социальной адаптации детей с ОВЗ. Модель построена с учетом 3-х параметров:

1. Стадия обучения:

-ознакомление (например: учащиеся узнают, что деньги надо зарабатывать, дом убирать, еду - покупать и готовить, одежду - хранить и ремонтировать и т.д.);

-исследование (например: учащийся должен задуматься над своими собственными нуждами: как зарабатывать деньги, воспитывать детей, содержать семью и т.д.);

-подготовка к труду (например: изучение различных учебных предметов, подсчет денег, трудовое обучение, воспитание качеств личности);

-трудоустройство и дальнейшее обучение.

2. Сфера (источники) обучения:

–школа;

–семья (должна помогать школе: дети должны участвовать в работе по дому, участвовать в решении на семейном совете, способы проведения досуга и т.п.);

-общество (общественные организации, ассоциации, специальные организации, занимающиеся проблемами детей с ОВЗ и которые содействуют принятию законов, нормативных актов, проводят семинары, осуществляют связь со СМИ);

3. ЗУН и опыт:

-социально-бытовая адаптация – ведение семейного бюджета, содержание жилища, воспитание детей, приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, передвижение;

-формирование личности – самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, умение решать проблемы, общаться;

-социально-трудовая адаптация – знание профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: