Основные сведения о ремесле и архитектуре. Рассматриваемые вопросы

Лекция №3.1. МЕБЕЛЬ

Рассматриваемые вопросы:

3. 1. МЕБЕЛЬ

3.1.1. Устройство перегородок.

3.1.2. Интерьер крестьянской избы.

3.1.3. Простота и надежность мебели.

3.2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМЕСЛЕ И АРХИТЕКТУРЕ.

3.2.1. Общее развитие и развитие искусства.

3.2.2. Развитие архитектуры.

3.2.3. Столяр краснодеревец.

3.2..4. Ремесленная школа.

Производство мебели во второй половине XVIII в. получило большой размах и быстро распространилось по различным городам России.

Возникшие затруднения в отношениях с заграницей и временный запрет ввоза французских краснодеревных изделий в конце века также способствовали увеличению изготовления отечественной мебели. Классическое направление в русской архитектуре второй половины XVIII в. оставило свой след и на формах мебели этого времени, что особенно ярко проявилось в последней четверти века, когда мебельное искусство в России достигает своего расцвета.

В этот период впервые решаются вопросы полного единства форм мебели с архитектурой всего интерьера, функционального качества мебели, ее масштабности и максимальных удобств в пользовании.

Благодаря изменившимся условиям быта во второй половине XVIII в жилые помещения получают специальное назначение; появляются залы, гостиные, столовые, кабинеты, спальни, передние и др. В соответствии с назначением помещения изготовлялись определенные наборы или гар­нитуры мебели, имеющие единообразие форм, материала и отделки. Поэтому, наряду с бытовавшей до этой поры мебелью, появляются новые ее виды и типы.

Прямое и непосредственное влияние на возникновение и развитие новых по стилю форм мебели конца XVIII и начала XIX вв. оказал выдающийся русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Предметы мебели, выполненные по его проектам и сохранившиеся главным образом в рисунках, отличаются благородством пропорций, ясной выразительностью конструкции, умелым использованием природных качеств древесины, органической связью с традициями народного искусства.

Изучая художественные и технические принципы, заложенные A. H. Воронихиным в основу формообразования мебели, можно различить два периода, характерных для его творчества. К первому периоду можно отнести мебель с ярко выраженными чертами конца XVIII в., ко второму — мебель начала XIX в., более строгую по своим формам.

Мебель этого времени при наличии всех характерных признаков стиля различается по форме, богатству декоративной отделки и приме­няемому материалу. В городских дворцах и дворцах-поместьях формы мебели носили официальный, парадный характер, были богато украшены ценными материалами. Эту мебель обычно проектировали лучшие архитекторы или видные мастера того времени.

Мебель в зажиточных городских домах и помещичьих усадьбах по художественным достоинствам часто не уступала дворцовой, но она всегда была более скромной. Авторами этой мебели обычно являлись сами же мастера-исполнители.

Создателями как дворцовой, так и усадебной мебели, были крепостные мастера; накопленный ими многолетний опыт художественной обработки древесины давал возможность свободно решать любые задачи, связанные с изготовлением мебели.

Мебель этого времени отличается простотой форм и ясной вырази-тельностью конструкции. Правильность пропорций, симметричность и уравновешенность членений придают ей особую стройность и гармоничность. По сравнению с мебелью середины XVIII в. ее формы приобретают более спокойные очертания, в предметах подчеркиваются вертикальные и горизонтальные линии, в соединениях частей предпочтение отдается прямому углу, места столярных вязок не маскируются накладными украшениями, а выявляются со всей конструктивной четкостью. Ножки стульев, кресел, диванов, столов и пр. становятся вертикальными. Украшения, усиливая выразительность и красоту формы, имеют четкое и симметричное построение.

В декоративной отделке широко применяют резьбу, сочетая в украшении одного предмета ее различные виды. Резьба выполнялась в массиве или наклеивалась на предмет.

Резьбой украшают и токарные детали. Точеные детали на мебели имеют более широкое применение, чем в середине XVIII в.; их изготовляют в виде прямых колонок, вазообразных и конусообразных стержней в соединении с небольшими профилями поясков, шаров, вальков и перехватов (см. рис. 25). Для точения стали применять новые породы дерева: карельскую березу, красное дерево и тополь.

Использование узорчатой фанеры при облицовке изделий в елку, в конверт, в крейцфугу и др. значительно увеличивало красоту внешнего вида изделия.

Наборное дерево на мебели получает очень широкое применение в России только со второй половины XVIII в. До этой поры многие образцы мебели наборной работы вывозились из Франции.

Русские мастера в мозаичных работах из дерева показали удивительную технику, свободно набирая сложные композиции (геометрические и растительные узоры, архитектурные, пейзажные и сюжетные изображения) и умело применяя естественные качества древесины с сохранением природных декоративных особенностей материала.

Примером может служить бюро-цилиндр конца XVIII в. (рис. 95). На крышке бюро из цветных пород древесины набраны сцены из исторических сюжетов. Дверцы шкафика, находящегося внутри бюро, декорированы видами дворцов в окрестностях Павловска и Гатчины.

Отделка других внутренних и внешних частей бюро состоит из набора ценных пород древесины в виде различных орнаментальных мотивов. Даже ножки, имеющие форму суживающихся колонок, обвиты темной лентой со светлым набором растительного узора. Древесная мозаика дополнялась выжиганием, гравировкой и подкуриванием в горячем песке. Выжигание производилось заостренными гвоздями различной толщины гравировка — тонкими иглами.

Рис. 26. Бюро

Мебель этого времени иногда украшали живописью, выполненной темперой или масляными красками. В качестве украшений применяли также наклеенные картинки с различными сюжетами, золоченые и серебряные орнаменты, накладки и вставки из бронзы, кости, камня, фарфора, перламутра и стекла. Края верхних досок столов, бюро и секретеров украшали невысокими ажурными решеточками из латуни.

При отделке поверхности деревянных частей пользуются сплошным окрашиванием в светлые, спокойные или контрастные тона по левкасу. Иногда покраску сочетают с золочением. В конце века применяют тонирование, лакирование олифой и полирование. Большое значение придают обивочным тканям. При обивке мебели применяют преимущественно шелковые ткани — атлас, бархат, штоф, гобелен. Употребляли и обивку из льняных тканей. Реже сиденья стульев обивали сафьяном и кожей. Шелкоткацкое отечественное производство к этому времени достигло значительных успехов. Вовторой половине XVIII в. был восстановлен выстроенный по указанию Петра I на берегу Невы «Мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрики. Число фабрик за XVIII в. возросло от 150 до 339.

Музыкальные механические приспособления, вделанные в бюро, играли целые увертюры из опер. Некоторые предметы мебели, главным образом шкафы-секретеры, имели потайные ящики со сложной системой запоров. Производство замков и различных запоров на Руси стояло на высокой ступени. Сложность замков в мебели этого времени говорит о большой выдумке и остроумии изготовлявших их мастеров.

Мебель изготовляли из местных и привозных пород дерева. Из местных пород для мебели применяли: орех, дуб, березу, тополь, сосну, ясень, липу, бук, грушу, мореный дуб, карельскую березу, а также березовый и ореховый кап в виде массива и пиленой фанеры. Из привозных пород употребляли: красное дерево, амарант, лисандр, сатиновое и тюльпановое дерево и др. Некоторые породы декорировали под красное дерево.

В конструктивном отношении изготовляемая мебель до 70-х годов ПП в. была рамочной. В конце века наряду с рамочной конструкцией является мебель щитовая, встречаются образцы и смешанной конструкции.

К концу XVIII в. совершенствуется ручной инструмент столяра-краснодееревщика, появляются новые виды отборочных инструментов. Долота для резьбы получают более сложные профили.

Изготовление столярной плиты для щитовой мебели и фанерование мебели обусловили появление новых приспособлений для зажима делянок при склеивании их в щит, фанерования гладких, профильных и криволинейных поверхностей. Некоторые деревянные струбцины и прессы о времени близки по своему устройству к современным.

Столы. Обеденных столов этого времени сохранилось очень мало, однако известно, что они имели прямоугольную, круглую или овальную форму; крышка часто устраивалась раздвижной.

Большое распространение имели консольные столы (рис. 27), на которые ставили вазы, скульптуру, часы, небольшие светильники (жирандоли). Консоли стояли у стен, под зеркалами. Сохраняя общее конструктивное решение, консоли отличаются в основном художественным оформлением. Большая часть из них выполнена из липы, так как главным видом украшений служит резьба и токарные детали. Крышки, кроме деревянных, были из мрамора, малахита или мозаики. Подстолье консолей делалось высоким и отличалось часто усложненным декоративным решением (рис. 28). Число ножек и их расстановка были различны. Обычно ножки имели форму, несколько суживающуюся книзу (рис.29). Каннелюры, вырезанные растительные мотивы в сочетании с геометрическими, не нарушали ее конструкции. Орнаментом выделялось основание и завершение ножки — место ее соединения с царгой. У некоторых консольных столов проножки имели изогнутую форму, тогда место их скрещивания выделялось вазоном. Окраска чаще всего была белого цвета с цветовым выделением отдельных частей.

Золоченый консольный стол, показанный на рис. 30, отличаясь красотой пропорций, имеет необычайно нарядный резной убор. Точеные ножки стола, сплошь украшены резьбой, каннелюры, проходящие по ножке в нижней части, переходят в спиральную линию. В верхней части образуется перехват, обрамленный акантовым листом. Подстолье орнаментировано сквозной резьбой и состоит из сложной формы завитков растительного мотива. Боковые стороны представляют собой замкнутую композицию, передняя сторона — плавно чередующиеся завитки орнаментированной полосы. В местах соединения ножек с подстольем помещены квадраты с барельефной розетой в центре.

Подстолье вокруг обрамлено резными тягами в виде горошка. Низ подстолья украшают свисающие складки ткани, отороченные бахромой. В образовавшуюся складку положены плоды и ягоды. Складки ткани, решенные с большим мастерством, напоминают нам настоящую ткань. Крышкой стола служит малахитовый камень.

Гостиные преддиванные столы различались размерами (большие и маленькие), формой крышек (квадратная, круглая, овальная) и решением подстолья (ножки прямые или изогнутые) с декоративно обработанными частями.

Преддиванные гостиные столы не покрывали скатертями, а потому отделке их придавали большое значение.

Гостиный стол карельской березы (рис. 31) имеет круглое подстолье и крышку. Сильно изогнутые четыре ножки, суживающиеся книзу, опираются на плинт с вогнутыми сторонами. На обвязи стола в местах соединения с нижними сделаны вставки черного дерева. Резные фигуры лебедей (рис. 31), располагающиеся по углам плинта, зачернены, крылья и пояски позолочены.

Со второй половины XVIII в. появляются новые виды столов: ломберный — для игры в карты и дамский рабочий столик, получивший название «бобик» от криволинейной формы крышки, напоминающей форму боба. Эти новые образцы прочно вошли в быт с конца XVIII в.

Ломберные столики (рис. 32) были небольшого размера и имели квадратную или прямоугольную форму. Две раскладывающиеся крышки стола с отводными ножками крепились специальными, так называемыми ломберными петлями. Внутренняя сторона крышек была оклеена сукном зеленого цвета, на котором при игре в карты вели записи мелом. У большинства ломберных столов внешняя сторона крышек была богато оформлена наборным деревом. Дамский рабочий столик «бобик» (рис. 33) имеет необычную форму крышки. Однако это позволяет сидя близко к положенной на столе работе иметь удобные опоры для рук. В подстолье устроен выдвижной ящик или мешок. Ножки столика имели колесики для передвигания стола от дневного света к вечернему. С необычайной любовью оформля­лись набором крышки этих столов. Фриз крышки был обычно оформлен орнаментальной полосой из растительных или геометрических форм; в центре изображали ветку распускающейся березки с почками, птичку на веточке, букетик полевых цветов или архитектурный пейзаж.

Письменный стол как стол специального назначения появился в русском быту в середине XVIII в. и из него развились два новых предмета обстановки: бюро-цилиндр и секретер.

Характерной особенностью письменного стола конца XVIII в. продолжает оставаться надстройка, состоящая из шкафчиков со створками, выдвижных ящиков и полочек разной величины. Надстройка была открытой, но чаще всего ее закрывала шторка-дверца или крышка цилиндрической формы. Письменные столы с цилиндрической крышкой и выдвижной доской для письма имели более широкое: употребление и назывались «бюро-цилиндр». Бюро делались разных размеров. Письменный стол-бюро называли секретером. В нем делались потайные ящики со сложной секретной системой их выдвигания и затора

Письменные столы, бюро-цилиндры и бюро-секретери украшали наборным деревом с видами дворцовых архитектурных комплексов и пейзажей, букетов цветов и пр.

Кроме этих видов мебели, встречаются туалетные столы (умывальники). Их делали на высоких ножках, с полкой внизу, с мраморной верхней доской для таза и кувшина. Низ такого стола имел часто вид шкафчика. Шкафчик имел дверцу и два выдвижных ящика. К столу было пристроено небольшое зеркало.

В это время изготовляли «походные» бюро-конторки небольшого размера, напоминающие сундучок с покатой крышкой. Внутри конторки располагали перегородки для бумаг. Часто бюро оклеивали черным деревом и украшали бронзой. Бюро-конторки обычно отличались красивыми очертаниями и высококачественной столярной работой.

Стул, кресло, диван. Мебель для сидения конца XVIII в. отличалась

большой выразительностью. В ней умело сочетались простые, квадратного сечения столярные детали со сложными точеными элементами (рис. 33).

Форма мебели для сидения очень разнообразна. Особенно это относится к спинкам, которые изготовляли простыми, фигурными, глухими или бочкообразными (рис. 34, 35). Подлокотники и ножки кресла, стула и дивана делаются с различной декоративной обработкой. Украшение ножек спиралями или желобками (каннелюрами) является характерным для этого времени. Обвязь сидения обычно прямолинейная или со скругленной передней частью. Растительный орнамент, заключенный в строгие рамки, симметрично расположен на конструктивных деталях. Хорошо найденные пропорции частей делают предметы удобными и красивыми. Из диванов наибольшее распространение получили диваны с глухой, мягкой или полумягкой спинкой, обитой тканью (рис. 36). Формы спинок диванов, как правило, более строгие, чем спинки кресел. Их очертания несколько смягчены кривизной линии профилированного резного карнизика. Подлокотники на торцовых частях украшают завитками с проходящими по ним бороздками, а устои обрабатывают в виде балясин токарной работы с резьбой.

Комоды. Очертания комодов приобретают более строгие формы. Комоды делают на низких и высоких ножках; углы корпуса — прямыми, скошенными или заоваленными (рис. 37).

Комоды на низких ножках имели три-четыре больших, одинаковых по высоте выдвижных ящика, иногда верхний ряд делился на два-три малых. В комодах на высоких ножках обычно помещались два больших ящика, у некоторых вверху устраивали еще три ящика.

Комоды этого времени были богато украшены наборным деревом и прочеканены бронзовыми накладками (рис. 38), которые располагались внизу средней части комода, на скошенных углах, ножках, а также служили фурнитурой комода. Крышки комода были деревянными, мраморными или малахитовыми.

Зеркала. Зеркальное производство этого времени позволяло делать крупные по размеру стекла. Поэтому глухие стены помещения и простенки украшали зеркалами различной величины.

Чтобы создать впечатление продолжения интерьера, в конце анфилады комнат устанавливали зеркало, равное размеру дверного проема. Боковинки и верх зеркала обрабатывали так же, как наличники и карнизы дверей. Простеночное зеркало обычно вставляли в широкую резную раму строгого рисунка (рис. 39).

В это время появляются большие зеркала типа трюмо, на ножках, с подсвечниками, расположенными по сторонам. Такие зеркала получили название «псише». Небольшие зеркала для туалетных столиков и комодов делались на специальных подставках, конструкция которых позволяла придавать зеркалу наклон.

Каминные экраны и ширмы. Каминные экраны во второй половине XVIII в. принимают более строгие формы. Рама экрана орнаментируется различными архитектурными мотивами, выполненными плоско-рельефной резьбой. Натянутая на раму шелковая ткань нередко заменялась вышивками, шелком или бисером.

Ширмы используют как подвижные перегородки, состоящие из нескольких одинаковых створок, скрепленных.между собой петлями. Каждая створка ширмы состоит из рамы со средниками, куда вставлялись филенки или натягивалась ткань. Боковые бруски рамы в нижней части образовывали ножки, снабженные колесиками. Конструктивный и декоративный вид ширмы обычно соответствовал общему характеру интерьера

В городских особняках и усадебных домах пользовались встроенными шкафами. Оформление таких шкафов выделялось из общего решения интерьера или сливалось с декорацией стен и панелей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: