КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 2
План лекционных занятий:
1. Основные показатели качества машиностроительной продукции.
2. Место теории надежности в жизненном цикле продукции.
3. Основные используемые термины и понятия надежности.
1. Основные показатели качества
машиностроительной продукции
В номенклатуре свойств продукции выделяют свойства основной функции изделий (качества функционирования изделий) и потребительские свойства.
К числу основных относят свойства отдельных изделий (точность, надежность) и свойства совокупности изделий (взаимозаменяемость, стабильность). Потребительские свойства проявляются в процессе потребления при удовлетворении материальных и культурных потребностей определенных групп продукции. Они определяют эффективность изделий по назначению, их социальную значимость, практическую полезность и эстетическое совершенство. Структура потребительских свойств служит основой для формирования перечня потребительских качеств продукции.
По характеру удовлетворяемых потребностей потребительские свойства разделяются на:
|
|
- свойства, характеризующие соответствие изделий оптимальному ассортименту;
- моральное старение;
- функциональные свойства полезности потребления;
- эргономические свойства изделий;
- эстетические свойства изделий;
- безопасность изделий в потреблении;
- экологические свойства.
2. Место теории надежности в жизненном цикле продукции
Принадлежа к инженерным дисциплинам, теория надежности тесно связана с современной прикладной математикой, широко использует разнообразные ее методы, как для решения своих задач, так и для точной формулировки основных своих понятий.
Сами определения и содержание понятия надежность обусловливают то, что для теории надежности теория вероятностей и математическая статистика служат основными методами. При этом, разумеется, что объем и глубина использования математического аппарата в теории надежности не превращает ее в ветвь прикладной математики; она остается инженерной дисциплиной, поскольку основными для нее являются те реальные задачи, которые выдвигаются практикой, а не те методы, которые к ним применяются.
Одним из самых сложных вопросов в теории надежности является задание целесообразных или хотя бы оправданных, количественных требований по надежности на изделия и системы различного назначения.
В настоящее время задание количественных требований по надежности является необходимым моментом в процессе создания любой технической системы или отдельного устройства.
Без этого невозможно обоснованно проектировать технические системы, причем ответственность и важность функций, выполняемых аппаратурой, не только не ставят под сомнение вопрос о целесообразности задания количественных требований по надежности, но, напротив, приводят к обязательности их задания.
|
|
Видимо, норму надежности можно считать обоснованной, если она целесообразна, т. е. в определенном смысле оптимальна.
Повышение надежности разумно спроектированных систем, как и улучшение прочие технических характеристик, связано тем или иным образом с увеличением затрат на производство этих систем.
Говоря о разумно спроектированных системах, мы имеем в виду такие системы, которые нельзя существенно улучшить, изменив, например, принципиальную схему, уменьшив число используемых деталей или упростив алгоритм их функционирования; предполагается, что в системе нет бесполезных и тем более вредных составных частей.
Не менее серьезным и важным вопросом, чем выбор норм надежности, является вопрос о выборе наиболее подходящего и наиболее полно характеризующего надежность системы показателя.
На выбор типа основного показателя надежности (или некоторой системы таких показателей) влияют различные факторы, например: назначение системы; характер процессаее использования и определенные требования к самому показателю (простота физического смысла, возможность априорного расчета и опытной проверки или хотя бы подтверждения и пр.).
На ранних этапах проектирования систем основной задачей является построение структуры и определение алгоритмов функционирования.
Обе эти задачи первоначально решаются конструкторами систем на основании интуиции и большого опыта практической работы.
Однако, как правило, при проектировании сложных систем не удается найти однозначного решения. Всегда существует несколько альтернативных вариантов построения системы, причем каждый из вариантов допускает возможность существенных модификаций.
Таким образом, фактически производится анализ оптимальной системы путем перебора и последовательного сравнения различных вариантов.
На этом этапе очень важной задачей является создание простой, но в то же время и достаточно точной математической модели.
Точность математической модели, конечно, определяется также точностью и достоверностью исходных данных.
Однако недостоверность исходных данных не может служить основанием для отказа от проведения оценок показателей надежности систем, поскольку большинство расчетов на ранних этапах проектирования носит характер сравнения нескольких конкурентоспособных вариантов.
При этом, как правило, неточность исходных данных приводит к отклонению результатов для всех сравниваемых вариантов в одну и ту же сторону.
В процессе проектирования сложных технических систем одним из основных условий принятия целесообразных решений является системный подход при рассмотрении различных характеристик, включая и характеристики надежности.
Это связано с тем, что требования, предъявляемые к системе при проектировании являются противоречивыми.
Типичным примером таких противоречивых требований является требование высокой надежности и одновременно требование снижения затрат на проектирование и производство системы. Наличие таких противоречий ведет к тому, что конструктор системы вынужден искать компромиссы.
Основная задача теории надежности на этапе технического проектирования — помочь разработчику принять обоснованные решения, касающиеся выбора структуры системы, необходимости использования и мощности вводимой избыточности, построения оптимальной системы контроля и т. д.
Теория надежности участвует в решении двойственной задачи, которая всегда стоит перед создателями изделий и систем:
|
|
— при заданных характеристиках системы (в том числе и надежности) создать систему с минимальной “стоимостью”;
— при заданной “стоимости” системы добиться наилучших (максимальных) технических показателей (опять-таки в том числе и надежности).
Под “стоимостью” здесь может пониматься собственно стоимость системы, либо ее вес, габариты или какой-либо другой дисциплинирующий показатель или показатели.
Задача теории надежности на этапе “создания опытных образцов” заключается во всестороннем рассмотрении вопросов будущей эксплуатации системы, а именно:
- определение частоты и глубины профилактических и регламентных проверок,
- обоснование состава и количества запасных элементов (ЗИП),
- предварительная проработка вопросов рациональногй организации системы снабжения ЗИП,
- оценка целесообразности различных режимов технического использования системы и др.
На этапе "серийное производство" и "эксплуатация" набирается статистика для возможной доработки изделий и учета такой информации при последующих разработках.