ТЕМА 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.–М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Уч. пособие.–М.
3. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.–М.: Изд–во МГУ, 1996.
4. Организация и нормирование труда./Под ред. Адамчука В.В.–М.: Финстатинформ, 1998.
5. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица.–М., 1991.
Экономическая система. Собственность в экономической системе
- Понятие и структура экономических систем (ЭС).
- Классификация ЭС.
- Сущность собственности.
- Типы и формы собственности.
- Понятие и структура экономических систем (ЭС).
ЭС – это совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, которая реализуется через функционирование производительных сил и осуществляется в форме определенных производственных отношений с целью удовлетворения потребностей людей.
ЭС – сложившийся и охраняемый государством экономический порядок, выступающий как совокупность организационного строя и протекающих в национальной экономике реальных хозяйственных процессов.
|
|
Характер ЭС зависит от: формы собственности на факторы производства (кому принадлежит земля, труд, капитал); механизма координации действий хозяйствующих субъектов.
Структура ЭС:
Первый подход: производительные силы (то, с помощью чего производится, трудовые ресурсы, станки) и производственные отношения (взаимоотношения на разных уровнях производства, регулируемые государством).
Второй подход: 1) система институтов и организаций (государственные учреждения, предприятия, домашнее хозяйство);
2)комплекс законодательных актов;
3)совокупность экономических условий (определяют место каждого экономического субъекта в воспроизводственной системе);
4) хозяйственный механизм (совокупность инструментов, форм и методов ведения и управления экономической деятельностью, используемых в обществе для достижения поставленных целей).
- Классификация ЭС.
ЭС можно классифицировать по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация в соответствии с формами собственности и способами координации экономических отношений выделяют следующие типы:
1) традиционная экономика – в ней экономические отношения регулируются на основе традиций, обычаев, религиозных принципов (Африканские страны);
2) командная экономика – экономические отношения регулируются полностью государством (полностью государственная собственность, директивное ценообразование и т. д.);
|
|
3) рыночная экономика – экономические отношения регулируются законами рынка (свободная конкуренция, частная собственность, рыночное ценообразование);
4) смешанная экономика – предполагает сочетание элементов трех вышеперечисленных систем. В современном мире большинство государств обладают смешанными экономическими системами с преобладанием командных либо рыночных элементов.
Домашнее хозяйство
государство производство (предприятия,
фирмы)
В соответствии с конкретными историко-экономическими условиями выделяют следующие сформировавшиеся виды экономических моделей (ЭС):
1) англо-американская – рыночная экономика с минимальным вмешательством государства (Британия, США, Сингапур);
2) северо-европейская – рыночная экономика с высоким уровнем социальной защиты;
3) южно-европейская (Испания, Греция, Португалия) – рыночная экономика с большой долей государственного сектора и высокой ролью профсоюзов;
4) азиатская – рыночная экономика с большим влиянием местных традиций коллективизма (Япония, Корея, Китай).
Белорусская экономика относится к переходному типу. Целевой моделью является социально-ориентированная рыночная экономика.
3. Сущность собственности.
Собственность – это социально-экономическая категория, которая выражается в отношении между людьми по поводу присвоения экономических благ. Изначально понятие собственности носило естественный характер, а присвоение осуществлялось по праву сильного, праву первого поселенца и т. д. На современном этапе собственность носит юридический характер, а право собственности включает три элемента:
1) право владения – юридически закрепленное право обладания объектом;
2) право пользования – право использования объекта по его назначению;
3) право распоряжения – возможность контроля и передачи прав собственности.
В экономической практике перечисленные права собственности могут реализовываться полностью либо частично. Субъектами собственности могут быть физические и юридические лица. Объектами собственности могут быть недвижимые имущества и природные ресурсы, движимые имущества и нематериальная собственность (ценные бумаги, лицензии, информация, интеллектуальная собственности и т. д.).
ЛК 4
18.02.12
4.Типы и формы собственности.
В современных условиях принято выделять два основных типа собственности:
1) частная собственность – это тип собственности, при которой исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Ее характерный признак – передача имущества по наследству.
Формы частной собственности:
v трудовая – в основе лежит труд самого собственника; развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и других форм.;
v нетрудовая – не связана с трудовой деятельностью собственника (напр., наследство, дивиденды от ценных бумаг, доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения и т. д.).
3) общественная собственность – тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.
Формы общественной собственности:
v коллективная собственность – форма общественной собственности, при которой вещи, материальные и духовные ценности принадлежат определенному коллективу.
Формы коллективной собственности:
o кооперативная – является достоянием членов кооператива, объединивших средства и труд для совместной деятельности;
o народная – сложившаяся в результате перехода коллективу государственного предприятия или выкупа арендованного имущества;
o акционерная собственность – групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг;
|
|
o арендная – возникшая в результате аренды трудовым коллективом предприятия на договорных условиях за плату и на определенный срок;
o общественных объединений и религиозных организаций – возникает за счет собственных средств, пожертвований, а также передачи государством имущества.
v государственная собственность – форма общественной собственности, являющаяся достоянием всего населения страны.
Формы государственной собственности:
o республиканская – достояние граждан страны (земля…);
o муниципальная (коммунальная) – имущество ассоциации граждан области, района.
ТЕМА 4
Товарное производство – основа рыночной экономики
1. Натуральное хозяйство и товарное производство. Их основные черты.
2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
3. Возникновение (доклад) и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
1. Натуральное хозяйство и товарное производство. Их основные черты.
Общественное хозяйство – это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей в обществе, реальное функционирование общественной экономики.
Натуральное производство (хозяйство) – это такая форма хозяйственной деятельности, когда производство организуется в замкнутых хозяйственных единицах, которые сориентированы на удовлетворение собственных потребностей. Отличительная особенность натурального хозяйства заключается в том, что произведенные блага из сферы производства непосредственно попадают в сферу потребления.
Черты натурального хозяйства:
1) Все виды работ от добывания предметов труда (муки, сахара) до получения конечного продукта (пирожков) выполняются в самом хозяйстве;
2) является замкнутым, т. е. нет связи с рынком, другими хозяйственными единицами;
3) производство осуществляется для удовлетворения потребностей работника, членов его семьи;
4) используются примитивные орудия труда, характеризующиеся низким уровнем развития производительных сил;
|
|
5) доминирует простое воспроизводство (в прежних размерах и качестве), которое не обеспечивает роста производительности труда.
Под воздействием углубляющегося разделения труда натуральное хозяйство уступило свое историческое место более совершенной форме организации производства, товарному производству.
Товарное производство – это форма организации хозяйственной деятельности, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного вида экономического блага, так что для удовлетворения потребностей необходим обмен.
Условия возникновения и существования товарного производства:
1) общественное разделение труда – специализация на производстве определенных видов товаров или услуг;
2) частная собственность как основа хозяйственной самостоятельности производителей (экономическое обособление).
Черты товарного производства:
v общественное разделение труда и ориентация производства на продажу;
v обмен товарами, как форма экономической связи между производителями;
v эквивалентность обмена;
v экономическое обособление производителей;
v полная экономическая ответственность за конечные результаты хозяйствования.
2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена через куплю-продажу; это особая экономическая форма продуктов производства, обладающего способностью удовлетворять потребности и способностью обмениваться на другие блага.
Свойства товара:
v стоимость товара – способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции;
v потребительная стоимость – это полезность, способность товара удовлетворять потребности и вкусы людей, что продиктовано наличием у товара естественных свойств.
Величина стоимости товара. На каждом предприятии складываются свои индивидуальные затраты ресурсов, связанные с производством продукции. Однако величина признаваемой компенсации за израсходованные ресурсы (или величина стоимости товара) определяется не индивидуальными затратами, а среднеотраслевыми (общественными). На величину стоимости товара влияют:
v производительность труда;
v интенсивность труда (измеряется степень расходования рабочей силы в единицу времени).
Содержание закона стоимости. Закон стоимости выражает причинно-следственные зависимости между затратами ресурсов, стоимостью и ценой.
Основные постулаты закона стоимости:
1) затраты ограниченных ресурсов определяют величину стоимости товара;
2) стоимость товара определяется не индивидуальными, а среднеотраслевыми издержками производства;
3) денежное выражение стоимости товара – его цена.
Функции закона стоимости:
1) дифференциация товаропроизводителей;
2) стимулирование технического прогресса;
3) стихийный регулятор национального производства.
Теории стоимости товара:
1) трудовая;
2) трех факторов производства;
3) предельной полезности;
4) соотношение спроса и предложения.
3. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
Деньги – это особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента стоимости всех других товаров.
Деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена. Ликвидность – это возможность использования в качестве платежного средства, поэтому товар, имеющий наибольшую способность к сбыту – это и есть деньги.
Функции денег:
1) мера стоимости – деньги выражают стоимость всех других товаров;
2) средства обращения – играют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением;
3) средство сбережений или накопления – здесь отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство;
4) средство платежа – как правило, используется, когда товары продаются в кредит, а так же при уплате налогов, земельной ренты, налогов, зарплаты и т. д.;
5) роль мировых денег – обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.
Выделяют три основных вида денег:
v товарные деньги;
v металлические;
v бумажные – это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег;
v кредитные – платежные средства и средства обращения (векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки).
ЛК 5
21.02.12
М = (P*Q – K + D1 – D2)/V, (1)
где М – кол-во денег, необходимых для обращения;
P – цены на экономические блага;
Q – масса обращающихся товаров (объем производства);
К – масса товаров, проданных в кредит;
D1 – сумма товаров, проданных в кредит, срок оплаты которых наступил.
D2 – сумма взаимопогашающихся платежей (обмен без участия денежной массы));
V – скорость оборота денег.
Закон денежного обращения гласит, что количество денег, необходимых для обращения прямопропорционально сумме товарных цен и обратнопропорционально скорости обращения денег.
Уравнение обмена (уравнение Фишера) можно вывести из формулы 1 и имеет вид:
MV = PQ. (2)
ТЕМА 5. Рыночная экономика и ее модели
1. Понятие рынка. Его функции, преимущества и недостатки.
2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
3. Структура и инфраструктура рынков. Классификация.
4. Модели рыночной экономики и функции государства в ней.
1. Понятие рынка. Его функции, преимущества и недостатки.
Рынок – это система экономических отношений, складывающаяся при купле/продаже товаров; это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
Условия возникновения рынка:
1) общественное разделение труда;
2) экономическая обособленность и самостоятельность производителя.
Субъекты рынка – это участники рыночных сделок (купли/продажи): домашнее хозяйство (собственники и поставщики факторов производства, предприниматели), объединения (предприятия, фирмы, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения прибыли), государство (осуществляет регулирование экономике в лице тех же бюджетных организаций).
Объекты рынка: материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли/продажи.
Принципы функционирования рыночной экономики:
1) экономическая свобода участников;
2) многообразие форм собственностей;
3) примат потребителя (производство для потребителя);
4) наличие инфраструктуры производства и потребления;
5) рыночное ценообразование;
6) конкуренция в различных формах;
7) открытость экономики;
8) саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм.
Функции рынка:
1) регулирующая – регулирует спрос и предложение через механизм цен;
2) стимулирующая – стимулирует внедрение научно-технических разработок, снижение затрат на производство, повышение качества продукции, расширение ассортимента;
3) информационная;
4) посредническая — рынок дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
5) санирующая – рынок избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных;
6) социальная – дифференцирует субъектов рынка.
Негативные черты рыночной экономики:
1) монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, при этом падает эффективность распределения ресурсов;
2) рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;
3) рынок не обеспечивает социальной справедливости;
4) характерны для рынка такие негативные экономически явления как инфляция, безработица, цикличность.
Преимущества рыночной экономики:
1) удовлетворение разнообразных потребностей людей, повышение качества товаров и услуг;
2) свобода выбора и действий потребителей и производителей;
3) гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
4) максимальное использование результатов и стимулирование научно-технического прогресса;
5) невозможность возникновения хронического дефицита;
6) создание стимулов к труду.
2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
На рынке продукта состояние конкуренции определяется следующими базовыми признаками:
1) количество субъектов рынка и их доли в объеме продаж;
2) условия вступления производителя в отрасль и выход из нее;
3) степень контроля цены со стороны производителя;
4) уровень дифференциации продукта;
5) характер экономического поведения хозяйствующих субъектов.
В зависимости от состояния конкуренции определяется тот или иной тип рынка или рыночной структуры. При этом уровень выступает как совокупность признаков, отражающих способ установления цены, а так же характера взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Выделяют следующие виды (типы) рыночной конкуренции: