Из памятников резьбы по дереву XIV в. следует прежде всего отметить поклонный Людогощинский крест из Новгородской церкви Флора и Лавра (рис. 20). Судя по надписи на нем, крест выполнен в 1359 г. по заказу жителей Легощей улицы г. Новгорода.
Лицевая сторона его украшена резным плетеным орнаментом. В 19 медальонах помещен ряд отдельных изображений, но фигуры этих изображений имеют очень архаический характер: сильно укороченные пропорции и большие головы.
Кроме того, сохранилось немало царских врат Новгородских, Псковских и Ростовских церквей (рис. 21). Рисунок их резьбы состоит из сложных непрерывных ремневидных переплетений, которые образуют однотипные формы с прямыми и криволинейными очертаниями. Ремни решены в плоской резьбе с неглубокой и узкой бороздкой посредине.
Оживление в развитии художественных ремесел наметилось в конце XIV в. Оно было вызвано успехами русского народа в борьбе за национальную независимость.
В XIV в. значительно усиливается роль Московского княжества: крепнет его политическая и экономическая мощь, расширяются его границы. Московские князья ведут борьбу за объединение.
|
|
Для освобождения от татаро-монгольского ига проводятся грандиозные работы по укреплению Московского Кремля. Параллельно с этим ведется строительство жилых зданий города, которое развертывается более широко в конце XIV и XV вв.
После победы русских в Куликовской битве 1380 г. Московское княжество возглавляет борьбу, за создание единого русского государства, образование которого завершается при Иване III (1462—1505 гг.) и его сыне Василии III (1505—1533 гг.).
Становясь центром политического объединения русских земель, Москва постепенно приобретает значение центра национальной культуры, искусства и ремесла. Развитие ремесел происходит и в других городах, имеющих административно-политическое и торговое значение – в Твери, Ярославле, Костроме и др.
Блестящему расцвету декоративно-прикладного искусства сопутствовал общий подъем искусства. В конце XIV и в XV вв. создается высокохудожественный архитектурный ансамбль Московского Кремля: в 1475—1479 гг. строится Успенский собор; в 1484—1489гг. перестраивается Благовещенский собор, построенный в 1397 г.; на месте деревянных хором в 1491 г. строятся каменные (так называемая Грановитая палата); в 1505—1509 гг. воздвигается новый Архангельский собор и в 1505—1600 гг. колокольня «Иван Великий». Благовещенский собор расписывает Андрей Рублев (1350/1360—1430 гг.), резьбу по камню производит архитектор и скульптор Василий Дмитриевич Ермолин.
Все эти произведения, а также изделия ювелирного искусства (среди которых выделяются работы мастера чеканки по золоту Ивана Фомина), шитья, миниатюры и др. были не только образцами для мастеров многих последующих поколений, но и классическими произведениями русского национального искусства.
|
|
В резьбе по дереву XV в. было также создано много произведений большой ценности, но по различным причинам до наших дней сохранились очень немногие. В орнаментальной резьбе XV в. (рис. 22) продолжает применяться плетеный орнамент, но его рисунок приобретает большую мягкость и ясность композиции, чем в резьбе XIV в., хотя он по-прежнему состоит из повторений одного и того же мотива.
Эта мягкость достигается тем, что сама ремневидная форма дается в округлых изгибах и имеет небольшие лепестковые отростки, напоминающие растительный мотив. В резьбу вводятся моменты скульптурного, живописного решения: формам придается выпуклость и перспективная углубленность, которая достигается тем, что бороздка делается шире и решается иными приемами резьбы.
Резьба выполнялась на тонких, небольшого размера липовых дощечках. Рисунок на каждой из таких дощечек должен был иметь законченный вид. В тех случаях, когда орнаментальная резьба выполнялась на отдельных дощечках, поражает точное совпадение рисунков при соединении дощечек на общем остове царских врат.
Из мастеров резьбы по дереву известно имя Амвросия. И хотя сохранилось всего несколько небольших иконок, выполненных им, видно, что это был искусный художник. Амвросий являлся одним из руководителей резчицкой мастерской Троице-Сергиевского монастыря (теперь г. Загорск).
Подъем ремесла по обработке дерева выразился не только в повышении художественных и технических достоинств изделий, но и в расширении каждого вида ремесла (плотницкого, столярного, резчицкого,токарного и др.), а также в увеличении числа ремесленных производств. Вследствие усиления роли городов постепенно возрастает городское ремесло и еще в большей степени, чем раньше, начинает отличаться разнообразием и мастерством.
В Москве и ее окрестностях плотницко-столярные, токарные и резчицкие ремесла становятся одними из главных. Развернувшиеся строительные работы, а также строительство речных судов, которые. как правило, украшались резьбой, вызывают даже недостаток в мастерах и поэтому происходит приток рабочей силы из других мест. Значительное количество квалифицированных плотников, столяров и резчиков из Новгородского княжества работали в Москве, несмотря на то, что Новгород почти на всем протяжении XV в. продолжал оставаться независимым. Недостаток в мастерах ощущался и позднее. Несмотря на численный рост населения Москвы, в середине XVI в. при Иване IV ремесленники стягиваются в столицу специальными царскими указами.
В XVI в. русское многонациональное государство еще больше крепнет, и значение Москвы как столицы усиливается.
При Московском Кремле вместо одной мастерской – Оружейной палаты, в которой работали ремесленники различных профессий, – создается несколько мастерских – палат: оружейная, кузнечная, золотая и серебряная, иконная и парсунная (портретная), экипажная, резных и столярских дел и др. В каждой из них работают ремесленники одной специальности. Главой всех мастерских, составлявших с этого времени оружейную палату, продолжал быть, как и ранее, оружничий, который направлял деятельность всех мастеров. В Палате резных и столярских дел в период ее организации насчитывалось до 50 мастеров. Многие из мастеров умели «знаменить», т. е. рисовать, составлять проекты мебели, резных и токарных украшений для произведений архитектуры и т. д.
В 1551 г. мастерами Оружейной палаты было сооружено и богато украшено резьбой так называемое «Моленное место» (рис. 21) для царя Ивана IV. На 12 филенках нижней части моленного места изображены различные события легенды о принятии венца и барм 2 Владимиром Мономахом от послов Царьграда (Константинополя), а на 4 передних филенках вырезан полный текст этой легенды.
|
|
Тематика декора данного сооружения выражала определенную политическую идею того времени, утверждая преемственность власти русских царей от императоров Византии.
Рисунки резьбы (рис. 22) всех филенок имеют композиционную законченность, и каждую из них можно рассматривать как декоративное панно, в котором с достаточным реализмом передано содержание. Фигуры людей и всадников даны уже в движении, нет той скованности и условности, которые отличают произведения изобразительного искусства предыдущих столетий. В стилевом приеме изображения людей, пейзажа есть непосредственная связь с произведениями живописи – иконами и особенно с миниатюрой.
Верхняя часть моленного места выполнена в виде архитектурного завершения, типичного для деревянных, а затем и каменных церквей XVI в. В основу его формы взят шатер с тремя рядами «кокошников» (рис. 23). Все плоскости шатра, кокошников и других частей украшены прорезной и рельефной резьбой, необычайно затейливой по сложности узора и технически совершенной по выполнению.
В центре кокошников размещены «розеты» из растительных форм с четкой моделировкой каждого лепестка. Предполагают, что натурой для создания этих розет служил цветок подсолнечника. Моленное место Ивана IV представляет собой выдающееся произведение резьбы по дереву середины XVI в.
В 1570—1572 гг. для Новгородского Софийского собора по приказу Ивана IV изготовляются два моленных места: одно для царя, другое для митрополита. Моленные места резали новгородские мастера, оставившие в затейливой надписи свои имена. Это были – Иван Белозерен, Еутропей Стефанов и Исак Яковлев. На узорных стенках моленных мест вместо прежнего плетеного орнамента преобладает растительный Он состоит из листьев довольно сложных очертаний, цветов и гроздей винограда.
Стенка имеет форму квадрата, расчлененного резным узором, в центре которого помещена розетка, обрамленная орнаментальной полосой. Небольшие квадратики по углам и плоскость между розеткой и боковым обрамлением также имеют композиционно законченные узоры.
|
|
Единство композиции, гармония пропорций, ритмически плавно и мягко соединенные друг с другом формы растительного орнамента – отличительные черты резьбы этого произведения последней четверти XVI в.
В резьбе XVI в. растительным формам отводится большое место трактовка их становится менее условной. Богатство резных орнаментов значительно увеличивается, а их характер приобретает все более пышные формы. Украшения делаются преимущественно накладные, с горельефной и барельефной резьбой. Впервые решаются сложные сюжеты – тематические композиции.
Находится оно в Успенском соборе Московского Кремля, а его копия и Гос. Историческом музее г. Москвы.
В XVII в., особенно во второй его половине, ремесла развиваются с особой силой. Это вызывается дальнейшим ростом городов, постепенным переходом от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, развитием торговли и, наконец, образованием всероссийского рынка.
Изгнание польских и шведских захватчиков с территории русского государства, воссоединение Украины с Россией вызвали новый подъем патриотических сил в народе, что в сочетании с ростом производительных сил способствовало дальнейшему подъему всей культурной жизни XVII в.
В противовес установленным и проводимым церковью и государственной властью религиозным догмам развивается новое, прогрессивное для того времени, мировоззрение, проникнутое всесторонним интересом к окружающей жизни. Появляется светская литература, произведения бытового и сатирического характера, которые получают распространение благодаря книгопечатанию и устному народному творчеству.
Развивается искусство портрета. Художники стремятся от плоскостного письма перейти к живописному, объемному.
Все эти черты проникают и в изобразительное искусство религиозного характера. Изображения на иконах и стенописях церквей становятся менее условными.
Темой их часто служат события из истории и даже жанрово-бытовые сцены, показанные не на плоском отвлеченном фоне, а на фоне пейзажа или зданий.
Растительный орнамент приобретает небывалое до этого времени значение. В настенных росписях, в книжных иллюстрациях, в миниатюре, в резьбе по дереву и камню, в росписях по дереву и металлу, в керамике, набойке, вышивке и других произведениях декоративно-прикладного искусства растительные узоры часто служат основной темой украшений.
В передаче того или иного растения чувствуется творческая переработка форм живой природы. В тех случаях, когда узоры выполняются красками, цвета берутся яркие, радостные, соответствующие натуре.
Художники в своем творчестве приближаются к жизни и с большим реализмом, чем прежде, передают ее в своих произведениях.
Необходимо отметить, что русское искусство в своей основе было всегда искусством правдивым, реалистическим, хотя христианская религия через церковь смогла в значительной степени подчинить себе направленность изобразительного искусства, задерживая этим полное раскрытие творческих способностей народа и ограничивая его интерес к познанию мира.
Произведения декоративно-прикладного искусства XVII в. говорят о расцвете русского художественного ремесла в этот период, и, в частности, ремесел по обработке дерева. В XVII в. были созданы такие шедевры русского деревянного зодчества, как дворец в селе Коломенском под Москвой и много других сооружений, в которых с наибольшей выразительностью проявилась черты национального искусства.
В резьбе по дереву XVII в. русский народ также оставил непревзойденные образцы, в которых видна конструктивная обусловленность и тонкое понимание их декоративного значения. К памятникам резьбы по дереву этого периода принадлежат царские врата (рис. 23) в приделе Гурия и Варсонофия соборного храма в Толчкове – предместье г. Ярославля (1671—1687 гг.).
В резьбе врат можно заметить, что все характерные черты русской орнаментальной резьбы первой половины XVII в. здесь как бы достигают своего полного расцвета. Фантазия художников становится богаче: формы резьбы разнообразны, каждый мотив орнамента повторяется небольшое число раз. Отдельные части сооружения – створки, обвязка, обрамления вставок (киотцев), многочисленные детали портала с его сложным, как корона, несколько изогнутым по линии гуська завершением, и др. – отличаются затейливым узором, закономерно составленным, соответственно форме и тому значению, какое имеет данная часть в общей его композиции.
Для второй половины XVII в. становится типичной резьба горельефная и барельефная в сочетании с объемной (особенно в произведениях последней четверти столетия); решается она в несколько планов, что создает резкую игру света и тени.
Резьба встречается на фоне и сквозная. Формы орнамента крупные. Некоторые детали вырезаются отдельно и прикрепляются к предмету или фону. Кроме цветов, изображают плоды, ягоды, излюбленным мотивом становится виноградная лоза.
В царских вратах конца XVII в. в растительный орнамент вводятся сложные по формам картуши, и он совмещается со скульптурным изображением святых. Резьбу покрывают очень толстым слоем левкаса и золотят.
2 Бармы — принадлежность парадного наряда византийских и русских князей и царей, надевавшаяся на плечи.
Эта резкая перемена в характере резьбы происходит не случайно. После присоединения Украины к России начались польские войны, по окончании которых среди мастеров Оружейной палаты оказалось много резчиков украинцев и белорусов, поскольку в это время предъявляется требование только к знанию ремесла, независимо от национальности и вероисповедания мастера
Деятельность Оружейной палаты, прекращенная в связи с военными событиями еще в начале века, в середине столетия возобновляется.
Большое количество резчиков, белорусов и украинцев, работает не только в Москве, но и в Ярославле, Костроме и других городах.
В связи с развертыванием обширных строительных работ патриархом Никоном в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим) на р. Истре под Москвой, в Иверском монастыре на р. Валдай и в других местах были организованы различные производственные мастерские и среди них мастерские резьбы по дереву, где выполнялись грандиозные иконостасы, рамы для икон, различная церковная мебель и пр.
Огромная работа была проделана и по изготовлению резных форм для керамических изразцов. Только в Новом Иерусалиме было до 300 окон с керамическими наличниками. Цветной рельефный орнамент наличников отличался богатством и разнообразием форм, а также высотой рельефа.
Применение подобного украшения становится типичной чертой русской архитектуры конца XVII в., и мастерские по выработке архитектурной керамики получают большое распространение.
Для развития столярного дела и видов резьбы по дереву во второй половине XVII в. имело значение также применение нового инструмента: появляются разновидности стругов (фуганок, рубанок), шерхебели, дорожники, пилы – большие, средние и малые, круглые долота – большие и малые, косые и прямые, кружала, буравчики и др. В XVII в. получает распространение и продольная пила. Эти новшества возникают прежде всего у мастеров крупных городов.
Для развития русского декоративно-прикладного искусства имела огромное значение Оружейная палата как центр объединения многих художественных мастерских, в которых создавались многочисленные высокохудожественные произведения для Царского двора и подарки иноземным государям и их послам, а также как школа, поскольку каждый мастер, как правило, имел учеников.
Оружейная палата достигла расцвета во второй половине XVII в. В начале XVIII в. по указу Петра I она была закрыта, и мастера ее – столяры и резчики, частично были переведены в Петербург. Некоторые из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села; передавая свои знания и опыт молодым. Многие из столяров и резчиков были переведены в Астрахань и Воронеж, где в то время велись судостроительные работы.
1 Картуш — украшение в виде не совсем развернутого свитка с завитками по сторонам и полем посредине для надписей, эмблем, вензелей и т. п.