Предложения по созданию методики оценки стоимости недвижимости жилого назначения для целей налогообложения

Предложения по организации системы налогообложения недвижимости Российской Федерации

10) Разработать на уровне Национального совета по оценочной деятельности методические рекомендации по оценке «адастровой стоимости недвижимости и утвердить их приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.

11) Разбить территорию России на ряд территорий налоговой оценки (далее - ТНО). В качестве единицы деления можно юпользовать территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

12) Организацию работ по оценке кадастровой стоимости недвижимости поручить местным исполнительным органам

шасти.

13) На каждой ТНО создать Агентство налоговой оценки (далее - АНО), которому поручить организацию конкурса среди лестных оценочных организаций на создание методики оценки кадастровой стоимости на ТНО.

14) На каждой ТНО создать комиссию по приемке методики оценки кадастровой стоимости.

15) Организовать публичное обсуждение методики оценки кадастровой стоимости в средствах массовой информации.

16) Принять методику на уровне местных законодательных органов и опубликовать ее в средствах массой информации.

17) Обеспечить возможность досудебного урегулирования споров по кадастровой стоимости через институт независимой |ценки с обязательной экспертизой отчетов саморегулируемых организаций оценщиков.

18) В уведомительном порядке представлять результаты оценки кадастровой стоимости недвижимости в Федеральную лужбу государственной регистрации, кадастра и картографии для формирования единой федеральной базы данных.

С.В. Грибовский, "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 5, май 2010 г.

Сегодня Россия находится в преддверии введения налогообложения жилой и нежилой недвижимости по рыночной стоимости.

Идея хорошая и очень прогрессивная. Но любая хорошая идея без хорошо продуманного механизма ее реализации может причинить очень много вреда. Все мы помним, сколько проблем, как финансовых, так и административных, возникло при реализации проекта под условным названием "монетизация льгот". Страну буквально лихорадило на протяжении многих месяцев. А ведь затронуты были лишь интересы пенсионеров. Переход к налогообложению жилой и нежилой недвижимости по рыночной стоимости следует отнести к проектам более высокого уровня сложности и ответственности, так как здесь затрагиваются не только интересы бизнеса, но и интересы всех живущих в России людей. Цена ошибок при реализации этого проекта может быть очень высокой для всех заинтересованных сторон - простых людей, бизнеса и власти.

С точки зрения методологии системного подхода возможны два варианта создания системы налогообложения недвижимости любой страны: централизованная система налогообложения и децентрализованная система налогообложения.

Централизованная система налогообложения предполагает наличие единого центра, который занимается и разработкой методик налогообложения, и реализацией их на местах. При этом реализация методик возможна как силами штатных специалистов, так и специалистов, привлеченных на договорной основе из среды местных оценщиков. Важно, что в основе этой системы лежит принцип неукоснительного выполнения требований центра, предъявляемых к алгоритму методики и составу факторов, которые она использует. Такая система налогообложения предполагает полную юридическую, финансовую и техническую ответственность центра за результаты оценки стоимости объектов недвижимости на местах.

Децентрализованная система налогообложения функционирует иначе. Она построена по принципу распределенной системы массового обслуживания, при которой вся работа по расчету налоговой стоимости выполняется на местах силами местных специалистов на основе единых методических рекомендаций. При этом для всех выполняемых работ характерны единство методологии и, что очень важно, возможность использования своих методов расчета, а также свои, местные, факторы стоимости.

Кроме того, такая система налогообложения предполагает юридическую, финансовую и техническую ответственность местных органов власти за результаты оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости.

При такой организации работ в ведении центра остаются лишь вопросы контроля методологии, а также получения и обработки информации о кадастровой стоимости недвижимости всей страны. С юридической точки зрения при децентрализованной системе налогообложения центр может выступать по отношению к кадастровой стоимости таким же интересантом, как и рядовой налогоплательщик. Центр может апеллировать к региональным и местным органам власти, если кадастровая стоимость рассчитана неверно и тем самым ущемлены интересы федерального бюджета, который, например, является источником дотаций региона.

На наш взгляд, централизованная система налогообложения больше подходит для малых государств, расположенных в одном климатическом поясе и имеющих однородную этническую и природную структуры. Для государств, которые расположены в разных климатических зонах, охватывают разные географические пояса, логичнее ориентироваться на децентрализованную систему налогообложения. Типичным примером в этом отношении являются США, где в каждом штате имеется своя методика налогообложения.

Плюсом децентрализованной системы налогообложения как распределенной системы является и то, что с точки зрения теории системного подхода она во всех отношениях - более устойчивое и жизнеспособное образование. В такой системе результаты налогообложения легче актуализируются. Она является более прогрессивной и с точки зрения рождения новых методов оценки, так как в каждом регионе проводится определенная поисковая методическая работа. Другими словами, в полной мере реализуется принцип "одна голова хорошо, а две - лучше". С политической точки зрения децентрализованная система также наиболее приемлема, поскольку ответственность за допущенные ошибки не сосредотачивается в центре, а распределяется между местными органами власти по всей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: