Судьбы канонического права в христианстве

В отличие от иудаизма и ислама, в христианстве важнейшие принципы права содержатся не в конфессиональных, а в светских текстах, восходящих к дохристианским источникам. Христианские народы, подчиненные некогда Риму, по мере развития цивилизации постепенно начинали принимать величайшее достижение античной культуры — римское право, тщательно кодифицированное и деталь­но разработанное в самых жизненно важных областях — в граждан­ском и уголовном правах.

Если в иудаизме и исламе основные принципы конфессио­нального права (как и гражданского) содержатся в Св. Писа­нии — в Танахе и Коране, то источники канонического права у христиан связаны не с Писанием, а с Преданием. Это прави­ла отцов церкви, решения вселенских и поместных соборов, папские декреты.

Церковные законы так или иначе связаны со светским законо­дательством и светской властью и вообще больше зависимы от местных условий (чем, допустим, христосологические разногла­сия). Поэтому в области церковного права задолго до официаль­ного (в 1054 г.) разделения христианской церкви на католическую и православную стали складываться черты, которые углубляли раз­личия между восточным и западным христианством.

10. Догмат о Святой Троице
и «арианская ересь»

Христианское учение о Триединстве Бога сложилось в IV в., в жарких спорах с религиозным разномыслием. Догмат о Святой Троице признается основой христианского вероучения и главной богословской проблемой христианства. Вместе с тем догмат о Свя­той Троице «есть догмат таинственный и на уровне рассудка непо­стижимый» (Догматическое богословие).

Согласно христианскому учению, Святая Троица — это три лица (три ипостаси) Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Они «несотворенны» и «нерожденны», «единосущны», т. е. обла­дают одной Божественной Сущностью, и «равновесны».

Арий (256—336 гг.), священник из Александрии, учил, что Сын Божий создан Богом-Отцом, т. е. является творением Бога, и, сле-


довательно, не Богом. Но Сын «почтен Божеством», наделен Божест­венной силой, поэтому может быть назван «вторым Богом», одна­ко не первым. Согласно Арию, Дух — это высшее творение Сына, как Сам Он — высшее творение Отца. Арий именовал Духа Свято­го «внуком» (Догматическое богословие).

Арий был осужден I Вселенским (Никейским) собором в 325 г. и умер в изгнании. Новые антиарианские решения принимались на II Вселенском (Константинопольском) соборе в 381 г. «Ариан-ская ересь» была жупелом еще в XVII в. для русских старообряд­цев.

Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов.

Различия между Западным и Восточным христианством в трак­товке Триединства привели к появлению двух разных редакций христианского Символа Веры.

Западное изменение в Символе веры — добавили филиокве (и от Сына), — отражает иное, не «равновесное», более суборди-нативное понимание Триединства: Сын младше Отца, Отец и Сын — источники Духа. Это мнение отстаивал св. Августин, отделяя Отца от Сына как источников Духа. К прежней формуле: Дух исходит от Отца св. Августин добавил: и от Сына. Поместный собор в Толедо (589 г.) включил это сочетание — и от Сына в 8-й член Символа веры:

[8] И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца и от Сына исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и с Сыном, говорившего через пророков.

Именно это догматическое расхождение, выразившееся в запад­ном добавлении слов «и от Сына», стало позднее (в 1054 г.) частич­ной причиной и поводом для разделения христианства на западную (римско-католическую) церковь и восточную (грекоправославную) церковь.

Трудно сказать, что для св. Августина и его последователей сим­волизировало филиокве. Но тем поразительнее те диалектические следствия, которые связывает с филиокве русский философ XX в. «Религия на Западе, которая включает в свое вероучение догму о filioque, т. е. учение о появлении Св. Духа как от Отца, так и от Сына, содержит искажение главной основы христианства. В самом деле, такое учение предполагает, что Святой Дух появляется «от того, в чем Отец и Сын едины»; в этом случае существует особое един-103


ство не в субстанции или личности, но в сверхличном. Отсюда сле­дует, что Св. Дух ниже Отца и Сына, но это означает «богохульство против Св. Духа». Но, помимо Св. Духа, тварь не может быть обо­жествлена; поэтому принижение Св. Духа ведет к принижению Христа в его человечности и к идее о том, что эмпирическое суще­ствование не может быть полностью обожествлено или стать абсо­лютом.

Конфессионально утвержденные истины Откровения (догма­ты) отражают строго определенное понимание основных рели­гиозных категорий. Предполагается, что такое понимание Откро­вения усваивают верующие, причем не столько разумом, сколько «сердцем» человека, его верующей душой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: