Коммуникативный процесс
Функции коммуникации в организации
Лекция 7. Организационные коммуникации
Суперлидерство
Трансформационное лидерство
Харизматическое лидерство
Лидерство определяется наличием харизмы (уникальность, грандиозность, божественный дар)
Признаки:
• Вера в верность убеждений лидера
• Безусловное его принятие
• Любовь к лидеру
• Управление впечатлением
• Привлекательный образ
• Выражение уверенности
Харизматическое лидерство:
тёмная сторона
• Инициируют грандиозные нереалистичные проекты чтобы прославить себя
• Игнорируют или отвергают критику
• Охотно занимаются публичной деятельностью, в ущерб содействию практической реализации цели
• Склонность впадать в крайности (от полной свободы до сверхконтроля)
• Нет компетентных преемников, что приводит к кризису лидерства после их ухода
Лидер трансформирует представления ведомых, заставляя их осознавать важность и ценность результатов труда.
|
|
Компоненты:
• Идеализированное влияние
• Воодушевление
• Интеллектуальное стимулирование
• Индивидуальный подход
Лучший лидер превращает ведомого в лидера для самого себя.
Этапы:
• Самолидерство
• Показать пример самолидерства другим
• Побуждение ведомых к постановке целей и активности по их достижения
• Обратная связь
Почему коммуникации важны?
• 70 % рабочего времени уходит на коммуникации: написание текстов, чтение, говорение, слушание
• Плохая коммуникация – самая частая причина межличностных конфликтов.
• Коммуникативные ошибки – частая причина трагедий (авиакатастрофы).
Что такое коммуникация?
Коммуникация – процесс передачи информации и понимания её смысла.
• Контроль (регламенты, правила, описание бизнес-процессов)
• Мотивация (обратная связь с процессе достижения цели)
• Выражение эмоций (невербальная коммуникация, характеристики речи)
• Информирование (обеспечение процесса принятие решения)
Коммуникатор: Сообщение для отправки ―> Кодирование сообщения ―> КАНАЛ ―>
Реципиент: Получение сообщения ―> Декодирование сообщения. Обратная связь. Шумы.
A – нисходящие (инструкция о значении работы, инструкции по ее выполнению, обратная связь о эффективности, миссия и цели организации, не является вербальной и персональной)
B – восходящие (отчеты о результатах, опросы персонала, «ящик предложений», жалобы)
C – горизонтальные (цель – ускорение процессов, улучшение координированности).
Межличностная коммуникация: вербальная (устная)
Преимущества
|
|
• Высокая скорость
• Мгновенная обратная связь
Недостатки
• Ограниченное число реципиентов
• Высока вероятность искажения смысла сообщения
Межличностная коммуникация: письменная
Преимущества
• Можно вернуться к сообщению
• Можно передавать связи сложные, комплексные, длинные сообщения
• Большая продуманность и сообщения
• Большая осознанность (но не всегда)
Недостатки
•Большие затраты по времени
• Отсроченность обратной связи
Межличностная коммуникация: невербальная
· Мимика – движения мышц лица.
· Жестикуляция – движение рук или кистей рук.
· Пантомимика – положение частей тела: головы, плеч, туловища, рук и ног; осанка, походка.
Дистанция общения – символизирует степень близости и открытости отношений.
Семья: <0,5 м, Друзья 0,5- 1,5 м, Малознакомые 1,5- 3 м, Выступление >3м.
Коммуникация в формальных группах: сети
Цепь – цепочка команд.
Колесо – центральная фигура является связующим звеном для всех остальных.
Паутина – все коммуницируют со всеми.
Коммуникация в формальных группах: сети
Критерий: Цепь Колесо Паутина
Скорость Умеренная Быстрая Быстрая
Точность передачи информации Высокая Высокая Умеренная
Появление лидера Умеренное Быстрое По-разному
Удовлетворённость участников Умеренная Низкая Высокая
Коммуникация в неформальных группах: