Этапы развития управления персоналом

Кадровый менеджмент в Республике Беларусь прошел несколько стадий (фаз) развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом стадии (фазы). Они представлены в табл. 2.

Таблица 2. Становление управления персоналом

Годы Концепция Стратегия Эпохальный стиль Основные функции управления персоналом
Начало ХХ в. Научного управления Ф.Тейлора. “Человек — элемент системы” Жесткая регламентация физических работ. “Научная система выжимания пота”. Нормирование труда Жестко авторитарный Наем, увольнение, выдача зарплаты
20-е гг. Концепция административного управления. “Экономический человек” Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Соответствие условий труда и функций работников их психофизическим особенностям работника Авторитарный, ориентация на задачи То же, плюс техника безопасности, расчет заработной платы
50-е гг. Концепция “человеческих отношений”. “Психологический человек” Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность. Участие в принятии решений Ориентация на человека и задачи То же, плюс социально-психологическая помощь, разрешение конфликтов, повышение квалификации
60— 70-е гг. Концепция социализации. “Профессиональный человек” Профессионализация. Специализация функций управления персоналом Кооперативный стиль, работа в группах, притупление иерархической структуры То же, плюс повышение квалификации персонала, переподготовка, ротация, увеличение видов работ. Оценка персонала. Кадровый резерв взаимодействия с профсоюзом
80-е гг. Ориентация на изменяющиеся аспекты внешней среды. “Социальный человек” Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений. Партнерство То же Взаимодействие охватывает все стадии воспроизводства персонала
90-е гг. Концепция деловой активности организации. “Развивающийся человек” Мобилизация резервов личности каждого сотрудника. Упор на самообучение организации и технику групповой работы Демократический стиль. Гибкие организационные структуры Маркетинг и лизинг персонала. Системное кадровое регулирование
2000 г. Приоритет управления персоналом. “Предприимчивый человек” Инновационная и предпринимательская ориентация управления персоналом Солидарный стиль. Совместное мышление. Самообучающаяся организация Стратегическое развитие кадрового потенциала и ресурсов личности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: