Рыночная конкуренция
совершенная несовершенная
монополистическая олигополия монополия
конкуренция
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли/продажи. (В реальной действительности совершенная конкуренция значительно ограничена).
Несовершенная конкуренция – это такая рыночная структура, при которой заметно ограничены свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений. При несовершенной конкуренции хозяйствующий субъект имеет возможность доминировать на рынке и при этом поставляет основную массу товаров, навязывая другим участникам рынка свои правила игры.
Основные причины доминирования:
1) природно-климатический фактор;
2) технический фактор;
3) концентрация производства (укрупнение предприятия);
4) централизация производства (объединение ряда предприятий).
Монополистическая конкуренция – монополия производителя, основанная на дифференциации продукта (узкая специализация производителя, предполагающая поставку на рынок товара особого качества, вида, модели и т. д).
|
|
Олигополия – есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов (от 2х до 24х), которые обладают значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны.
В зависимости от типов продукции различают чистую (однородный стандартизированный продукт) и дифференцированную (разнородная продукция одного функционального назначения) олигополию.
Монополия – така ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект, имеет место наличие абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта. Выделяют: ЕСТЕСТВЕННУЮ монополию, ТЕХНИЧЕСКУЮ монополию, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ монополия, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ монополия.
(таблица)
3. Структура и инфраструктура рынков. Классификация.
Структура рынка – внутреннее строение или расположение его отдельных элементов. Структура рынка определяется с использованием разных критериев.
По объектам обмена:
v рынки товаров;
v услуг;
v капиталов;
v ценных бумаг;
v труда;
v валютный;
v информации;
v интеллектуального продукта.
В пространственном разрезе:
v местный (локальный);
v региональный;
v национальный;
v мировой.
По механизму функционирования:
|
|
v свободный (регулирует конкуренция);
v монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий);
v регулируемый (государство).
По законодательству:
v легальный (официальный);
v нелегальный (теневой).
По степени насыщенности:
v равновесный (спрос и предложение равны);
v дефицитный (спрос превышает предложение);
v избыточный (спрос меньше предложения).
Инфраструктура рынка.
ЛК 6
28.02.2012
Инфраструктура рынка – совокупность материально-технических и организационных условий, без которых совершение актов купли/продажи становится невозможным. При узком подходе она трактуется как СИ организаций, соответствующих рыночному механизму.
Выделяют частную и общую инфраструктуры рынка. ЧАСТНАЯ – система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка. Частная инфраструктура связана с обслуживанием конкретных операций по реализации продукции. ОБЩАЯ инфраструктура – это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка, и призвана обеспечивать единство и целостность единого экономического пространства, общее правовое обеспечение хозяйственной деятельности.
Рынок (вид рынка) | Частная инфраструктура |
Рынок товаров | Биржи Ярмарки, Посредники, Предприятия оптовой торговли |
Рынок труда | Биржа труда, Центры занятости, Конторы найма |
Рынок инвестиционных товаров | Биржи ярмарки |