Внешнеэкономические связи как объект страхования

Лекция 4. УСЛОВИЯ СДЕЛОК И ТИПОВЫЕ КОНТРАКТЫ В СТРАХОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Выгодным, с экономической точки зрения, считается международный обмен товарами только в том случае, если благодаря ввозу товаров удается экономить на их производстве и получать прибыль. В случае правильного формирования структуры экспорта и импорта международный обмен товарами может быть выгоден многим странам. Приоритетным во внешней торговле считается направление на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять при наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

В настоящее время на долю наукоемкой готовой продукции в международном товарообороте приходится более 60 %. Однако в России соотношение иное: доля сырьевых товаров составляет более 80 %.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие.

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере: на заводах, фабриках, предприятиях, в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получает научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.

Объектом страхования ВЭД выступают имущественные интересы ее участников. К специфическим особенностям ВЗД можно отнести то, что взаимодействие участников может подчиняться правовому регулированию различных стран, а также международному правовому регулированию. Это регулирование осуществляется в следующих правовых формах:

• внешнеэкономические договоры (контракты) — письменно оформленное соглашение двух и более участников ВЭД и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение и прекращение их взаимных прав и обязанностей в ВЭД. Права и обязанности по договору определяются правом страны, определенной по согласованию участников. Если согласование не проводилось, применяются права следующих сторон:

-по договору купли-продажи — страны-продавца;

- по договору лицензирования — лицензиария;

- по договору комиссии — комитента;

- по договору страхования — страхователя;

-по договору займа — кредитора;

• универсальные международные торговые термины — типовые договоры. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике партнеров. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения подобных проблем Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала международные правила толкования торговых терминов, известные как «Инкотермс 1936», которые изменялись в дальнейшем с целью согласования с текущей международной торговой практикой. Инкотермс представляют собой свод международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов. Внедрение компьютерных технологий в ВЭД потребовало внесения некоторых изменений в международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС). Потребность в новой редакции была обусловлена также изменением способов транспортировки, использованием контейнеров, смешанных перевозок и перевозки ролл-он-ролл с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта в перевозках на короткое расстояние.

В настоящее время практика страхования перевозимого товара получила в международной торговле очень широкое применение. Условия страхования, так же как и условия перевозки, носят характер согласованных сторонами директив для того контрагента, на котором лежит страхование товара.

В тех случаях, когда покупатель несет риск перевозки и он же должен застраховать товар, продавец заинтересован в соответствующем страховании, по крайней мере, до того момента, когда покупатель оплатит ему стоимость товара. Это следует из того, что гибель незастрахованного товара подорвала бы платежеспособность покупателя, и ожидать от него оплаты товара было бы мало реальным. Независимо от этого продавец часто рассчитывает на получение в банке кредита, предоставляемого покупателю, а банк дает этот кредит обычно под заклад товарных документов. Банк, будучи заинтересованным в реальности такого обеспечения, требует в числе прочих страховые документы. Поэтому в контрактах, в которых страхование не включается в цену товара, продавец требует от покупателя, чтобы последний застраховал товар на условиях, согласованных с продавцом, хотя он сам несет часть или весь риск.

Покупатель также может быть заинтересован в условиях страхования и в тех случаях, когда риск полностью лежит на продавце, который сам осуществляет страхование. Покупателю может быть выгоднее, чтобы расходы по страхованию были включены в цену товара, чем самому страховать товар на этот промежуток времени.

Взаимные права и обязанности страховщика и страхователя определяются в типовых контрактах следующим образом: путем ссылки на известные и более или менее повсеместно принятые типовые страховые полисы или общие условия крупных страховых компаний; путем ссылки на особые страховые условия, согласованные между данным отраслевым объединением и определенными страхователями; путем цитирования в контракте положений по страхованию одного из сборников условий страхования или соответствующего законодательного акта; путем подробного описания в контракте конкретных индивидуальных требований, касающихся прав и обязанностей сторон страхового договора (этот метод встречается относительно редко, так как контрагенты совершенно справедливо боятся, что, устанавливая такие «собственные» директивы, могут пропустить действительно существенное из очень сложной, обширной и трудной с юридической точки зрения проблематики страхования).

Типовые контракты предусматривают страхование прежде всего от риска морской перевозки. Страхование этого риска производится с ограничениями, вытекающими из формулировок «исключая частную аварию» или «включая частную аварию».

Большинство типовых контрактов трактует обязательства партнера, осуществляющего страхование, более широкими, чем те, которые определяет ИНКОТЕРМС 2000. Например, некоторые контракты СИФ (стоимость, страхование и фрахт) дополнительно устанавливают, на чей счет относить отдельные виды аварий, не считаясь при этом с общепринятым толкованием формулы СИФ (понимаемой как «формула общей концепции контракта»). Согласно общепринятому толкованию формула СИФ означает, что любой риск от перевозки, т.е. последствия всякого рода аварий, лежит на покупателе. В типовых же контрактах встречаются такие формулировки, как «всякая авария за счет продавца», «всякая авария за исключением полной утраты товара за счет покупателя», «общая авария, происшедшая до даты контракта, за счет продавца». Анализ таких контрактов показывает, что чем больше имеет преимуществ покупатель перед продавцом, тем большую часть риска от перевозки перекладывает он с помощью включаемых в них формулировок на продавца.

Также специфична практика страхования от военных рисков. В связи с широкой амплитудой колебания ставок страхования военных рисков и трудностью их определения типовые контракты предусматривают, что эти расходы относятся на продавца только до обусловленного заранее лимита, а часть платежа сверх лимита оплачивает покупатель. В некоторых контрактах этот пункт может отсутствовать либо условиями контракта страхователь может быть освобожден от обязанности страховать товар.

Типовыми контрактами предусматривается, что срок страхования охватывает период, включающий путь следования от момента начала отправки товара с места производства (тем самым под страхование попадает риск, связанный с погрузкой на судно) до места, в котором находится товар в момент окончания установленного срока после выгрузки в месте назначения. Этот срок обычно составляет 15 дней, в некоторых контрактах — 21 день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: