Закон денежного обращения

ТЕМА 3

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.–М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Уч. пособие.–М.

3. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.–М.: Изд–во МГУ, 1996.

4. Организация и нормирование труда./Под ред. Адамчука В.В.–М.: Финстатинформ, 1998.

5. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица.–М., 1991.

Экономическая система. Собственность в экономической системе

  1. Понятие и структура экономических систем (ЭС).
  2. Классификация ЭС.
  3. Сущность собственности.
  4. Типы и формы собственности.
  1. Понятие и структура экономических систем (ЭС).

ЭС – это совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, которая реализуется через функционирование производительных сил и осуществляется в форме определенных производственных отношений с целью удовлетворения потребностей людей.

ЭС – сложившийся и охраняемый государством экономический порядок, выступающий как совокупность организационного строя и протекающих в национальной экономике реальных хозяйственных процессов.

Характер ЭС зависит от: формы собственности на факторы производства (кому принадлежит земля, труд, капитал); механизма координации действий хозяйствующих субъектов.

Структура ЭС:

Первый подход: производительные силы (то, с помощью чего производится, трудовые ресурсы, станки) и производственные отношения (взаимоотношения на разных уровнях производства, регулируемые государством).

Второй подход: 1) система институтов и организаций (государственные учреждения, предприятия, домашнее хозяйство);

2)комплекс законодательных актов;

3)совокупность экономических условий (определяют место каждого экономического субъекта в воспроизводственной системе);

4) хозяйственный механизм (совокупность инструментов, форм и методов ведения и управления экономической деятельностью, используемых в обществе для достижения поставленных целей).

  1. Классификация ЭС.

ЭС можно классифицировать по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация в соответствии с формами собственности и способами координации экономических отношений выделяют следующие типы:

1) традиционная экономика – в ней экономические отношения регулируются на основе традиций, обычаев, религиозных принципов (Африканские страны);

2) командная экономика – экономические отношения регулируются полностью государством (полностью государственная собственность, директивное ценообразование и т. д.);

3) рыночная экономика – экономические отношения регулируются законами рынка (свободная конкуренция, частная собственность, рыночное ценообразование);

4) смешанная экономика – предполагает сочетание элементов трех вышеперечисленных систем. В современном мире большинство государств обладают смешанными экономическими системами с преобладанием командных либо рыночных элементов.

Домашнее хозяйство

государство производство (предприятия,

фирмы)

В соответствии с конкретными историко-экономическими условиями выделяют следующие сформировавшиеся виды экономических моделей (ЭС):

1) англо-американская – рыночная экономика с минимальным вмешательством государства (Британия, США, Сингапур);

2) северо-европейская – рыночная экономика с высоким уровнем социальной защиты;

3) южно-европейская (Испания, Греция, Португалия) – рыночная экономика с большой долей государственного сектора и высокой ролью профсоюзов;

4) азиатская – рыночная экономика с большим влиянием местных традиций коллективизма (Япония, Корея, Китай).

Белорусская экономика относится к переходному типу. Целевой моделью является социально-ориентированная рыночная экономика.

3. Сущность собственности.

Собственность – это социально-экономическая категория, которая выражается в отношении между людьми по поводу присвоения экономических благ. Изначально понятие собственности носило естественный характер, а присвоение осуществлялось по праву сильного, праву первого поселенца и т. д. На современном этапе собственность носит юридический характер, а право собственности включает три элемента:

1) право владения – юридически закрепленное право обладания объектом;

2) право пользования – право использования объекта по его назначению;

3) право распоряжения – возможность контроля и передачи прав собственности.

В экономической практике перечисленные права собственности могут реализовываться полностью либо частично. Субъектами собственности могут быть физические и юридические лица. Объектами собственности могут быть недвижимые имущества и природные ресурсы, движимые имущества и нематериальная собственность (ценные бумаги, лицензии, информация, интеллектуальная собственности и т. д.).

ЛК 4

18.02.12

4.Типы и формы собственности.

В современных условиях принято выделять два основных типа собственности:

1) частная собственность – это тип собственности, при которой исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Ее характерный признак – передача имущества по наследству.

Формы частной собственности:

v трудовая – в основе лежит труд самого собственника; развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и других форм.;

v нетрудовая – не связана с трудовой деятельностью собственника (напр., наследство, дивиденды от ценных бумаг, доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения и т. д.).

3) общественная собственность – тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.

Формы общественной собственности:

v коллективная собственность – форма общественной собственности, при которой вещи, материальные и духовные ценности принадлежат определенному коллективу.

Формы коллективной собственности:

o кооперативная – является достоянием членов кооператива, объединивших средства и труд для совместной деятельности;

o народная – сложившаяся в результате перехода коллективу государственного предприятия или выкупа арендованного имущества;

o акционерная собственность – групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг;

o арендная – возникшая в результате аренды трудовым коллективом предприятия на договорных условиях за плату и на определенный срок;

o общественных объединений и религиозных организаций – возникает за счет собственных средств, пожертвований, а также передачи государством имущества.

v государственная собственность – форма общественной собственности, являющаяся достоянием всего населения страны.

Формы государственной собственности:

o республиканская – достояние граждан страны (земля…);

o муниципальная (коммунальная) – имущество ассоциации граждан области, района.

ТЕМА 4

Товарное производство – основа рыночной экономики

1. Натуральное хозяйство и товарное производство. Их основные черты.

2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

3. Возникновение (доклад) и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.

1. Натуральное хозяйство и товарное производство. Их основные черты.

Общественное хозяйство – это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей в обществе, реальное функционирование общественной экономики.

Натуральное производство (хозяйство) – это такая форма хозяйственной деятельности, когда производство организуется в замкнутых хозяйственных единицах, которые сориентированы на удовлетворение собственных потребностей. Отличительная особенность натурального хозяйства заключается в том, что произведенные блага из сферы производства непосредственно попадают в сферу потребления.

Черты натурального хозяйства:

1) Все виды работ от добывания предметов труда (муки, сахара) до получения конечного продукта (пирожков) выполняются в самом хозяйстве;

2) является замкнутым, т. е. нет связи с рынком, другими хозяйственными единицами;

3) производство осуществляется для удовлетворения потребностей работника, членов его семьи;

4) используются примитивные орудия труда, характеризующиеся низким уровнем развития производительных сил;

5) доминирует простое воспроизводство (в прежних размерах и качестве), которое не обеспечивает роста производительности труда.

Под воздействием углубляющегося разделения труда натуральное хозяйство уступило свое историческое место более совершенной форме организации производства, товарному производству.

Товарное производство – это форма организации хозяйственной деятельности, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного вида экономического блага, так что для удовлетворения потребностей необходим обмен.

Условия возникновения и существования товарного производства:

1) общественное разделение труда – специализация на производстве определенных видов товаров или услуг;

2) частная собственность как основа хозяйственной самостоятельности производителей (экономическое обособление).

Черты товарного производства:

v общественное разделение труда и ориентация производства на продажу;

v обмен товарами, как форма экономической связи между производителями;

v эквивалентность обмена;

v экономическое обособление производителей;

v полная экономическая ответственность за конечные результаты хозяйствования.

2. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена через куплю-продажу; это особая экономическая форма продуктов производства, обладающего способностью удовлетворять потребности и способностью обмениваться на другие блага.

Свойства товара:

v стоимость товара – способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции;

v потребительная стоимость – это полезность, способность товара удовлетворять потребности и вкусы людей, что продиктовано наличием у товара естественных свойств.

Величина стоимости товара. На каждом предприятии складываются свои индивидуальные затраты ресурсов, связанные с производством продукции. Однако величина признаваемой компенсации за израсходованные ресурсы (или величина стоимости товара) определяется не индивидуальными затратами, а среднеотраслевыми (общественными). На величину стоимости товара влияют:

v производительность труда;

v интенсивность труда (измеряется степень расходования рабочей силы в единицу времени).

Содержание закона стоимости. Закон стоимости выражает причинно-следственные зависимости между затратами ресурсов, стоимостью и ценой.

Основные постулаты закона стоимости:

1) затраты ограниченных ресурсов определяют величину стоимости товара;

2) стоимость товара определяется не индивидуальными, а среднеотраслевыми издержками производства;

3) денежное выражение стоимости товара – его цена.

Функции закона стоимости:

1) дифференциация товаропроизводителей;

2) стимулирование технического прогресса;

3) стихийный регулятор национального производства.

Теории стоимости товара:

1) трудовая;

2) трех факторов производства;

3) предельной полезности;

4) соотношение спроса и предложения.

3. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.

Деньги – это особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента стоимости всех других товаров.

Деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена. Ликвидность – это возможность использования в качестве платежного средства, поэтому товар, имеющий наибольшую способность к сбыту – это и есть деньги.

Функции денег:

1) мера стоимости – деньги выражают стоимость всех других товаров;

2) средства обращения – играют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением;

3) средство сбережений или накопления – здесь отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство;

4) средство платежа – как правило, используется, когда товары продаются в кредит, а так же при уплате налогов, земельной ренты, налогов, зарплаты и т. д.;

5) роль мировых денег – обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.

Выделяют три основных вида денег:

v товарные деньги;

v металлические;

v бумажные – это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег;

v кредитные – платежные средства и средства обращения (векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки).

ЛК 5

21.02.12

М = (P*Q – K + D1 – D2)/V, (1)

где М – кол-во денег, необходимых для обращения;

P – цены на экономические блага;

Q – масса обращающихся товаров (объем производства);

К – масса товаров, проданных в кредит;

D1 – сумма товаров, проданных в кредит, срок оплаты которых наступил.

D2 – сумма взаимопогашающихся платежей (обмен без участия денежной массы));

V – скорость оборота денег.

Закон денежного обращения гласит, что количество денег, необходимых для обращения прямопропорционально сумме товарных цен и обратнопропорционально скорости обращения денег.

Уравнение обмена (уравнение Фишера) можно вывести из формулы 1 и имеет вид:

MV = PQ. (2)

ТЕМА 5. Рыночная экономика и ее модели

1. Понятие рынка. Его функции, преимущества и недостатки.

2. Совершенная и несовершенная конкуренция.

3. Структура и инфраструктура рынков. Классификация.

4. Модели рыночной экономики и функции государства в ней.

1. Понятие рынка. Его функции, преимущества и недостатки.

Рынок – это система экономических отношений, складывающаяся при купле/продаже товаров; это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

Условия возникновения рынка:

1) общественное разделение труда;

2) экономическая обособленность и самостоятельность производителя.

Субъекты рынка – это участники рыночных сделок (купли/продажи): домашнее хозяйство (собственники и поставщики факторов производства, предприниматели), объединения (предприятия, фирмы, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения прибыли), государство (осуществляет регулирование экономике в лице тех же бюджетных организаций).

Объекты рынка: материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли/продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики:

1) экономическая свобода участников;

2) многообразие форм собственностей;

3) примат потребителя (производство для потребителя);

4) наличие инфраструктуры производства и потребления;

5) рыночное ценообразование;

6) конкуренция в различных формах;

7) открытость экономики;

8) саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм.

Функции рынка:

1) регулирующая – регулирует спрос и предложение через механизм цен;

2) стимулирующая – стимулирует внедрение научно-технических разработок, снижение затрат на производство, повышение качества продукции, расширение ассортимента;

3) информационная;

4) посредническая — рынок дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;

5) санирующая – рынок избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных;

6) социальная – дифференцирует субъектов рынка.

Негативные черты рыночной экономики:

1) монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, при этом падает эффективность распределения ресурсов;

2) рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;

3) рынок не обеспечивает социальной справедливости;

4) характерны для рынка такие негативные экономически явления как инфляция, безработица, цикличность.

Преимущества рыночной экономики:

1) удовлетворение разнообразных потребностей людей, повышение качества товаров и услуг;

2) свобода выбора и действий потребителей и производителей;

3) гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

4) максимальное использование результатов и стимулирование научно-технического прогресса;

5) невозможность возникновения хронического дефицита;

6) создание стимулов к труду.

2. Совершенная и несовершенная конкуренция.

На рынке продукта состояние конкуренции определяется следующими базовыми признаками:

1) количество субъектов рынка и их доли в объеме продаж;

2) условия вступления производителя в отрасль и выход из нее;

3) степень контроля цены со стороны производителя;

4) уровень дифференциации продукта;

5) характер экономического поведения хозяйствующих субъектов.

В зависимости от состояния конкуренции определяется тот или иной тип рынка или рыночной структуры. При этом уровень выступает как совокупность признаков, отражающих способ установления цены, а так же характера взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Выделяют следующие виды (типы) рыночной конкуренции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: