Изменяющийся характер труда
Культурный подход
1985 г. – Э. Шейн: «Организационная культура и лидерство» (Organizational Culture and
Leadership).
Любая организация обладает организационной культурой – совокупностью базовых представлений, обретаемых ей при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней
среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.
Человек комплексный
13. Организационная психология сегодня:
· Глобализация бизнеса (работа с людьми из других культур)
· Увеличение разнообразия внутри организаций (неоднородность по гендерному, возрастному, расовому, этническому, религиозному признакам, сексуальной ориентации и т.д.);
· Стимулирование инноваций и изменений (ощущение временности, воспринимаемое отсутствие стабильности);
· Сетевой характер организаций (виртуализация взаимодействия, изменение связи между работником и организацией);
|
|
· Увеличение роли и места работы в жизни человека (work-life balance/conflict, трудоголизм).
Как можно объяснить ситуацию, когда один и тот же студент находит сложным чтение учебника дольше 20 минут, но может «проглотить» целую книгу о Гарри Поттере за один день?
В первом случае― нет мотивации, во втором – есть;
Мотивация – совокупность множества факторов, которые побуждают человека, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые человеком на достижение целей.
3 параметра:
Направленность (что именно?)
Сила, интенсивность (насколько сильно?)
Устойчивость (как долго?)
Теории трудовой мотивации призваны ответить на 3 вопроса:
• Почему человек выбирает именно это, а не другое задание или способ его выполнения
(содержательная ориентация поведения)?
• Почему человек демонстрирует при этом определённую степень готовности прилагать
усилия, то есть действовать (интенсивность поведения)?
• Почему человек делает это на протяжении определённого времени (продолжительность
поведения)?
Достижение организацией своих целей и её успешное функционирование возможно при соблюдении 3 условий:
• члены организации должны обладать соответствующими способностями;
• ситуативные условия должны быть благоприятными для выполнения действий, направленных на достижение цели;
• члены организации должны быть мотивированы на выполнение этих действий.
МОТИВАЦИЯ
ВНУТРЕННЯЯ
Интерес, стремление к достижению, к завершению
работы, стремление к познанию, желание
побороться.
ВНЕШНЯЯ
|
|
Внешние стимулы, награды и наказания, оплата за
работу, распоряжения, правила поведения.
Ранние теории мотивации:
- Иерархия потребностей А. Маслоу
Потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование и т.д.)
Потребность в уважении, самоуважении
Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопонимание)
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
- Теория потребности ERG К. Альдерфера
Потребности:
• экзистенциальные (existence);
• социальные (relatedness);
• развития (growth):
- Теория двух факторов Ф. Герцберга
- Теория потребности в достижении
Трудовую мотивацию определяют две основные потребности:
• Потребность в достижении
• Потребность избегания неудач
- Теория ожидания
Мотивацию определяет ожидание того, что усилия, приложенные к определенной деятельности, приведут к желаемым результатам.
4 переменные:
• Ожидание определённого уровня выполнения работы
• Ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы
• Инструментальность поведения
• Ценность результата для человека
- Теория равенства/справедливости
В процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как
были оценены действия других.
И на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей
сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.
Возможные реакции человека на состояние неравенства:
• Снижение интенсивности и качества труда.
• Попытка увеличить вознаграждение (вплоть до криминальной реакции).
• Переоценка своих возможностей.
• Попытка повлиять на организацию и сравниваемых лиц либо с целью заставить эти лица увеличить затраты, либо же с целью добиться уменьшения их вознаграждения.
• Изменение объекта сравнения.
• Попытка перейти в другое подразделение или же даже совсем покинуть организацию.
- Теория постановки целей
Люди, ставящие перед собой более высокие цели, прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше.
Условия:
• Конкретность цели
• Диапазон сложности цели от среднего до высокого
• Сотрудник должен внутренне принять цель
• Наличие обратной связи о промежуточных результатах
• Участие сотрудника в процессе постановки цели
Почему сложные цели мотивируют?
• Сложные цели направляет внимание задачу, не даёт отвлекаться на посторонние стимулы;
• Сложные цели «заряжают» человека;
• Когда цель сложная, человек продолжает делать попытки ее достичь;
• Сложные цели заставляет находить способы и стратегии, которые помогают сделать работу эффективнее.
Лекции 3–4. Благополучие работника