Усиление доминирования

Рыночная конкуренция

совершенная несовершенная

           
     
 


монополистическая олигополия монополия

конкуренция

 
 


Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли/продажи. (В реальной действительности совершенная конкуренция значительно ограничена).

Несовершенная конкуренция – это такая рыночная структура, при которой заметно ограничены свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений. При несовершенной конкуренции хозяйствующий субъект имеет возможность доминировать на рынке и при этом поставляет основную массу товаров, навязывая другим участникам рынка свои правила игры.

Основные причины доминирования:

1) природно-климатический фактор;

2) технический фактор;

3) концентрация производства (укрупнение предприятия);

4) централизация производства (объединение ряда предприятий).

Монополистическая конкуренция – монополия производителя, основанная на дифференциации продукта (узкая специализация производителя, предполагающая поставку на рынок товара особого качества, вида, модели и т. д).

Олигополия – есть такая ситуация на рынке продукта, когда складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов (от 2х до 24х), которые обладают значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны.

В зависимости от типов продукции различают чистую (однородный стандартизированный продукт) и дифференцированную (разнородная продукция одного функционального назначения) олигополию.

Монополия – така ситуация на рынке продукта, когда поставщиком продукта выступает лишь один хозяйствующий субъект, имеет место наличие абсолютной экономической власти поставщика над рынком продукта. Выделяют: ЕСТЕСТВЕННУЮ монополию, ТЕХНИЧЕСКУЮ монополию, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ монополия, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ монополия.

(таблица)

3. Структура и инфраструктура рынков. Классификация.

Структура рынка – внутреннее строение или расположение его отдельных элементов. Структура рынка определяется с использованием разных критериев.

По объектам обмена:

v рынки товаров;

v услуг;

v капиталов;

v ценных бумаг;

v труда;

v валютный;

v информации;

v интеллектуального продукта.

В пространственном разрезе:

v местный (локальный);

v региональный;

v национальный;

v мировой.

По механизму функционирования:

v свободный (регулирует конкуренция);

v монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий);

v регулируемый (государство).

По законодательству:

v легальный (официальный);

v нелегальный (теневой).

По степени насыщенности:

v равновесный (спрос и предложение равны);

v дефицитный (спрос превышает предложение);

v избыточный (спрос меньше предложения).

Инфраструктура рынка.

ЛК 6

28.02.2012

Инфраструктура рынка – совокупность материально-технических и организационных условий, без которых совершение актов купли/продажи становится невозможным. При узком подходе она трактуется как СИ организаций, соответствующих рыночному механизму.

Выделяют частную и общую инфраструктуры рынка. ЧАСТНАЯ – система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкретного рынка. Частная инфраструктура связана с обслуживанием конкретных операций по реализации продукции. ОБЩАЯ инфраструктура – это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка, и призвана обеспечивать единство и целостность единого экономического пространства, общее правовое обеспечение хозяйственной деятельности.

Рынок (вид рынка) Частная инфраструктура
Рынок товаров Биржи Ярмарки, Посредники, Предприятия оптовой торговли
Рынок труда Биржа труда, Центры занятости, Конторы найма
Рынок инвестиционных товаров Биржи ярмарки

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: