Содержательные теории мотивации, их сопоставление и анализ недостатков

Поведение человека всегда мотивировано и побуждает его к активным действиям удовлетворения различных потребностей,под которыми понимается как нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта.

Виды потребностей:

1. Естественные (в пище, воде и т. п.).

2. Социальные (в признании, славе).

3. Врож­денные (в общении).

4. Приобретенные (обучении).

5. Первич­ные (в факторах, обеспечивающих выживаемость).

6. Вторич­ные (в условиях развития личности).

7. Материальные.

8. Нема­териальные.

Различают три группы мотивационных теорий:

1. Первоначальные, в основе которых лежит специфическая «модель» работника-человека;

2. Содержательные, анализирующие структуру потребностей и мотивов личности и их проявления;

3. Процессуальные, изучающие влияние на мотивацию внешних факторов.

12.2 Содержательные теории мотивации:

Руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, однако приемы, которые они использовали были очень эффективными.

Самым первым из приемов был "метод кнута и пряника", его корни уходят к древним преданиям и Библии.

Тейлор и его современники осознали значение мотивации по этому принципу и сделали этот метод более эффективным. Они определили понятие дневной выработки, начали оплачивать высокопроизводительный труд, увеличили производительность труда.

Постепенно жизнь обычных средних людей начала улучшаться и менеджеры поняли, что простой "пряник" не всегда побуждает человека хорошо трудиться. Элтон Мэйо, как психолог провел эксперимент на текстильной фабрике в Филадельфии (1923-1924 гг.) Текучесть кадров была до 25 % на одних участках и всего лишь 5-6 % - на других. Мэйо доказал, что главное - это изменение условий труда, а не увеличение оплаты за труд. Он предложил два 10-минутных перерыва, рекомендовал менеджерам создавать благоприятную моральную обстановку в трудовых коллективах. Выработка на фабрике значительно возросла.

Маслоу определил, что человек испытывает потребности, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-то. Он и другие психологи заметили, что потребность служит мотивом к действию. Таким образом, появились содержательные теории мотивации. Менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению цели организации.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет пять:

1. Физиологические потребности. Они включают потребности в еде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем .
Сюда включены потребности в защите от физических и психологических посягательств со стороны окружающей среды.

3. Социальные потребности. К ним относится чувство прина­длежности к социальной группе (семья, родственники, друзья).

4. Потребности в уважении. Включают потребности в самоуважении со стороны окружающих, признание личных достижений, компетентность.

5. Потребности самовыражения — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Все потребности человека, согласно теории А. Маслоу, могут быть сведены в строгую иерархическую пирамиду. Чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они считаются реальными мотиваторами поведения.

Теория Маслоу имеет важное значение в понимании основ стремления людей к работе. Управленцам разных уровней стало понятно, что мотивация людей определяется широким диапазоном их потребностей. Для мотивации конкретного человека, менеджер должен представить ему возможность удовлетворить потребности таких действий, которые способствуют достижению конечных целей организации.

Неудовлетворенность потребности, согласно теории Маслоу, мотивирует людей к активным действиям, а удовлетворенные не побуждают, и их место занимают неудовлетворенные потреб­ности, т. е. потребности становятся стимулом, если ее удовлетворение ниже желаемого уровня.

Теория Маслоу имеет слабые места. Считается, что четкой пятиступенчатой структуры потребностей в практике не суще­ствует, потребности не имеют хронологической последователь­ности и могут накладываться друг на друга. Она не учитывает индивидуальные особенности людей, влияние ситуационных факторов на потребности людей.

Теория потребностей Мак Клелланда. Данная концепция основывается на приобретенных потребностях высших уровней, в соответствии с которыми людям присущи три вида потребнос­тей: власть, успех и причастность.

Потребность власти — стремление оказывать влияние на Людей, брать на себя ответственность за их действия. Это не Обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном пони­мании, а быстрее потребность к проявлению своего авторитета, таланта и т. п.

Потребность успеха проявляется не провозглашением успе­ха конкретного человека, а стремлением достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде.

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как люди заинтересованы в установлении хороших отно­шений с окружающими, получении от них поддержки.

Двухфакторная теория Герцберга. Разработанная Фреде­риком Герцбергом модель мотивации, основанная также на по­требностях человека, получила название теории двух факторов.

К первой группе относятся гигиенические факторы. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, и включают в себя: политику фирмы, условия труда, заработную плату, межличностные отношения, гарантии в сохранении работы. Если не оказывать должного внимания на­званным факторам, то у людей возникает неудовлетворенность трудом.

Ко второй группе относятся мотивации,связанные с характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы высокая степень ответственности за полученное дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: