Тема 7. Экономическая политика государства

Рис. Экономический цикл

Исходной фазой цикла является кризисный спад производства (1). В этот момент наблюдается резкое падение уровня и темпов экономического роста, а затем, как правило, и прямое сокращение масштабов производства. Эти явления связаны с перепроизводством товаров. Причем кризис проявляется, прежде всего:

1) в перепроизводстве товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них; в результате масса уже произведенных товаров не находит соответствующего сбыта;

2) в резком падении цен;

3) в сокращении объемов производства;

4) в снижении занятости и всех социальных параметров;

5) многие предприниматели оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам и терпят крах.

Кроме того, в кризисное состояние втягивается кредитная система, т.к. возникает погоня за наличными денежными средствами. В этой ситуации многие предприниматели готовы платить все возрастающие проценты за кредит, но массовое изъятие вкладов лишает многие банки возможности вернуть деньги вкладчикам, тем более предоставить ссуды. Многие банки терпят крах. Одновременно падает курс ценных бумаг.

Вслед за кризисом наступает новая фаза – депрессия (2): приостанавливается спад производства, а вместе с ним и снижение цен. Постепенно снижаются запасы товаров. Объем производства несколько увеличивается по сравнению с кризисным. В то же время масса капиталов, не находя себе применения в промышленности и торговле, стекается в банки, что увеличивает предложение свободных денег. Однако норма ссудного процента падает до минимума.

Следующая фаза – оживление (3) знаменует расширение производства до его предкризисного уровня:

- становятся обычными размеры товарных запасов, которые необходимы для бесперебойного снабжения рынка;

- начинается небольшое повышение цен, вызванное оживлением хозяйственной активности.

Последняя фаза – фаза подъема (4). Характерными ее чертами являются:

0) выпуск продукции превышает предкризисный уровень;

1) сокращается безработица;

2) возрастают цены на товары под воздействием расширения покупательного спроса;

3) растет спрос на ссудный капитал и повышается уровень ссудного процента.

Экономические кризисы перепроизводства имеют две стороны. Одна из них – разрушительная:связана с ломкой, решительным устранением ненормальных пропорций в народном хозяйстве; нередко большие излишки товара варварски уничтожаются. Другая сторона – оздоровительная: во время депрессии восстанавливается равновесие между производством, предложением товаров и спросом, потреблением.

Вместе с тем, низкий уровень цен на средства труда делает выгодным техническое обновление производства; применение более современных машин позволяет удешевить изготовление продукции, служит материальной основой экономического обновления и подъема производства на более высокий уровень.

Итак, цикличность - естественный рыночной системе способ движения, развития производства. Кризис протекает в ситуации экономической нестабильности. Зачастую это означает, что он готовит условия для перехода экономики на новую ступень эффективности производства.

Основными характеристиками цикла являются его динамические параметры (амплитуда, частота повторения, период и т.д.), показатели деловой активности.

Современной экономической науке известны более 1380 типов цикличности. Классификация циклов осуществляется по двум критериям:

1) продолжительность (периодичность);

2) движущие силы цикличности.

Экономика оперирует четырьмя основными видами циклов:

1. Циклы Китчина продолжительностью 2-4 года, их причина – колебания товарно-материальных запасов на предприятии ведут к изменению ВНП, инфляции и занятости.

2. Циклы Жугляра продолжительностью 7-12 лет, их причина – колебания ставок процента, совпадающие с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, инициировали изменение ВНП, инфляции и занятости.

3. Циклы Кузнецапродолжительностью 16-25 лет, обнаруживается зависимость совокупного годового объема жилищного строительства и величины национального дохода.

4. Циклы Кондратьевапродолжительностью 40-60 лет. Начало «большого» подъема Н.Д. Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением в мировое хозяйство новых стран, с изменением объемов добычи золота.

Долгосрочные циклы, или «длинные волны» Кондратьева рассматривают колебания экономической активности, связанные с масштабными изменениями в технологическом способе производства, с крупными потрясениями всей социально-экономической системы.

Большие циклы состоят из двух фаз (или волн) – повышательной и понижательной.При этом средние циклы (8-10 лет) как бы накладываются на большие. Характер обычного, т.е. среднесрочного цикла, по Кондратьеву, зависит от того, на какую фазу большого (понижательную или повышательную) он «накладывается». Если на понижательную, то фазы оживления и подъема ослабляются, а кризиса и депрессии усиливаются. Обратная динамика – на повышательной волне.

За 140 лет, как считал Кондратьев, можно выделить 2,5 цикла (80-е гг. 18в.- 20-е гг. 20 в.):

I цикл: повышательная волна (1787-1792) - (1810-1817)

понижательная волна (1810-1817)- (1844-1851)

II цикл: повышательная волна (1844-1851) - (1870-1875)

понижательная волна (1870-1875)- (1890-1896)

Ш цикл: повышательная волна (1890-1896)- (1914-1920)

Повторяемость больших циклов Кондратьев связывал с особенностями обновления основного капитала, вложенного в долгосрочные производственные фонды: здания, сооружения. Смена и расширение этих фондов идут не плавно, а толчками, вызывая тем самым повышенные циклы конъюнктуры.

У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходят глубокие изменения всей жизни капиталистического общества:

I цикл – развитие текстильной промышленности и производства чугуна;

II цикл – строительство железных дорог, освоение новых территорий США, преобразование сельского хозяйства;

III цикл – распространение электричества, радио, телефона, развитие автомобильной промышленности.

Повышательные фазы циклов более богаты социальными потрясениями (войны, революции).

Понижательные фазы оказывают особенное угнетающее действие на сельское хозяйство.

В 80-е гг. появилась тенденция к интеграции различных теорий «длинных волн» и попытки разработки единой, более общей теории. В рамках этого подхода «длинные волны» рассматриваются не только как экономический феномен, но и как форма долговременного социально-экономического развития рыночной системы.

С точки зрения структуры экономики различают также аграрные, промышленные, строительные и др. отраслевые кризисы, которые охватывают не всю экономическую систему, а лишь отдельные отрасли.

Структурные кризисы могут проявляться в виде относительного недопроизводства или перепроизводства. Крупный структурный кризис имел место в 1973-1975 гг., его называют «нефтяной кризис».

Исходя из того, что экономика подвержена кризисам, государство должно принимать и проводить соответствующие меры по смягчению последствий циклических колебаний. С этой целью проводят антициклическое регулирование экономики.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано с периодом возникновения бумажных денег. Само понятие "инфляция" (от лат. Inflatio – вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажных денег в обращении. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции. В экономической литературе оно появилось в начале ХХ в.

Инфляция – это относительное обесценение национальной денежной единицы, которое проявляется в формах, зависящих от особенностей национальной экономики. Инфляция представляет собой наиболее острую проблему современного развития экономики, поэтому она требует уточнения как социально-экономическое понятие.

В отечественной литературе понятие "инфляция" чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому инфляция связана с такими экономическими категориями как спрос, предложение и равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг, которое приводит к их обесценению.

В советской экономике явление "инфляция" не замечалось. Считалось, что поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями товарооборота, то инфляция возникнуть не может. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците.

В западной экономической литературе инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения.

Таким образом, инфляция – многоплановое явление, которое не может быть сведено лишь к чисто денежному феномену. Это явление затрагивает производственный, денежно-кредитный, воспроизводственный, социальный и иные аспекты.

Причинывозникновения инфляции:

1) несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, который покрывается за счет эмиссии денег;

2) чрезмерные военные расходы, которые деформируют структуру экономики (проявляется в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления от отраслей, производящих средства производства);

3) диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики;

4) монополия государства на внешнюю торговлю;

5) чрезмерные инвестиции;

6) необоснованное повышение цен и заработной платы;

7) кредитная экспансия (расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйств, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме);

8) искусственный рост цен на экспортируемые товары;

9) обмен банками иностранной валюты на национальную (вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного;

10) мировые кризисы (сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть и т.д.; их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы своих стран, экспортируют в то же время в другие страны и инфляцию);

11) общее повышение уровня цен связывается различными экономическими школами с изменениями структуры рынка в ХХ в. (большинство рынков в мире являются монопольными и олигопольными).

Все причины взаимосвязаны и каждая из них может по-своему вести к инфляции.

2. Типы, виды и последствия инфляции. Если говорить о видах инфляции, то выделяют несколько критериев:

1. С точки зрения проявления инфляции:

а) открытая – характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому и неограниченному росту цен;

б) подавленная – присуща экономике с административно-командным

контролем над ценами и доходами, который не позволяет открыто проявляться инфляции в росте цен.

2. По темпам роста цен:

а) умеренная (ползучая) – цены растут менее, чем на 10% в год. На

Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики. В самом деле, при росте цен население больше покупает, т.к. в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение товаров и услуг;

б) галопирующая – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для экономики и требует применения антиинфляционных мер;

в) гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами (50 и более процентов в месяц), расхождение цен и заработных плат становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев населения, предприятия становятся убыточными. Она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект превращения денег в товары. При этом разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

3. По степени сбалансированности:

а) сбалансированная – цены различных товарных групп остаются неизменными относительно друг друга;

б) несбалансированная.

В России и странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция.

4. По характеру ожидания:

а) ожидаемая инфляция – предсказывается и прогнозируется заранее;

Б) неожидаемая.

В рамках открытой инфляции выделяют два типа:

1) инфляция спроса – когда слишком большое количество денег в экономике сочетается со слишком малым количеством товаров; обычно возникает при полной занятости и загруженности производственных мощностей;

2) инфляция предложения (издержек производства) – означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

Способы измерения инфляции:

1. С помощью индекса цен – берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") за разные периоды времени.

2. Измерить темп инфляции за определенный период времени (за год). Для этого необходимо вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить на индекс прошедшего года и умножить на 100%.

3. "По правилу величины 70" – помогает подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого надо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

Социально-экономические последствия инфляцииможно разделить на положительные и отрицательные. Негативные последствия инфляции:

1) снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

2) обесценение сбережений населения;

3) потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

4) ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности (ожидания повышения цен);

5) ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (студентов, пенсионеров, бюджетников и т.д.).

Кто выигрывает от инфляции? От инфляции могут выиграть те, кто живет на нефиксированные доходы. Номинальные доходы могут обогнать рост цен, в результате чего их реальный доход увеличится. От инфляции может также выиграть тот, кто взял деньги в ссуду, т.е. дебитор. Он расплатиться более дешевыми деньгами. В отдельных случаях от инфляции может выиграть государство.

Таким образом, в одних случаях инфляции приводит к потерям, в других – к выигрышу, а в целом – к перераспределению богатства.

Денежная система государства это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом. В каждом государстве существует национальная денежная система, основными элементами которой являются:

- денежная единица (рубль, доллар, франк);

- масштаб цен (способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

- виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

- порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск и изъятие денег из обращения);

- регламентация безналичного оборота;

- государственные органы, регулирующие денежное обращение.

Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги – это денежные средства в виде бумажных денег – банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги – это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой.

Совокупность платежных средств, обращающихся в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный банк страны. Основной постулат количественной теории денег заключается в следующем: абсолютный уровень цен (P) определяется предложением номинальных денежных запасов (M). Иными словами, чем больше предложение денег, тем выше уровень цен. Эту зависимость можно представить в виде уравнения обмена количественной теории денег:

MV = PY,

где V – скорость обращения денег по отношению к доходу, M – номинальное предложение денег, P – общий уровень цен, Y – ВВП.

Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, можно выделить несколько денежных агрегатов – показателей денежной массы:

- М0 – наличные деньги;

- М1 – М0+чеки и вклады до востребования в банках;

- М2 – М1+краткосрочные вклады;

- М3 – М2+любые вклады;

- L – М3+ценные бумаги (акции, облигации, государственные краткосрочные облигации, облигации государственного займа, другие ценные бумаги государства и коммерческих банков).

Кредит – это форма существования и движения ссудного капитала. Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственником на условиях возвратности, срочности и платности.

Результативность применения ссудного капитала определяется нормой или ставкой процента. Ставка процента – это относительная величина процентных платежей, выплачиваемых заемщиком кредитору за определенный период времени (месяц, год).

Кредит выполнят следующие основные функции:

- перераспределительную (посредством кредита денежные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями и регионами страны);

- экономии издержек обращения и ускорения обращения денег, замещая наличные деньги кредитными (векселями, чеками, безналичными расчетами);

- ускорения концентрации и централизации капитала, т.к. кредит является одним из факторов превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества и товарищества;

- экономического контроля и регулирования экономики посредством изменения объема и динамики кредита, дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот.

В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются, прежде всего, в наиболее прибыльные и быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий.

Формы и виды кредита:

1. В зависимости от срока предоставления:

- краткосрочный (до 1 года);

- среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочный (более 5 лет);

- онкольный (на неопределенный срок, погашается по первому требованию кредитора).

2. По составу кредиторов и заемщиков:

- банковский (предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд);

- коммерческий (предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу);

- межхозяйственный (предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска предприятиями акций, облигаций и других видов ценных бумаг);

- государственный (представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств);

- потребительский (предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров);

- ипотечный (предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости);

- международный (представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений).

3. По характеру обеспеченности:

- обеспеченный (в качестве обеспеченности могут выступать неустойка, залог, удержание имущества, поручительство, банковская гарантия и пр.[3]);

- необеспеченный.

На основе развития кредита формируется кредитная система государства, которая представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные компании, страховые общества, пенсионные фонды и т.д.).

Банки – это финансовые организации, учреждения, осуществляющие универсальные операции по аккумулированию денежных средств, предоставлению кредитов, осуществлению денежных расчетов, выпуску ценных бумаг и т.д.

Сущность банка предполагает определение его специфических черт. Она не зависит от типа банка и его операций. Банк является, прежде всего, хозяйственной единицей, производящей специфический продукт, который отличается от продуктов сферы материального производства. Банк производит товар в виде денег. Кроме этого, банки предоставляют различные услуги денежного характера. Основной продукт в сфере услуг – предоставление кредита.

От промышленных предприятий банк отличается и характером своего эмитирования. Он не только выпускает ценные бумаги, но и совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов. В банке работают не рабочие, а служащие, которые заняты не физическим, а умственным трудом (организация учета, расчетов, анализа и т.д.).

Банковские операции могут быть сведены в 3 группы:

- активные (операции по размещению банком имеющихся у него финансовых ресурсов с целью получения прибыли);

- пассивные (привлечение денежных средств);

- банковские услуги (различные посреднические и иные операции).

Всего современные банки выполняют более 100 видов операций и услуг.

Банковская система представляет собой совокупность банков и иных учреждений банковского типа (например, учетные дома). Современная банковская система состоит из двух звеньев: Центральный банк России (ЦБ РФ) и коммерческие банки:

I. В соответствие с законом РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;

4) осуществляет разработку правил проведения расчетов;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

8) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже валюты;

9) определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

10) организует и осуществляет валютный контроль;

11) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса;

12) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам и пр.

Важный источник ресурсов ЦБ РФ – эмиссия денежных знаков. Другие ресурсы – остатки средств на резервных и корреспондентских счетах банка, капитал и резервы банка, прочие пассивы.

Наиболее существенные активные операции:

- с ценными бумагами;

- золото-валютные операции;

- ссудные и переучетные операции.

II. Коммерческие банки – это низовое звено банковской системы. Они осуществляют следующие операции:

1) привлечение денежных средств юридических и физических лиц;

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов;

4) осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий и пр.

Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными. Различают следующие виды специализации:

1) функциональная: инвестиционные, инновационные, учетные, ссудосберегательные, ипотечные, депозитные банки;

2) отраслевая: сельскохозяйственные банки, строительные, трастовые, энергетические, внешнеторговые, банки социального развития и т.д.;

3) клиентская: биржевые, страховые, кооперативные, потребительского кредита и т.д.;

4) территориальная: региональные, межрегиональные, международные банки.

Масштабы деятельности коммерческого банка зависят от объема банковских ресурсов. Банковские ресурсы – совокупность собственных и привлеченных средств, используемых банком для осуществления активных операций. Основной источник ресурсов – привлеченные средства (порядка 80-90%).

В РФ в последние годы, особенно после финансового кризиса в августе 1998 г., произошло сокращение количество банков, прежде всего за счет разорения мелких банков. Несмотря на это, мелкие банки продолжают численно преобладать в российской банковской системе. Это делает ее недостаточно устойчивой и эффективной, т.к. мелкие банки не могут обеспечить необходимого кредитования экономики в условиях продолжающегося экономического роста. В связи с этим необходимо реформирование банковской системы, направленное на развитие процесса концентрации и централизации банковского капитала. Одним из возможных путей такого развития является интеграция банковского и промышленного капиталов. Формой такой интеграции являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение этих групп, начавшееся в середине 90-х годов, означает начало крупной структурной перестройки промышленного и банковского капитала России.

Особенно успешно развиваются те ПФГ, которые формируются по инициативе банков и управляются ими. Наиболее крупные банки выдают кредиты только тем промышленным предприятиям, в которых они имеют контрольные или крупные пакеты акций и непосредственно участвуют в управлении.

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды – это финансовые отношения. Это отношения:

- между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой;

- между физическими и юридическими лицами;

- между юридическими лицами;

- между отдельными государствами.

Звеньями современной финансовой системы являются[4]:

1) бюджеты различных уровней;

2) фонды социального, имущественного и личного страхования;

3) золото-валютные резервы государства;

4) Стабилизационный фонд (на 30.01.08 г. составляет 3851,8 млрд. руб.);

5) Резервный фонд (на 03.03.09 г. составляет 4869,74 млрд. руб.);

6) Фонд национального благосостояния (на 03.03.09 г. составляет 2995,51 млрд. руб.);

7) денежные фонды предприятий, организаций, фирм;

8) прочие (иные денежные фонды).

В общем виде выделяют финансы хозяйственных субъектов, населения и государства. Финансы хозяйственных субъектов – это финансовые отношения между юридическими и физическими лицами. Финансы населения представляют собой все доходы, расходы и сбережения семей. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, ведущим звеном которой является федеральный бюджет (план доходов и расходов государства). Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.

Финансы выполняют ряд функций:

1) аккумулирующая (через бюджетную систему государство концентрирует денежные ресурсы, необходимые для реализации общенациональных задач);

2) контрольная (через налоговую систему государство контролирует деятельность предприятий и граждан);

3) стимулирующая (через кредитную, налоговую и бюджетную системы стимулируются такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют экономическим интересам общества).

Составным элементом финансовой системы является финансовый рынок, который подразделяется на денежный, валютный, рынок капиталов.

Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года).

Валютный рынок обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи. Валютные рынки – это официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает рынок средне- и долгосрочных кредитов и рынок ценных бумаг.

Изучение рынка ценных бумаг невозможно без рассмотрения главного объекта операций – самих ценных бумаг. В настоящее время они являются одним из наиболее гибких финансовых инструментов. Ценные бумаги – это неизбежный атрибут любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как средством кредита, так и средством платежа заменяя тем самым наличные деньги. Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). Переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно. Гражданский кодекс РФ дает следующее определение ценной бумаге: «Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении»[5]. Это определение приводит большинство экономистов, хотя оно не отражает именно экономического смысла ценной бумаги, это определение носит чисто юридический характер. С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего право его владельца на определенную ценность (получение дивиденда, владение имуществом и т.д.).

Все операции с ценными бумагами осуществляются на рынке ценных бумаг. Традиционно наиболее представительным рынком ЦБ являются фондовые биржи. Фондовая биржа представляет собой организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами совершаются сделки купли-продажи при посредничестве членов биржи.

Создание рынка ЦБ в России проходило достаточно сложно и противоречиво. Наполнение рынка ценными бумагами осуществлялось медленно из-за отставания процесса приватизации. Основными причинами медленного развития рынка ЦБ в России являются:

- низкие профессиональные качества эмитентов и инвесторов,

- нарастание нелегальных операций,

- отсутствие эффективного регулирования рынка ЦБ со стороны государства,

- наличие слабой законодательно-правовой базы.

К концу 90-х годов в России сформировался рынок ЦБ и в настоящее время он имеет следующую структуру:

1. Первичный рынок – осуществляется продажа новых ЦБ через фондовые магазины и систему посредников (брокеров, коммерческих банков).

2. Вторичный рынок – фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж осуществляют перепродажу ранее выпущенных ЦБ. Вторичный рынок в России имеет специфическую особенность: в ряде случаев он продолжает частично выступать как первичный, принимая на себя новые элементы ценных бумаг.

В настоящее время в РФ функционируют следующие виды ЦБ:

1. ЦБ с фиксированным доходом (долговые обязательства). Это облигации, депозитные сертификаты, векселя. Облигация – долговое обязательство юридического лица. Депозитный сертификат – финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющем право вкладчика на получение депозита. Вексель – необеспеченное обещание предприятия-должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.

Государственные ЦБ – долговые обязательства правительства. В большинстве стран обращаются гос. ЦБ нескольких видов:

- казначейские векселя (срок погашения 91 день);

- казначейские обязательства (до 10 лет);

- казначейские облигации (от 10 до 30 лет).

Эти виды ЦБ выпускают для кредитования гос. долга.

2. ЦБ с нефиксированным доходом (акции). Акция – ЦБ, удостоверяющая владение паем в капитале АО и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

3. Смешанные формы. Это коммерческие долговые обязательства и опционные займы, которые обладают сходством с промышленными облигациями и представляют собой переходную к акциям форму ценной бумаги с фиксированным доходом. Опцион – продажа права на покупку или приобретение ЦБ.

Составной частью финансов являются государственные финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, фонды обязательного медицинского страхования).

Гос. бюджет – это годовой план гос. расходов и источников их финансового покрытия. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в гос. бюджете выглядит следующим образом.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается гос. займами. Они осуществляются в виде продажи гос. ЦБ, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

Гос. займы – не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Однако в целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства разных стран избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: независимость эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство. Таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в гос. долг (внутренний и внешний).

Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность изымаемых налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ЦБ, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов:

1. Налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий;

- социальные взносы (во внебюджетные фонды);

- налог на собственность (включая землю и другую недвижимость);

- налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Эти налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица и их называют прямыми.

2. Налоги на товары и услуги:

- налог с оборота (НДС);

- акцизы (включаются в цену товаров и услуг);

- на наследство;

- на сделки с недвижимостью и ЦБ и др.

Эти налоги – косвенные. Они полностью или частично переносятся на цену товара или услуги.

Налогитакже могут подразделяться на (графики):

1) прогрессивный (если его ставка повышается с ростом дохода);

2) пропорциональный;

3) регрессивный (ставка которого понижается по мере возрастания дохода).

Элементы налога. Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. Налогооблагаемый доход (прибыль) – равен разности между объемом полученного дохода и налоговыми льготами. Существуют следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затраты на НИОКР);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков (например, ветеранов войны);

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налоговой базы;

- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения).

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальная (обеспечение финансирования гос. расходов), социальная (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных соц. групп с целью сглаживания неравенства между ними), регулирующая (регулирование экономики).

Социальной политикой называется комплекс осуществляемых государством, местным органом власти или предприятием мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Социальная политика –одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, т.к. конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.

Социальная политика решает следующие задачи:

- распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

- защита наименее обеспеченных слоев населения;

- создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;

- обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;

- обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики;

В настоящее время основными целями социальной политики являются:

1) достижение улучшения материального положения и условий жизни;

2) обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3) улучшение демографической обстановки в стране, снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

4) развитие социальной инфраструктуры

Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста. С этой целью были разработаны и реализуются Приоритетные Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Главное звено в социальной политикегосударства занимает политика формирования доходов населения. Понятие "доход" представляет собой показатель результатов экономической деятельности.

Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех источников за определенный период времени. Источниками доходов могут быть как хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, так и противоправная. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения различных потребностей.

Доходы населения могут зависеть и не зависеть от рыночной деятельности их субъектов. Первый случай называется функциональным или горизонтальным распределением доходов. К этому виду дохода относят: прибыль предпринимателей, ЗП рабочих и служащих, рента собственников имущества и процент по ЦБ и кредитам.

Во втором случае доходы не зависят от рыночной деятельности (вертикальное распределение). Такой вид доходов получает та часть населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные и т.д. В таком распределении всегда участвует государство.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление или сбережение. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Существует несколько видов доходов: доходы от трудовой деятельности, от собственности, от предпринимательской деятельности, от ценных бумаг, заемные, передаваемые, донорские доходы, трансфертные платежи, неучитываемые и безденежные доходы.

С переходом к рыночной экономике в нашей стране получение доходов сопровождается неравенством. Дифференциация доходов указывает на различия в уровнях доходов на душу населения. Ее принято рассматривать как внутри- и межгрупповую, так и на уровне предприятия, отрасли, региона.

В экономической теории часто используется кривая Лоренца как показатель, отражающий неравномерность распределения дохода общества между различными группами населения.


Доход,%

100 E

F

O 100 Население, %


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: