Жилая деревянная архитектура. Рассматриваемые вопросы

Лекция №2. 1. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В X – XVII ВВ.

Рассматриваемые вопросы:

3.1. ВИДЫ РЕЗЪБЫ

3.2. ПАМЯТНИКИ РЕЗБЫ ПО ДЕРЕВУ

2.3. ЖИЛАЯ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

В процессе развития искусства резьбы по дереву были выработаны различные ее виды: трехгранно-выемчатая (геометрическая). контурная, скобчатая, рельефная и скульптурная.

Развитие технических приемов резьбы в значительной степени обусловливалось существующим инструментом. Наиболее широкое применение из-за простоты выполнения имела трехгранно-выемчатая резьба. Она выполняется плоским резцом с косым обрезом лезвия или стамеской и состоит из cкошенных неглубоких трехгранных порезок, расположенных в пределах той или иной геометрической формы.

Трехгранно-выемчатой резьбе присущ в основном геометрический орнамент, отсюда и ее название «геометрическая».

Трехгранно-выемчатая резьба на предметах Х—XII вв. довольно проста, орнамент слагается из однотипных порезок, расположенных полосой, по кругу, квадрату и т. п. Однако на крестьянских бытовых предметах XVIII—XIX вв.—на прялках (рис. 15), донцах к ним, вальках, солонках, ковшах, ступах и т. д., на мебели, а также в архитектуре (рис. 16) композиция рисунков резьбы поражает умением резчиков при небольшом количестве мотивов геометрического орнамента создавать разнообразие решений в пределах одинаковых по форме и назначению предметов.

Разнообразие узоров трехгранно-выемчатой резьбы достигается прежде всего различным композиционным членением сочетаний полос, кругов, прямоугольников, различными размерами этих форм, рисунком расположения трехгранных порезок. Трехгранно-выемчатые порезки различны по глубине и форме (от равнобедренного треугольника до вытянутого) Koнтур основных форм геометрического рисунка обычно подчеркнут узким неглубоким желобком (контурная резьба).

Трехгранно-выемчатая резьба встречается в искусстве и других народов, особенно жителей северных стран. Но русская имеет свои отличительные качества. В ней нет сухости, строгости и графичности: ей присуща мягкость, живописность, непосредственность.

Контурная резьба (рис. 16), когда она встречается как самостоятельный прием, обладает теми же художественными достоинствами, что и геометрическая. Чаще всего ее применяли на гребнях прялках и резных досках для гравюры.

Контурная резьба выполняется тем же инструментом, что и трехгранно-выемчатая.

Скобчатую, или лунчатую, резьбу (рис. 17) выполняли стамеской нес прямым, а с закругленным лезвием. Поскольку лезвия стамесок имели разные размеры и профили, то и лунчатые порезки были различными. Как самостоятельный прием, скобчатая резьба по дереву в украшениях предметов встречается довольно редко (лишь на мелких бытовых вещах), так как узор ее получается обедненным.Чтобы обогатить рисунок при украшении предмета, обычно совмещают несколько приемов резьбы: трехгранно-выемчатую и контурную, контурную и лунчатую и т. д.

Не менее распространенным приемом украшения в архитектуре и мебели была фигурная профилировка. Ее выполняли топором, а затем зачищали теслом и стругом. При раскопках в Новгороде обнаружено большое количество частей оконных наличников и других деталей архитектуры, имеющих фигурный профиль.

Рельефная резьба и токарная обработка дерева также часто использовались для украшения архитектурных деталей и мебели.

Рельефная резьба имеет несколько разновидностей. Барельефной называют такую резьбу, формы рисунка которой выступают из плоскости в пределах 1/2 их объема. В горельефной резьбе формы узора выступают из плоскости более чем на 1/2, в пределах 3/4 их объема.

Плоско-рельефной называют такую резьбу, в которой рисунок всех частей узора находится в плоскости доски. Выемка фона при этом обычно неглубокая. Плоско-рельефную резьбу, у которой края закруглены, заовалены, называют резьбой с завальным фоном.

В тех случаях, когда формы рисунка вырезаны на различные глубины, резьбу называют многоплановой рельефной.

Рельефная и объемная резьба выполняется при помощи самых разнообразных инструментов (ножа, стамески, долота).

Многие из рельефных форм, которые наиболее часто встречаются в русском искусстве художественной обработки дерева, имеют свои определенные названия. Так, широко применяемыми мотивами являются: «веревочка», состоящая из простейших однотипных порезок, расположенных узкой полоской в двух противоположных направлениях: «жгутик» – те же порезки в три полоски, «бочка» с перехватами, «репка», «дынька», «крынка» и др. Некоторые из них типичны и для токарной обработки.

О рельефной резьбе раннего периода дает нам некоторое представление часть чаши (рис. 18), найденной в новгородских раскопках, датируемой Х веком. Резьба ее плоско-рельефная, а рисунок состоит из сложно переплетающихся лент. Такие узоры наиболее типичны для книжных, рукописных произведений этого же времени и возможно оттуда заимствованныий интерес имеет изображение петуха, сделанное для украшения кровли, и на вершине жезла в форме мужской головы (рис. 19).

После распада Киевского государства на ряд феодальных княжеств возвышается Владимиро-Суздальское княжество, лежавшее на южном торговом пути между восточными и прибалтийскими странами. В нем в большей степени, чем в других княжествах, развиваются ремесленные производства. В XII в. во Владимире велось грандиозное каменное и деревянное строительство, поражавшее богатством внешнего и внутреннего оформления. Необычайным разнообразием выделяется белокаменная резьба на сохранившихся зданиях: Успенском соборе (1158—1161 гг.), церкви Покрова на р. Нерли (1165 г.) и особенно на Димитровском соборе (1194—1197 гг.). Об общности белокаменной резьбы Димитровского собора и других архитектурных памятников с резьбой по дереву говорит то, что в резьбе по камню тесно переплетаются мотивы религиозного и сказочно-былинного содержания с орнаментикой, типичной для резьбы по дереву в жилой архитектуре. Общие черты есть также в композиционных приемах и технике выполнения. Предполагают, что резьба по камню была так хорошо освоена русскими в результате владения приемами обработки дерева и что исполнители резьбы по камню были первоначально мастерами резьбы по дереву. Это дает возможность считать, что в г. Владимире в ХII и начале XIII в. находилось значительное количество квалифицированных столяров-резчиков не только из местных жителей, но и из других княжеств, тем более, как известно из летописей, князь Андрей Боголюбский собирал мастеров «ото всех земель».

Таким образом, во Владимирское княжестве, как и в Новгородском, плотницко-столярные и резчицкие ремесла приобрели высокую художественную культуру. Как в архитектуре, так и в резьбе по дереву мастера выработали свои местные стилистические особенности, которые, разви­ваясь, сохранились в резьбе последующих столетий.

В тяжелые годы татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц (вторая половина XIII и первая половина XIV в.) в развитии ремесла происходит некоторый застой, особенно в землях, подвергавшихся разорению. Число ремесленников сокращается, навыки технического мастерства утрачиваются. Правда, зная о высоком искусстве русских умельцев, татаро-монголы сохраняют жизнь многим ремесленникам, угоняют их в рабство и заставляют работать на себя. Художественная обработка дерева в это время развивается в отстоявшем свою самостоятельность Новгородском княжестве. В Новгороде не прекращается строительство гражданских и церковных зданий, новгородские купцы по-прежнему ведут оживленную торговлю со странами Западной Европы. Все это способ­ствует тому, что плотницко-столярные, резчицкие и токарные ремесла в Новгородском княжестве, как и ранее, имеют первостепенное значение и потребность в ремесленниках этой профессии не ослабевает.

Однако деревянных бытовых предметов и резьбы по дереву XIII и первой половины XIV вв. сохранилось весьма незначительное количество. При этом сохранившиеся произведения не являются образцами, характеризующими новый этап развития композиционных и технических приемов художественной обработки дерева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: