Принципы и общие положения оценки инновационных проектов

Глава 7. Оценка эффективности инноваций

Глава 7. Оценка эффективности инноваций

Контрольные вопросы

Глава 7. Оценка эффективности инноваций

Перед изучением данной главы ознакомьтесь с введением к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекций «Портфельный анализ концепций новых проектов», «Определение точки безубыточности проекта». После изучения всех параграфов ознакомьтесь с основными выводами по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже.

1. Охарактеризуйте общие положения оценки инновационных проектов.

2. Каковы критерии качественной оценки проектов?

3. Что такое портфельный анализ концепций новых товаров?

4. В чем состоит оценка коммерческой (финансовой) состоятельности инновационных проектов?

5. Каковы методы оценки экономической эффективности инновационных проектов?

6. Каковы особенности оценки бюджетных последствий реализации проектов?

7. Каково соотношение понятий «неопределенность» и «риск» инновационного проекта?

8. Назовите виды инновационных рисков.

9. Назовите особенности количественной и качественной оценки рисков.

10. Перечислите основные этапы анализа (оценки) рисков, кратко опишите их содержание.

11. Перечислите методы (качественные и количественные), используемые при оценке рисков ИП.

12. Каковы основные ограничения при использовании перечисленных методов?

13. Что такое управление риском?

14. Приведите модель управления риском.

15. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы снижения рисков.

Введение

При изучении данной главы обратите внимание на следующие важные моменты:

1. Оценка инновационных проектов, критерии качественной оценки проектов.

2. Портфельный анализ концепций новых товаров.

3. Оценка коммерческой (финансовой) состоятельности инновационных проектов.

4. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.

5. Особенности оценки бюджетных последствий реализации проектов.

6. Соотношение понятий «неопределенность» и «риск» инновационного проекта.

7. Виды инновационных рисков.

8. Особенности количественной и качественной оценки рисков.

9. Основные этапы анализа (оценки) рисков, их содержание.

10. Методы (качественные и количественные), используемые при оценке рисков ИП.

11. Основные ограничения при использовании перечисленных методов.

12. Управление риском, модель управления риском.

13. Основные методы снижения рисков.

Основные выводы

Изучив главу, вы должны были сделать следующие выводы:

1. Оценка инновационного проекта ¾ важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией.

2. При оценке и отборе проектов должны быть приняты во внимание следующие основные группы критериев:

· цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности (стратегическое планирование, образ корпорации, отношение к риску и др.);

· маркетинг (выявление потребностей, потенциальный объем продаж, ценообразование, стартовые затраты и др.);

· НИОКР (патентная чистота проекта, вероятность технического успеха проекта и др.);

· финансы (ожидаемая норма прибыли, вложения производства, стоимость НИОКР и др.);

· производство (технология, соответствующая типу производства; рыночная обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями; степень использования существующих технологий и оборудования и др.)

3. На всех стадиях реализации инновационного проекта большое внимание уделяется определению затрат (инвестиций) и результатов. В практике рыночных отношений различаются следующие показатели эффективности инновационного проекта:

· показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников (поток реальных денег и сальдо реальных денег от инвестиционной и операционной деятельности);

· показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией инновационного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие их денежную оценку (срок окупаемости проекта, годовая норма прибыли, коэффициент дисконтирования, рентабельность инвестиций);

· показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для бюджетов разного уровня ¾ государственного, регионального, местного (бюджетный эффект).

4. Неопределенность ¾ один из главных признаков инновационного проекта. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о предпосылках, условиях или последствиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Ее причинами являются основные три группы факторов: незнание, случайность и противодействие.

5. В современной экономической теории в качестве «индикатора» (или «двойника») неопределенности выступает категория риска. Под риском понимается вероятность (угроза) потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное ¾ возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления инновационного проекта.

6. Выделяют два типа риска ¾ статический (катастрофический) и динамический. Статический риск соответствует «чистой» неопределенности, а динамический риск ¾ «спекулятивной» неопределенности.

7. Анализ рисков ¾ деятельность по выявлению факторов, способствующих возникновению рисков и оценке их значимости. Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

8. Количественная оценка риска, т. е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом, ¾ проблема более сложная. Сначала все риски измеряют в единицах, свойственных каждому из них, затем ¾ в денежных единицах и, наконец, оценивают риск проекта в целом.

9. Качественный анализможет быть сравнительно простым, его главная задача ¾ определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., т. е. установить потенциальные области риска, после чего идентифицировать все возможные риски. Наиболее широко используемыми методами качественной оценки риска вложений являются анализ уместности затрат, метод аналогий и экспертный анализ.

10. Достоинствами экспертного анализа рисков являются отсутствие необходимости в точных исходных данных и дорогостоящих программных средствах, возможность проводить оценку до расчета эффективности, а также простота расчетов. Основным показателем этого метода является точка безубыточности ¾ уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

11. Для подтверждения устойчивости проекта необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше номинальных значений производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект.

12. Избежать риска как такового невозможно, а значит, следует его правильно учитывать и управлять, используя основные подходы и способы.

Важнейшими областями принятия решений в инновационной деятельности являются отбор проектов для реализации; прекращение работы над проектом до его завершения. Основное различие между ними связано с качеством информации, на основе которой принимаются решения.

Оценка инновационного проекта ¾ важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Таким образом, это одна из процедур оперативного управления инновационной деятельностью.

Основными факторами, которые необходимо учесть при оценке, являются следующие:

● финансовые преимущества, ожидаемые от реализации проекта;

● воздействие оцениваемого проекта на другие, имеющиеся в портфеле организации;

● влияние проекта в случае его успеха на экономику организации в целом.

Успех проекта зависит от многих других факторов, которые не учитываются при проведении экономической оценки, но их следует принимать во внимание на самых ранних стадиях отбора и оценки проектов.

Оценка должна основываться на четком формальном базисе и включать следующие компоненты:

1) выявление факторов, относящихся к проекту;

2) оценка проектных предложений по этим факторам с использованием количественной информации или экспертных оценок;

3) принятие проектных предложений или отказ от них на основе сделанных оценок;

4) выявление областей, где нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее получение;

5) сопоставление новой информации с той, что использовалась при первоначальной оценке;

6) оценка воздействия на проект выделенных новых переменных;

7) принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом.

Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:

● финансовые результаты реализации проекта;

● воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля инновационных проектов корпорации;

● влияние проекта в случае его успеха на экономику корпорации в целом.

На первом этапе выбора проекта для внедрения решается вопрос: может ли фирма позволить себе внедрение нового продукта или технологии? Здесь определяющими являются критерии технического достоинства программы и ее соответствия специализации фирмы.

На следующем этапе менеджеры решают вопросы: должны ли мы это внедрять и, наконец, почему надо делать это именно таким образом? Какие бы изощренные методы оценки проектов ни использовались компанией, в конечном счете решение должен принимать ее высший менеджмент. Он должен очень чутко чувствовать баланс между стабильностью, которую гарантирует доведение до совершенства традиционного управления традиционной технологией, и усилиями по внедрению новейшей технологии.

Основные группы критериев, которые должны быть приняты во внимание при оценке и отборе проектов, относятся к следующим областям:

1) цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности;

2) маркетинг;

3) НИОКР;

4) финансы;

5) производство.

1. К критериям, связанным со стратегией и политикой корпорации, относят следующие:

● стратегическое планирование;

● образ корпорации;

● отношение к риску;

● отношение к нововведениям;

● временной аспект.

Аспекты стратегического планирования и образа корпорации изложены в главе 5 настоящего пособия.

Отбор проектов с высокой степенью риска, особенно если они потребуют больших инвестиций, обычно нежелателен в компаниях, где руководство отличается высоким уровнем непринятия риска. Это относится в большей мере к коммерческому риску, чем к техническому, поскольку последний можно ограничить, например, сужением области НИОКР. Риск, присущий всему портфелю инноваций, должен быть главной заботой инновационной стратегии и отражать позицию корпорации. Но для этого следует оценить частные риски всех проектов, выполненных в корпорации. Наступательная стратегия, как правило, связана с большим риском, чем защитная, но и сулит большую потенциальную прибыль. Процесс планирования инновационной деятельности должен вести к количественной оценке осознанного риска, но было бы ошибкой полагать, что он способен предугадать любую случайность.

Отношение высшего руководства к нововведениям тесно связано с его отношением к риску. Инноваторы, как правило, ¾ одновременно и те, кто охотно идет на риск.

Временной аспект касается краткосрочных и долгосрочных оценок. Цели корпорации обычно ориентированы на длительную перспективу, однако иногда их следует подчинить краткосрочным интересам.

2. К маркетинговым критериям относят:

● выявление потребностей;

● потенциальный объем продаж;

● временной аспект;

● воздействие на существующие продукты;

● ценообразование;

● уровень конкуренции;

● каналы распределения;

● стартовые затраты.

Рыночные потребности, как и другие маркетинговые характеристики, переменчивы. Поэтому наличие ярко выраженной рыночной потребности при отборе проекта не означает, что рыночная перспектива гарантирована. Более того, нововведение может найти свой рынок там, где ранее и не предполагалось.

Проблема исследователя ¾ определение характеристик новой продукции и их систематическая увязка с потенциальными сферами использования. Оценка перспективности рынка производится с помощью рейтинговых оценок перспектив его роста, рентабельности бизнеса в нем и его нестабильности. Объем продаж, который, возможно, будет обеспечен выпуском нового продукта, следует оценивать по перспективам его роста, а также с помощью прогнозирования тенденций потребления подобной продукции и изменений в потребительском потенциале.

Временной аспект рыночного плана прежде всего связан с необходимостью балансировки отдельных видов бизнеса компании. В идеале необходимо, чтобы новые продукты выходили на рынок в сроки и в количествах, диктуемых требованиями маркетинга. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки возможной даты выхода нового продукта на рынок. Все эти вопросы следует решать исходя из состояния портфеля СЗХ фирмы и портфеля НИОКР.

Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент или полностью его замещать. Абсолютно новые продукты расширяют ассортимент, увеличивают размеры реализации и прибыль, служат условием роста корпорации. Однако при этом не следует забывать о задачах развития текущего ассортимента, тем более что существующий продукт обычно пользуется доверием покупателей и концентрирует в себе инвестиции компании. Производство же нового продукта связано с неизбежной неопределенностью. Следует, однако, учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.

Объем продаж, представляющий собою одобрение потребителем продукции, выступает на самом деле в виде функции от цены предложения. Прибыль от реализации единицы продукции есть разность между ценой и издержками на изготовление. Если издержками фирма-производитель, в принципе, может полностью управлять, то при установлении цены следует учитывать уровень цен на конкурирующие продукты. Принципиальные пределы установления фирмой цены на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхняя граница определяется ценой потребления, которая делает продукт для потребителя привлекательным по сравнению с имеющимися на рынке. Таким образом, верхняя граница цены прямо определяется показателями технического качества продукта (его производительностью, качеством, надежностью, эксплуатационными затратами на его использование и т. д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, фирма-производитель увеличивает привлекательность товара, а в случае цены, приближающейся к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но уменьшает экономическую привлекательность товара для потребителя. По сути дела, цена для потребителя должна быть инструментом оценки экономического эффекта от использования продукции с учетом стоимости ее потребления (цена приобретения плюс текущие расходы за все время эксплуатации). Таким образом, фирма не может оценить проект по фактору ценообразования без учета рыночной ситуации и прогнозов допустимой цены потребления для потенциальных покупателей. Эта проблема тесно связана и с оценкой возможной степени конкуренции в момент начала коммерческой реализации товара, а не сегодняшней конкуренции, как это часто делается.

Каналы распределения ¾ один из факторов, который нельзя игнорировать при оценке проекта. Если появится необходимость в новых каналах распределения, то затраты могут существенно возрасти. Точно так же следует оценить стартовые затраты по выводу товара на рынок. В первую очередь это затраты на начальное продвижение товара на рынок.

3. Научно-технические критерии. Уже при рассмотрении в качестве критерия оценки проекта ценообразования была четко обозначена неразрывность технической и экономической сторон проекта. В инновационном проектировании следует говорить о едином процессе технико-экономического проектирования.

Согласованность проекта с инновационной стратегией обеспечивается посредством отбора проектов с учетом сбалансированности портфеля инноваций, сформированного в интересах достижения целей корпорации. Технический успех любого проекта есть достижение проектных технических показателей в рамках выделенных финансовых средств и в требуемые сроки. Если существуют какие-либо сомнения относительно конкретного аспекта проекта, то обычным решением является разработка параллельных подходов. Обычно на этапе представления проектных предложений на экспертизу вероятность того, что будет получено, по крайней мере, одно приемлемое решение, достаточно велика.

4. Финансы. Оценки стоимости разработки и времени, необходимого для ее завершения, наиболее важны. Эти показатели выступают в качестве меры объема научно-технических ресурсов, вовлекаемых в проект, и длительности их использования. Важно не только наличие общего ресурса (финансирования), но и потребность в частных ресурсах, и их наличие (специалисты высшей квалификации, площади, производственные рабочие, лабораторное оборудование, производственные мощности, информационное обеспечение и т. д.). Недостаток того или иного конкретного ресурса может стать решающим фактором в процессе выбора проекта. SWOT-анализ, проведенный компанией, даст ей информацию об основных отличительных преимуществах, которые следует использовать в разработке, чтобы сделать ее конкурентоспособной. К их числу могут относиться и частные виды ресурсов, к распределению которых между проектами следует подойти с особым вниманием. Следует также использовать в качестве критерия принятия решения степень влияния проекта на будущие разработки, например, следующее соображение: создаст ли этот проект базу для будущих разработок (в технологии, научном знании, методике решения конкретных задач, стандартизации и т. д.). Это будет стимулировать возможные будущие синергетические эффекты.

5. Производственные критерии. К числу основных производственных факторов, обеспечивающих успех проекта, относят следующие:

● технология, соответствующая типу производства;

● настоящий и будущий баланс производственных мощностей;

● рыночная обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями;

● доступность всех видов частных ресурсов;

● гибкость производства, его способность «воспринять» новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;

● степень использования существующих технологии и оборудования.

Организация оценки проекта. Большая часть критериев оценки не относится к научно-технической области. Инновации (успешные и неуспешные) распространяются на деятельность всей компании и становятся частью ее экономической деятельности. Эффективность решений по оценке проектов можно обеспечить, лишь вовлекая в этот процесс тех, кого затрагивают факторы оценок. В группу, производящую оценку проекта, целесообразно включать специалистов в соответствующей научной области; специалистов в других научно-технических областях; пользователей результатами проектов; людей, обладающих навыками менеджмента и знающих экономику; специалистов, прежде участвовавших в проведении оценок; людей, обладающих опытом в области формирования научно-технической политики.

Такие процедуры, как оценка проектов, являются частью операционных взаимодействий в рамках структуры фирмы. Однако такие процедуры требуют и хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки там, где она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного процесса, позволяя учесть мнения руководителей всех подразделений фирмы на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению их ответственности и облегчает переход проекта от стадии НИОКР к производству и маркетингу.

Простейшим методом оценки является составление перечня всех критериев. В качестве рабочего перечня критериев такой оценки предлагается перечень, приведенный в табл. 7.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: