Для концепции управления исследованиями характерен ряд признаков.
Во-первых, управление исследованиями реализует микроэкономический подход к системе хозяйствования, для которого характерен взгляд с позиции отдельно взятого предприятия. Для этого подхода первостепенны методологические и методические стороны принятия конкретных управленческих решений различных типов в целях обеспечения экономической безопасности предприятия и максимизации его прибылей, удовлетворение интересов инвесторов и работников, урегулирования отношений с другими контрагентами предприятия.
Таким образом, важным здесь является то, как предприятие может использовать инновации для удовлетворения своих интересов (интересов собственников, инвесторов, работников) и как осуществлять исследования с наибольшей отдачей для интересов предприятия.
Во-вторых, управление исследованиями исходит как бы из трех основных ситуаций: в первой непосредственным объектом управления являются исследования сами по себе; во второй управление осуществляется по поводу инновационных проектов в целом; в третьей управлять необходимо условиями, которые обеспечивали бы предприятию повышение эффективности его деятельности. Последний из рассмотренных видов исследования носит название институциональных исследований. Их проведение всегда нацелено на решение каких-либо проблем, возникающих в рыночной и социальной среде предприятия, например на защиту и улучшение позиций на рынке сбыта, снижение уровня коммерческих и инвестиционных рисков, обеспечение надежной платежеспособности и в целом экономической безопасности на рынке с быстро меняющейся конъюнктурой, вхождение в экономически рациональные стратегические партнерства и т. п.
В третьих, особым аспектом управления исследованиями является управление такими научно-исследовательскими работами, которые осуществляются отдельными предприятиями и организациями, но финансируются государством, реализующим посредством этого общественные интересы (макроэкономические, национальные, экологические, оборонные и т. п.). Финансирование со стороны государства может быть прямым (через государственный заказ, исследовательские гранты, субсидии) или косвенным (посредством предоставления целевых налоговых льгот, налоговых «каникул», дотаций, субвенций), полным или частичным.
В четвертых, вся область управления исследованиями распадается на две сферы — рыночную и нерыночную. В первой главной движущей силой является стремление конкретных предприятий к максимизации прибыли, например, в результате инноваций. Во второй побудителем исследований служат общественные некоммерческие интересы или коллективные (общие для многих предприятий) коммерческие интересы, опосредуемые государством, которое само в условиях рыночной экономики выступает контрагентом и заказчиком предприятий.