double arrow

Функции, обязанности, ответственность функциональных и линейных менеджеров на предприятии и в организации

Система управления организацией является организованной совокупностью средств, методов и процессов управления, находящихся во взаимодействии и связи и образующих единое динамичное целое. В любой организации имеются два типа менеджеров - линейные и функциональные. К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад) - это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления, например, за маркетинг, экономику, управление персоналом или финансами..

Рисунок 1.12 - Уровни руководства в организации

Примечание. Пирамида указывает на то, что на каждом последующем управленческом уровне находится меньшее количество работников, чем на предыдущих. Самое большое число непосредственных подчиненных находится в основании организационной пирамиды.
Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) - это люди, занимающие ключевые позиции в организации: менеджеры-собственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат управления организацией в целом (центральный штаб). Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров - это разработка стратегии долгосрочного
В любой организации менеджеры образуют группы, называемые уровнями управления, что является объективным результатом вертикального разделения труда. По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (первый) (рисунок 1.12).
развития, в которой устанавливаются цели и задачи организации, необходимые для их достижения ресурсы и способы продвижения на рынке. Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации (такие, например, как крупные инвестиции в новый производственный процесс, слияние с другой фирмой). Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена - осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры. Высшие менеджеры должны предоставлять подчиненным возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.
Менеджеры среднего звена, занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших подразделений организации. «Золотая середина» организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.
Менеджеры первого уровня (менеджеры низового уровня) - это управленческий персонал, который несет прямую ответственность за работу исполнителей, т. е. работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Таким руководителем, например, является мастер, бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.
Управленческий персонал и руководство этого уровня находятся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуществляют контроль за исполнением, решают множество самых раз личных проблем текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов. Чаще всего их работа носит рутинный, повторяющийся характер: установить оперативные задачи, составить план работ на соответствующий период времени, организовать работу
Функции менеджеров на предприятии
Основная задача менеджеров любого уровня состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами».
Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля (рисунок 1.13). Их состав впервые был установлен основателем процессной теории менеджмента Анри Файолем в 1916 году. В процессе дальнейших разработок состав функций пересматривался представителями разных управленческих школ, но в целом они придерживались процессного подхода, предложенного Файолем.

Рисунок 1.13 - Основные функции управления организацией

В процессе планирования определяются цели и задачи организации и ее подразделений, устанавливается, что необходимо делать для достижения целей. Тем самым обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Для этого следует взаимоувязать цели различных уровней организации, управляющих, подразделений, работников.
Функция организовывания заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации.
Реализуя функцию координации, менеджеры согласовывают, взаимоувязывают действия людей и подразделений.
Мотивирование представляет собой процесс воздействия на людей с целью побуждения их к определенным действиям путем пробуждения в них определенных мотивов. Основная задача менеджеров состоит в том, что в процессе управления они должны найти такие формы и методы мотивирования, которые способствовали бы достижению целей, поставленных перед организацией, ее отдельными подразделениями и работниками. Поскольку ядром мотивов являются потребности человека, то для успешного мотивирования менеджеры должны знать потребности подчиненных и создать для них такие условия деятельности, которые гарантируют увязку роста эффективности организации с удовлетворением этих потребностей. Функция мотивации реализуется с помощью материальных и нематериальных средств и способов, имеющих интеллектуальную, духовную основу. Исполнение функции мотивации невозможно без навыков мотивирования людей, то есть создания внутренней заинтересованности людей в результатах производства за счет использования их внутренней потребности улучшить свое материальное или социальное положение.
Контроль - это непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями. Функция контроля обеспечивает обратную связь между менеджером и исполнителем, то есть позволяет обнаружить некорректность постановки задачи или ошибку в принятом решении или неправильное понимание полученных заданий исполнителем.

 

 

56 Формирование производственной программы предприятия.

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций. Основной профиль: плановая, организационная, управленческая деятельности предприятия.

Главной целью текущего планирования является организация и управление производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг, должно удовлетворять конкретным потребностям покупателей, заказчиков или потребителей, и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Планирование производства и реализации продукции на предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана. Этот процесс предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, а также оперативное регулирование производственной деятельности и корректировки исходных плановых показателей.

Производственная программа - это подробный план производства и инструмент реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции. Посредством этого инструмента реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.

Производственная программа предприятия формируется на основе маркетинговых исследований. Предприятие ведет маркетинговые исследования в двух направлениях:

1) поиск соответствующего сегмента рынка

2) оценка возможного объема выпуска продукции [1,49с.].

Показателями производственной программы предприятия являются номенклатура и ассортимент продукции.

Номенклатура продукции - это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющий основные направления производства и его специализацию.

Ассортимент продукции представляет расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним видом и т. д.) [2,112с.].

В условиях рынка предприятия формируют производственную программу самостоятельно на основе договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе для государственных нужд, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении.

Понятия оптимизированного ассортимента, оптимизированной структуры выпускаемой продукции весьма сложные; еще сложнее задача нахождения оптимальных вариантов ассортимента и структуры продукции.

Планирование выпуска продукции это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Хорошо структурированный план позволяет детально разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: