Балльная оценка проекта

Таблица 7.3

Одним из подходов к отбору проектов является оценка следующих факторов.

1. Преимущество: стоит ли осуществлять этот проект?

2. Время (срок): стоит ли осуществлять этот проект сейчас?

3. Устойчивость: стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем?

Преимущество проекта зависит от двух фундаментальных факторов: технического качества и потенциальной ценности. Техническое качество определяется на основе субъективной оценки рейтинга, который отражает следующие факторы: ясность целей проекта; степень существующих технических препятствий; степень существующих институциональных и (или) рыночных препятствий; адекватность уровня квалификации имеющегося персонала и технического оборудования; в случае успешной реализации проекта насколько легко можно найти применение новой технологии, процессу или услуге.

Рейтинг потенциальной ценности проекта основывается на оценке изменения положения предприятия на рынке, если реализация проекта будет иметь успех. Проекты также можно оценивать по двум составляющим (портфельный анализ) (рис. 7.1):

● горизонтальная ось показывает привлекательность каждого проекта для фирмы. Для получения оценки используются количественные и качественные показатели, отражающие ценность проекта для компании;

● вертикальная ось показывает вероятность технологического и (или) коммерческого успеха каждого проекта. Эту вероятность определяет руководство фирмы по завершении стадии исследования или разработки.

Рис. 7.1. Портфельный анализ концепций новых товаров (проектов)

Каждый проект, входящий в данный квадрант, изображается в нем в виде круга, диаметр которого пропорционален объему необходимых ресурсов:

1) «жемчужины» ¾ проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха;

2) «бутоны» ¾ проекты, весьма привлекательные, но пока труднореализуемые;

3) «хлеб с маслом» ¾ проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеют среднюю или низкую привлекательность для фирмы;

4) «проигранные дела» ¾ безнадежные проекты с низкой коммерческой окупаемостью и низкой вероятностью успеха.

Такой портфельный анализ проводится в ходе составления очередного годового бюджета и имеет своей целью идентификацию приоритетных проектов. Правила принятия решения могут быть следующими:

● выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов-«жемчужин» согласно их приоритетам;

● вложить средства в проработку некоторых проектов-«бутонов», а именно в сбор дополнительной рыночной информации или модификацию концепции товара;

● сократить финансирование проектов типа «хлеб с маслом», которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов;

● удалить из портфеля «проигранные дела».

Подобный портфельный анализ также помогает фирме правильно распределить исследовательские усилия, направленные на разработку новых проектов.

Использование любого формализованного метода оценки не является математическим расчетом потенциальной или ожидаемой эффективности проекта, а имеет цель лишь определить его выбор. Каждая компания сама выбирает форму и критерии оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: