XX век
ЛК Диалектика Гегеля
Философия истории Гегеля - это конкретный метод применения диалектики в его философии.
Гегель считал, что ключевым качеством человечества - свобода. (тезис, антитезис)
Гегель считал в праве, политике - синтез тезиса- свободы, и антитезиса-принуждения.
Тирания- где свободен один и несвободны все. (тезис)
Греко-римская демократия (антитезис), где свободны многие, несвободны некоторые.
Воплощением (синтезом) третей стадией является правовое государство на основе гражданского общества, где свободны не просто все, а свободен каждый.
Марксизм - материалистическая диалектика, можно поделить на две части:
а) диалектический материализм (диамат) изучает природу
б) исторический материализм (истмат) изучает общ-во
постулаты:
"Мир материален" - бытие есть материя в различных ее формах и уровнях организации.
Основными атрибутами материи являются: пространство, время, движение (любой род изменения).
Формы материи (уровни бытия):
|
|
1) физическое бытие (субатомных частиц, энергий, полей) (все что изучает физика);
2) химический уровень бытия (химические процессы);
3) биологический уровень бытия;
4) антропологический уровень (ключевое место занимает: психика человека и сознание). Сознание марксисты воспринимают как материю;
5) социальный уровень бытия;
Заключение: каждый последующий уровень не может существовать без предыдущего.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - учение об обществе и его развитии. Реальность социальную истмат делит на:
- общественное бытие;
- общественное сознание;
Бытие определяет сознание.
Формационный подход к анализу истории. Основные действующие лица формации - классы, которым присущи классовое сознание, классовая борьба (борьба идеологий: богатые против бедных и наоборот, суть борьбы - столкновение классовых интересов).
Классовая борьба - диалектический процесс.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
В истмате логика развития истории ведет к безклассовому обществу, потому что тезисное состояние - доклассовый первобытнообщинный строй, который распадается с появлением частной собственности.
Антитезис - классовые формации;
Синтезом их должен стать социолизм, его высшая стадия развития - коммунизм (общий итог общечеловеческой деятельности).
ПЕДРО АЛЬМАДОРРО (ВРОДЕ ТАК)
Научное представление о мире становится обычным для человека.
Формирование гуманитарного знания начинает формировать иррационализм. Первой общей формой иррационализма можно считать Артура Шопенгауэр и его непосредственного последователь Фридрих Ницше.
А. Шопенгауэр говорит: "Мир есть воля и представление" (воля- неутомимое желание, стремление. Представление по другому форма воли). Самой сильной формой является - интуиция, которая есть специфическая форма к жизни человека. Самый главный конфликт - конфликт жизни и смерти.
|
|
Ученик Ницше: "Бог умер" (критика христианства). Ключевой характеристикой мира является воля к власти. Усложнение в том, что одни не хотят подчинятся другим.
Главная цель сделать совершенного человека "Сверхчеловек". Моральный постулат сверхчеловека: отсутствие сострадания, человек - мост между человеком и сверхчеловеком. Многие идеи Ницше легли в идеи фашизма.
Вторая сторона иррационализма: субъективный идеализм Беркли.
Мир вокруг нас рисует наше сознание. Единственным док-вом существования объективного мира, это его несуществование.
Внутреннее сознаие.
(СОЛЕПСИЗМ ПОСМОТРИ)