Понятие оценки персонала
Тема 10. Методы оценки персонала.
10.1. Понятие оценки персонала.
10.2. Необходимость оценки персонала и ее цели.
10.3. Основные проблемы традиционных методов оценки персонала.
10.4. Критерии и методы оценки работы персонала.
10.5 Оценка персонала
Оценка персонала персонифицирована. Она служит основой его развития эффективной работы, а также является важнейшей проблемой кадровой политики организации особенно в период реструктуризации.
Оценка персонала – это одна из функций управления человеческими ресурсами.
Необходимо отметить, сто система оценки персонала на предприятии должна быть единой, и отвечать следующим требованиям:
- Способствовать повышению трудовой дисциплины и производительности труда.
- Стимулировать профессиональный рост сотрудников.
- Выявлять сильные и слабые профессиональные качества.
- Обоснованно принимать решения о вознаграждении, продвижении, увольнении сотрудников.
При разработки единой системы оценки персонала, следует придерживаться следующих принципов:
ü Универсальность оценки;
ü Упорядочение стандартов и норм оценки;
ü Выбор методов оценки.
Методы оценки персонала, прежде всего, являются средством для достижения определенной цели, например, справедливой оплаты труда, оптимального использования сотрудников в соответствии с их знаниями и опытом, эффективного планирования повышения квалификации сотрудников.
Выделим основные методы получения надежной информации о работнике и о его трудовых делах:
ü Анализ документации сотрудника;
ü Анализ поведения работника;
ü Фотография рабочего дня;
ü Собеседование;
ü Анкетирование;
ü Экзамены;
ü Упражнения по анализу конкретных ситуаций и решению производственных задач;
ü Анализ поведения работника в ходе управленческих деловых игр;
ü Должностное испытание, поручение.
Оценки персонала занимает важное место в системе управления предприятием (приложение А).
Систематическая, продуманная оценка персонала стала важным инструментом его развития. Правильное использование такой оценки содействует решению производственных задач и конфликтных ситуаций. Она создает ясность, служит для руководителей дополнительной подстраховкой при управлении персоналом. Оценка персонала напрямую связана с эффективностью работы предприятия. Она создаёт основу для решения того, кто и для какой задачи будет использован.
Оценка людей это деликатная область и ответственейшая проблема. На современных предприятиях она стала составной частью всей системы менеджмента, потому что позволяет заглянуть в будущее и определить шансы развития кадрового потенциала.
Цели оценки персонала:
- справедливая оплата труда;
- оптимальное использование сотрудников в соответствии с их знаниями и опытом:
- эффективное планирование повышения квалификации сотрудников:
- сочетания целей предприятия и сотрудника;
- мотивация посредством признания;
- защита от произвола руководителей при принятии решений.