Жилая деревянная архитектура

Рассматриваемые вопросы:

2.3.1. Жилище крестьян и ремесленников.

2.3..2. Княжеские и боярские дома.

2.3.3. Резьба во внутреннем убранстве.

2.3..4. Резьба в убранстве дома.

У большинства крестьян и ремесленников периода Киевского государства (IX—XI вв.) в лесостепных восточных районах жилые помещения представляли собой полуземлянки. Дерево использовалось в них как подсобный материал. Из вертикально поставленных бревен и жердей делался наземный остов, который снаружи и внутри обмазывался глиной. В землях же Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств (наиболее богатых лесами) жилые постройки крестьян и ремесленников имели иной характер. Они представляли собой наземные деревянные срубные постройки.

Дерево здесь было основным строительным материалом. Раскопки в Пскове и Бело-озерске показали, что деревянные срубные здания имели широкое распространение еще до Х в. и достигали значительных размеров (3Х3,5; 8Х10; 11Х12 м и более). Избы преимущественно строили односрубные (рис.23), т. е. из одной клети. Но иногда одну клеть соединяли с другой вплотную, получалась так называемая пятистенная изба (двухсрубная клеть); иногда соединяли две клети крытыми переходами или общими сенями (трехсрубная клеть). Подавляющее большинство изб отапливалось «по-черному» – очаг не имел специального дымохода и дым выходил в открываемые дверь и окна. Такие избы назывались «курными». Окна в курных избах делались небольшие. Они вырубались на толщину одного – трех бревен и с внутренней стороны закрывались (заволакивались) деревянной задвижкой или щитком. Отсюда название этих окон – волоковые.

В Новгородском княжестве и особенно в г. Новгороде существовал и иной тип жилья – изба на подклети. Это двухэтажная постройка с жилым верхним этажом и нижним, предназначенным для скота, хранения утвари и запасов. Изба отапливалась печью с дымоходом. Печь в двухэтажных избах выкладывали на втором этаже, а иногда и на первом. Окна на фасадной стене, называемые красными, делались больших размеров, чем волоковые, с рамами, в переплеты которых вставлялась слюда.

Покрытие у тех и других изб преобладало двухскатное и в этом случае торцовые стены сруба имели бревенчатые фронтоны.

Наиболее употребляемыми породами деревьев в жилом строительстве были сосна, ель и дуб. Кровли покрывали тесом, дранкой, лемехом (небольшие дощечки с фигурным обрезом одного конца) и соломой. Для русской жилой архитектуры было типично применение украшений (резьба, роспись, раскраска, токарные детали). На фасадах чаще всего украшали оконные наличники, выступающую часть верхнего бревна покрытия — охлупня (князевой слеги), причелины кровли, некоторые детали крылец, ворот и калитки.

Княжеские и боярские дома отличались большими размерами, наличием нескольких этажей, большим числом жилых и подсобных помещений и богатым резным убором. Весь комплекс жилых и хозяйственных построек обносили высокой изгородью. Въезд и вход во двор – ворота и калитку – выделяли резьбой.

В силу крепостнического строя в России народная, крестьянская жилая архитектура развивалась медленно и была устойчива в своих общих чертах. У беднейшего крестьянства, а оно составляло основную массу трудового населения, избы по-прежнему оставались мало благоустроенными. Лишь у части городского населения, главным образом купцов, дворян и бояр, во второй половине XVII в. появляются более благоустроенные дома с комнатами, имеющими различное назначение. Постепенно меняется интерьер, число и характер меблировки.

Качество столярных работ, характер обработки бревенчатой стены и других внутренних частей избы входило в понятие убранства жилья и называлось нарядом. В понятие убранства жилья включались и предметы обстановки. «Нарядить нутро» – значило отделать клеть начисто внутри, т. е. «вырубить и околодить окна – красные и волоковые, покласть у стен лавки, навесить двери, сделать опечек (деревянная обшивка нижней части печи) и т. д. К наряду же относилась окончательная уборка стен и потолка. Стены, особенно если они были бревенчатые, внутри и снаружи обшивались тесом взакрой; брусяные же отделывались в скобель. Потолок точно также подшивался тесом или липовыми досками взакрой» '.

Обшивку стен тесом нужно считать частным случаем, не имеющим широкого применения в крестьянских жилых постройках как до XVIII в., так и в последующие века. Во-первых потому, что продольная пила появилась только в середине XVII в. и не могла сразу распространиться среди плотницко-столярных артелей, и во-вторых потому, что применение теса значительно удорожало строительство и было мало кому доступно. Обшивка стен тесом до XVIII в. могла применяться лишь в дворцовом и хоромном строительстве. Даже значительно позже в народной жилой архитектуре стены оставляли бревенчатыми или брусчатыми, без обшивки. Основное внимание уделялось оформлению входа. Верхняя поперечная часть наличника имела чаще всего фигурный профиль. Рисунки профилей простые, встречаются не более чем в трех вариантах. Полотнище двери обычно однопольное, гладкое, из двух-трех широких досок.

Поскольку строителями жилых, церковных и крепостных здании были одни и те же плотницко-столярные артели, то многие технические и художественные приемы были общими. Так, например, оформление дверного проема церкви (рис. 24) одинаково с формой наличника, встречающегося в жилой архитектуре, хотя наличник украшен еще полосками резьбы. Следует подчеркнуть умелое соединение форм, имеющих различную конфигурацию, как композиционный прием, часто встречающийся в народном искусстве. В данном примере широкая полоса украшений, состоящая из параллельных выемок, завершается щипцом в центре, резьба – аркой, а проем и полотно двери прямолинейны.

Резьба наличников состояла обычно из трехгранно – выемчатых порезок, «жгутиков» в один, два и три ряда, «веревочки», «желобков», «зубчиков», «дыньки», «бочки» с перехватами, «репки» и т. д. Иногда в оформлении применяли только две формы порезок. И благодаря умелому чередованию их и хорошему подбору размеров достигали художественной выразительности.

Резьба во внутреннем убранстве жилья составляла исключение. Только в царских и боярских хоромах «простой плотницкий наряд получал особую красоту, когда комнаты убирались столярной резьбой».

Рис.. Оформление дверного

проема. Воскресенская церковь

1675г. Архангельская область

Рис. 24. Коломенский дворец XVII в.

Наиболее подробно о хоромном строительстве нам известно на примерах дворцов XVII в. Измайловском и Коломенском.

Еще до XVII в. на красивом, возвышенном берегу Москвы-реки, в селе Коломенском, утопавшем в зелени садов, была создана летняя царская резиденция. На ее территории в 1667–1681 гг. под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова был воздвигнут деревянный дворец (рис. 24). Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы, царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства.

В Коломенском дворце часть клетей соединялась переходами, сенями, а некоторые из них имели обходные галереи и крыльца. В покрытиях отдельных хором были применены все те разнообразные формы, выработанные плотницким искусством в церковной архитектуре: шатер2, куб3, палатка 4, бочка и др. Несмотря на разнообразие решений отдельных частей, вся группа сооружений представляла собой единый художественный ансамбль.

Особой красотой и богатством резных украшений отличались интерьеры. Резьбой были украшены наличники и полотна дверей, окна, стены, потолок. Резьба на дверных и оконных наличниках располагалась главным образом на причелинах в верхней части проемов. Резные багеты, или, как их называли, дорожники, прикреплялись в верхней части стен, около потолка. При этом резьба в одной части помещения не шла вразрез с другими. Украшения потолка всегда соответствовали ук­рашениям окон и дверей комнаты.

Резьба была расписана яркими красками и частично густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помешений были расписаны «живописным письмом»; на их полотнищах изображались цветы, травы, птицы, звери и картинки русской природы.

Внутреннее оформление каждой части дворца соответствовало прежде всего ее назначению, а также внешнему решению.

Резное убранство фасадов и интерьеров Коломенского дворца было выполнено под руководством искусных резчиков Арсения и Клима Михайлова. Оно поражало богатством форм орнамента и приемами их выполнения. Позолота резьбы сочеталась с раскраской и росписью. Все вместе создавало почти сказочное впечатление, и не случайно современники называли дворец одним из чудес света.

Изменение условий быта, происходящее вследствие постепенного роста производительных сил и изменений структуры классового общества, развитие ремесел, промышленности и торговли, обособление города от деревни обусловило и постепенное видоизменение жилой архитектуры. Менялась планировка, размеры, высота, освещение, отопление и художественное оформление. Но эти изменения в XVIII в. характерны только для жилой архитектуры центральных городов (Петербурга, Москвы). Наиболее резкое улучшение жилищных условий, коснувшееся провинциальных городов, наметилось в XIX в. Тот же процесс в крестьянской жилой архитектуре происходит во второй половине XIX в., но касается он лишь зажиточной части деревни. В середине XIX в. курные избы составляли почти треть от общего числа жилых построек крестьян, особенно в центральных районах русского государства и деревнях, удаленных от промышленных центров.

В северных районах, в Западной и Восточной Сибири жилые дере­вянные здания были более благоустроены и просторны. Основной причиной этого было то, что жители Новгородской, Архангельской земли и тем более жители Сибири не испытали татаро-монгольского нашествия, да и крепостной гнет в той степени и форме, в какой он существовал в центральных русских княжествах, не был им присущ.

Крестьянские жилые постройки России XVIII и XIX вв. подразделялись по территориальному признаку на центральные, северные, восточные и западные области и имели некоторые характерные особенности.

Постройки Севера – это настоящие хоромы (рис. 24). Избы большей частью двухэтажные, с обходной галереей второго этажа, со светелками, сенями. Украшения оконных наличников, ставен, крылец, ворот отличаются простотой столярно-плотницкой работы. Сохраняется традиционный прием фигурной профилировки в тех частях, которые сделаны из досок. Применяются резные и токарные детали. Как правило, украшения изб Севера необычайно выразительны.

Иной размер, планировку и резной убор имеют избы средней полосы (рис. 25). Они значительно меньших размеров. В XIX в. у части изб применяется стропильная конструкция перекрытия, и в этом случае при двухскатной форме кровли бревна с торцовых сторон не доходят до конька. Торец фронтона зашивают досками, но чтобы смягчить резкость перехода от бревенчатой стены к дощатой глади фронтона и закрыть образовавшуюся щель, на месте стыка стены и фронтона стали приделывать доску, украшенную резьбой. Эта доска получила название «лобовая» или «карниз».

Такие же резные доски («подзоры») прикрепляют к торцам кровли, а иногда ими закрывают торцы выступающих угловых бревен стены по всей высоте избы или в верхней части.

Резным оформлением фасадов особенно выделяются избы деревень Поволжья (во Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской губерний).

В технике рельефной резьбы выполнялись затейливые растительные орнаменты, среди которых иногда были вкомпанованы мифическо-былинные изображения (рис. 25). Эта резьба известна под названием «корабельная резь». Техника и некоторые ее формы были типичны для резьбы на судах и баржах, которые строились в XVI и XVII вв. в районе Нижнего Новгорода. Можно думать, что, сохраняясь в поколениях, эта резьба была использована в архитектуре XIX в., отчего и произошло ее название.

В оформлении одних и тех же частей здания наблюдается большое разнообразие композиционных решений и самих мотивов резьбы. В характере резьбы каждой избы можно найти что-то новое несмотря на то, что исполнителями были подчас одни и те же мастера. Резной наряд отличается пышностью, необычайно декоративен и богат. В ряде случаев резьба раскрашена в яркие цвета – красный, желтый, синий, что еще больше усиливает общее художественное впечатление.

В связи с применением лобзиковой пилы и выкружного пиления в архитектуре конца XIX в. распространилась более дешевая по выполнению, чем рельефная, пропильная резьба (рис. 25). Пропильная резьба встречается главным образом в жилой деревянной архитектуре городов, частично в архитектуре деревень, расположенных поблизости от города.

В интерьере крестьянской архитектуры XIXв. Севера,Сибири, Поволжья резьба и роспись получают большое распространение. Встречается не только фигурная профилировка дверных наличников, но и резьба дверных полотен, особенно дверей парадных комнат.

Из токарных балясин делают ограждения палатей. Рельефной резьбой украшают перегородки (рис. 26). Затейливым узором расписывают потолок, простенки между окон, деревянную обшивку «русской» печи (опечек) и двери (рис. 27).

Стремление украшать архитектурные детали жилых деревянных построек было типичным явлением в старину и сохранялось в народе столетиями. Наряду с традиционными приемами резьбы создавались новые, входившие в обиход.

Умение декорировать, разумно использовать ту или иную технику художественной обработки дерева, быстро составлять рисунки профилей и резьбы было характерной чертой творчества народных мастеров.

Русские мастера по обработке дерева – плотники, столяры и резчики благодаря своему художественному таланту смогли с течением времени превратить плотницкое дело из ремесла в искусство.

Виртуозно владея топором как основным инструментом плотницко-столярного ремесла, они создавали в течение короткого отрезка времени грандиозные по размаху сооружения. При первичной обработке бревен часто тут же в лесу складывали сруб, пригоняя одну часть к другой, изготовляли необходимые детали и в разобранном виде перевозили строение на место. Окончательная установка и сборка строения могли быть произведены очень быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: