Памятники резьбы по дереву

Из памятников резьбы по дереву XIV в. следует прежде всего отметить поклонный Людогощинский крест из Новгородской церкви Флора и Лавра (рис. 20). Судя по надписи на нем, крест выполнен в 1359 г. по заказу жителей Легощей улицы г. Новгорода.

Лицевая сторона его украшена резным плетеным орнаментом. В 19 медальонах помещен ряд отдельных изображений, но фигуры этих изображений имеют очень архаический характер: сильно укороченные пропорции и большие головы.

Кроме того, сохранилось немало царских врат Новгородских, Псковских и Ростовских церквей (рис. 21). Рисунок их резьбы состоит из сложных непрерывных ремневидных переплетений, которые образуют однотипные формы с прямыми и криволинейными очертаниями. Ремни решены в плоской резьбе с неглубокой и узкой бороздкой посредине.

Оживление в развитии художественных ремесел наметилось в конце XIV в. Оно было вызвано успехами русского народа в борьбе за национальную независимость.

В XIV в. значительно усиливается роль Московского княжества: крепнет его политическая и экономическая мощь, расширяются его границы. Московские князья ведут борьбу за объединение.

Для освобождения от татаро-монгольского ига проводятся грандиозные работы по укреплению Московского Кремля. Параллельно с этим ведется строительство жилых зданий города, которое развертывается более широко в конце XIV и XV вв.

После победы русских в Куликовской битве 1380 г. Московское княжество возглавляет борьбу, за создание единого русского государства, образование которого завершается при Иване III (1462—1505 гг.) и его сыне Василии III (1505—1533 гг.).

Становясь центром политического объединения русских земель, Москва постепенно приобретает значение центра национальной культуры, искусства и ремесла. Развитие ремесел происходит и в других городах, имеющих административно-политическое и торговое значение – в Твери, Ярославле, Костроме и др.

Блестящему расцвету декоративно-прикладного искусства сопутствовал общий подъем искусства. В конце XIV и в XV вв. создается высокохудожественный архитектурный ансамбль Московского Кремля: в 1475—1479 гг. строится Успенский собор; в 1484—1489гг. перестраивается Благовещенский собор, построенный в 1397 г.; на месте деревянных хором в 1491 г. строятся каменные (так называемая Грановитая палата); в 1505—1509 гг. воздвигается новый Архангельский собор и в 1505—1600 гг. колокольня «Иван Великий». Благовещенский собор расписывает Андрей Рублев (1350/1360—1430 гг.), резьбу по камню производит архитектор и скульптор Василий Дмитриевич Ермолин.

Все эти произведения, а также изделия ювелирного искусства (среди которых выделяются работы мастера чеканки по золоту Ивана Фомина), шитья, миниатюры и др. были не только образцами для мастеров многих последующих поколений, но и классическими произведениями русского национального искусства.

В резьбе по дереву XV в. было также создано много произведений большой ценности, но по различным причинам до наших дней сохранились очень немногие. В орнаментальной резьбе XV в. (рис. 22) продолжает применяться плетеный орнамент, но его рисунок приобретает большую мягкость и ясность композиции, чем в резьбе XIV в., хотя он по-прежнему состоит из повторений одного и того же мотива.

Эта мягкость достигается тем, что сама ремневидная форма дается в округлых изгибах и имеет небольшие лепестковые отростки, напоминающие растительный мотив. В резьбу вводятся моменты скульптурного, живописного решения: формам придается выпуклость и перспективная углубленность, которая достигается тем, что бороздка делается шире и решается иными приемами резьбы.

Резьба выполнялась на тонких, небольшого размера липовых дощечках. Рисунок на каждой из таких дощечек должен был иметь законченный вид. В тех случаях, когда орнаментальная резьба выполнялась на отдельных дощечках, поражает точное совпадение рисунков при соединении дощечек на общем остове царских врат.

Из мастеров резьбы по дереву известно имя Амвросия. И хотя сохранилось всего несколько небольших иконок, выполненных им, видно, что это был искусный художник. Амвросий являлся одним из руководителей резчицкой мастерской Троице-Сергиевского монастыря (теперь г. Загорск).

Подъем ремесла по обработке дерева выразился не только в повышении художественных и технических достоинств изделий, но и в расширении каждого вида ремесла (плотницкого, столярного, резчицкого,токарного и др.), а также в увеличении числа ремесленных производств. Вследствие усиления роли городов постепенно возрастает городское ремесло и еще в большей степени, чем раньше, начинает отли­чаться разнообразием и мастерством.

В Москве и ее окрестностях плотницко-столярные, токарные и резчицкие ремесла становятся одними из главных. Развернувшиеся строительные работы, а также строительство речных судов, которые. как правило, украшались резьбой, вызывают даже недостаток в мастерах и поэтому происходит приток рабочей силы из других мест. Значительное количество квалифицированных плотников, столяров и резчиков из Новгородского княжества работали в Москве, несмотря на то, что Новгород почти на всем протяжении XV в. продолжал оставаться независимым. Недостаток в мастерах ощущался и позднее. Несмотря на численный рост населения Москвы, в середине XVI в. при Иване IV ремесленники стягиваются в столицу специальными царскими указами.

В XVI в. русское многонациональное государство еще больше крепнет, и значение Москвы как столицы усиливается.

При Московском Кремле вместо одной мастерской – Оружейной палаты, в которой работали ремесленники различных профессий, – создается несколько мастерских – палат: оружейная, кузнечная, золотая и серебряная, иконная и парсунная (портретная), экипажная, резных и столярских дел и др. В каждой из них работают ремесленники одной специальности. Главой всех мастерских, составлявших с этого времени оружейную палату, продолжал быть, как и ранее, оружничий, который направлял деятельность всех мастеров. В Палате резных и столярских дел в период ее организации насчитывалось до 50 мастеров. Многие из мастеров умели «знаменить», т. е. рисовать, составлять проекты мебели, резных и токарных украшений для произведений архитектуры и т. д.

В 1551 г. мастерами Оружейной палаты было сооружено и богато украшено резьбой так называемое «Моленное место» (рис. 21) для царя Ивана IV. На 12 филенках нижней части моленного места изображены различные события легенды о принятии венца и барм 2 Владимиром Мономахом от послов Царьграда (Константинополя), а на 4 передних филенках вырезан полный текст этой легенды.

Тематика декора данного сооружения выражала определенную политическую идею того времени, утверждая преемственность власти русских царей от императоров Византии.

Рисунки резьбы (рис. 22) всех филенок имеют композиционную законченность, и каждую из них можно рассматривать как декоративное панно, в котором с достаточным реализмом передано содержание. Фигуры людей и всадников даны уже в движении, нет той скованности и условности, которые отличают произведения изобразительного искусства предыдущих столетий. В стилевом приеме изображения людей, пейзажа есть непосредственная связь с произведениями живописи – иконами и особенно с миниатюрой.

Верхняя часть моленного места выполнена в виде архитектурного завершения, типичного для деревянных, а затем и каменных церквей XVI в. В основу его формы взят шатер с тремя рядами «кокошников» (рис. 23). Все плоскости шатра, кокошников и других частей украшены прорезной и рельефной резьбой, необычайно затейливой по сложности узора и технически совершенной по выполнению.

В центре кокошников размещены «розеты» из растительных форм с четкой моделировкой каждого лепестка. Предполагают, что натурой для создания этих розет служил цветок подсолнечника. Моленное место Ивана IV представляет собой выдающееся произведение резьбы по де­реву середины XVI в.

В 1570—1572 гг. для Новгородского Софийского собора по приказу Ивана IV изготовляются два моленных места: одно для царя, другое для митрополита. Моленные места резали новгородские мастера, оставившие в затейливой надписи свои имена. Это были – Иван Белозерен, Еутропей Стефанов и Исак Яковлев. На узорных стенках моленных мест вместо прежнего плетеного орнамента преобладает растительный Он состоит из листьев довольно сложных очертаний, цветов и гроздей винограда.

Стенка имеет форму квадрата, расчлененного резным узором, в центре которого помещена розетка, обрамленная орнаментальной полосой. Небольшие квадратики по углам и плоскость между розеткой и боковым обрамлением также имеют композиционно законченные узоры.

Единство композиции, гармония пропорций, ритмически плавно и мягко соединенные друг с другом формы растительного орнамента – отличительные черты резьбы этого произведения последней четверти XVI в.

В резьбе XVI в. растительным формам отводится большое место трактовка их становится менее условной. Богатство резных орнаментов значительно увеличивается, а их характер приобретает все более пышные формы. Украшения делаются преимущественно накладные, с горельефной и барельефной резьбой. Впервые решаются сложные сюжеты – тематические композиции.

Находится оно в Успенском соборе Московского Кремля, а его копия и Гос. Историческом музее г. Москвы.

В XVII в., особенно во второй его половине, ремесла развиваются с особой силой. Это вызывается дальнейшим ростом городов, постепенным переходом от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, развитием торговли и, наконец, образованием всероссийского рынка.

Изгнание польских и шведских захватчиков с территории русского государства, воссоединение Украины с Россией вызвали новый подъем патриотических сил в народе, что в сочетании с ростом производительных сил способствовало дальнейшему подъему всей культурной жизни XVII в.

В противовес установленным и проводимым церковью и государственной властью религиозным догмам развивается новое, прогрессивное для того времени, мировоззрение, проникнутое всесторонним интересом к окружающей жизни. Появляется светская литература, произведения бытового и сатирического характера, которые получают распространение благодаря книгопечатанию и устному народному творчеству.

Развивается искусство портрета. Художники стремятся от плоскостного письма перейти к живописному, объемному.

Все эти черты проникают и в изобразительное искусство религиозного характера. Изображения на иконах и стенописях церквей становятся менее условными.

Темой их часто служат события из истории и даже жанрово-бытовые сцены, показанные не на плоском отвлеченном фоне, а на фоне пейзажа или зданий.

Растительный орнамент приобретает небывалое до этого времени значение. В настенных росписях, в книжных иллюстрациях, в миниатюре, в резьбе по дереву и камню, в росписях по дереву и металлу, в керамике, набойке, вышивке и других произведениях декоративно-прикладного искусства растительные узоры часто служат основной темой украшений.

В передаче того или иного растения чувствуется творческая переработка форм живой природы. В тех случаях, когда узоры выполняются красками, цвета берутся яркие, радостные, соответствующие натуре.

Художники в своем творчестве приближаются к жизни и с большим реализмом, чем прежде, передают ее в своих произведениях.

Необходимо отметить, что русское искусство в своей основе было всегда искусством правдивым, реалистическим, хотя христианская религия через церковь смогла в значительной степени подчинить себе направленность изобразительного искусства, задерживая этим полное раскрытие творческих способностей народа и ограничивая его интерес к познанию мира.

Произведения декоративно-прикладного искусства XVII в. говорят о расцвете русского художественного ремесла в этот период, и, в частности, ремесел по обработке дерева. В XVII в. были созданы такие шедевры русского деревянного зодчества, как дворец в селе Коломенском под Москвой и много других сооружений, в которых с наибольшей выразительностью проявилась черты национального искусства.

В резьбе по дереву XVII в. русский народ также оставил непревзойденные образцы, в которых видна конструктивная обусловленность и тонкое понимание их декоративного значения. К памятникам резьбы по дереву этого периода принадлежат царские врата (рис. 23) в приделе Гурия и Варсонофия соборного храма в Толчкове – предместье г. Ярославля (1671—1687 гг.).

В резьбе врат можно заметить, что все характерные черты русской орнаментальной резьбы первой половины XVII в. здесь как бы достигают своего полного расцвета. Фантазия художников становится богаче: формы резьбы разнообразны, каждый мотив орнамента повторяется небольшое число раз. Отдельные части сооружения – створки, обвязка, обрамления вставок (киотцев), многочисленные детали портала с его сложным, как корона, несколько изогнутым по линии гуська завершением, и др. – отличаются затейливым узором, закономерно составленным, соответственно форме и тому значению, какое имеет данная часть в общей его композиции.

Для второй половины XVII в. становится типичной резьба горельефная и барельефная в сочетании с объемной (особенно в произведениях последней четверти столетия); решается она в несколько планов, что создает резкую игру света и тени.

Резьба встречается на фоне и сквозная. Формы орнамента крупные. Некоторые детали вырезаются отдельно и прикрепляются к предмету или фону. Кроме цветов, изображают плоды, ягоды, излюбленным мотивом становится виноградная лоза.

В царских вратах конца XVII в. в растительный орнамент вводятся сложные по формам картуши, и он совмещается со скульптурным изображением святых. Резьбу покрывают очень толстым слоем левкаса и золотят.

2 Бармы — принадлежность парадного наряда византийских и русских князей и царей, надевавшаяся на плечи.

Эта резкая перемена в характере резьбы происходит не случайно. После присоединения Украины к России начались польские войны, по окончании которых среди мастеров Оружейной палаты оказалось много резчиков украинцев и белорусов, поскольку в это время предъявляется требование только к знанию ремесла, независимо от национальности и вероисповедания мастера

Деятельность Оружейной палаты, прекращенная в связи с военными событиями еще в начале века, в середине столетия возобновляется.

Большое количество резчиков, белорусов и украинцев, работает не только в Москве, но и в Ярославле, Костроме и других городах.

В связи с развертыванием обширных строительных работ патриархом Никоном в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим) на р. Истре под Москвой, в Иверском монастыре на р. Валдай и в других местах были организованы различные производственные мастерские и среди них мастерские резьбы по дереву, где выполнялись грандиозные иконостасы, рамы для икон, различная церковная мебель и пр.

Огромная работа была проделана и по изготовлению резных форм для керамических изразцов. Только в Новом Иерусалиме было до 300 окон с керамическими наличниками. Цветной рельефный орнамент наличников отличался богатством и разнообразием форм, а также высотой рельефа.

Применение подобного украшения становится типичной чертой русской архитектуры конца XVII в., и мастерские по выработке архитектурной керамики получают большое распространение.

Для развития столярного дела и видов резьбы по дереву во второй половине XVII в. имело значение также применение нового инструмента: появляются разновидности стругов (фуганок, рубанок), шерхебели, дорожники, пилы – большие, средние и малые, круглые долота – большие и малые, косые и прямые, кружала, буравчики и др. В XVII в. получает распространение и продольная пила. Эти новшества возникают прежде всего у мастеров крупных городов.

Для развития русского декоративно-прикладного искусства имела огромное значение Оружейная палата как центр объединения многих художественных мастерских, в которых создавались многочисленные высокохудожественные произведения для Царского двора и подарки иноземным государям и их послам, а также как школа, поскольку каждый мастер, как правило, имел учеников.

Оружейная палата достигла расцвета во второй половине XVII в. В начале XVIII в. по указу Петра I она была закрыта, и мастера ее – столяры и резчики, частично были переведены в Петербург. Некоторые из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села; передавая свои знания и опыт молодым. Многие из столяров и резчиков были переведены в Астрахань и Воронеж, где в то время велись судостроительные работы.

1 Картуш — украшение в виде не совсем развернутого свитка с завитками по сторонам и полем посредине для надписей, эмблем, вензелей и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: