Тема 13. Лидерство в управлении персоналом.
13.1. Природа лидерства.
13.2. Элементы лидерства.
13.3. Типы лидеров.
13.4. Лидерство и власть.
Интерес к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру напоминает интерес к качеству продукции в экономике. О лидерстве, как о качестве, говорят много и давно, но его недостатки ощущаются сотрудниками сегодня не менее, чем вчера.
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудит их работать на цели организации. Но компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Ещё более важно указать курс организации и наделить полномочиями её персонал.
В современном менеджменте лидерство не возможно без учебы, компетентности, знаний.
Управление организацией включает лидерство и деловую активность:
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь из за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Деловая активность (как часть руководства) - это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная, организационная, линейная и т д.)
Основные роли, выполняемые современными менеджерами:
1. Роли, связанные с принятием решений:
· Определяет направление роста организации и изыскивает для этого внутренние и внешние возможности.
· Разрабатывает и воплощает проекты.
· Контролирует разработку программ.
· Принимает оптимальные решения в форс-мажорных обстоятельствах.
· Представляет организацию на переговорах.
2. Информационные роли.
· Собирает и анализирует информацию.
· Является "нервным центром" поступающей внутренней и внешней информации.
· Распределяет полученную информацию между подчиненными.
· Передает информацию для внешних контактов организации.
3. Межличностные социальные роли.
· Выполняет обычные обязанности правового или социального характера.
· Отвечает за набор и подготовку кадров.
· Проводник стратегии бизнеса.
· Администратор.
· Организатор служебной деятельности подчиненных.
· Воспитатель.
· Педагог.
· Специалист в той области, которой управляет.
· Инноватор.
· Полномочный представитель коллектива.
· Лидер и выразитель интересов коллектива и др.
Менеджер как "управляющий" - это, прежде всего организатор, объединяет и координирует усилия многих людей, направляет их к единой цели, специалист по принятию решений общего характера.
Менеджер как "руководитель" - это личное, персональное воздействие на работника, закрепленное административно-правовыми средствами.
Менеджер как "лидер" - человек, за которым другие члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы.
Современные определения лидерства многогранны и не отличаются единством подходов, приведем некоторые из них:
1. "Теория черт": лидер - это человек, обладающий определенным набором личностных качеств.
2. "Ситуационная теория": лидерство - продукт ситуации.
3. "Синтетическая теория": лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе, где лидер - субъект управления.