Концепция управления исследованиями

Для концепции управления исследованиями харак­терен ряд признаков.

Во-первых, управление исследованиями реализу­ет микроэкономический подход к системе хозяйствования, для которого характерен взгляд с позиции от­дельно взятого предприятия. Для этого подхода перво­степенны методологические и методические стороны принятия конкретных управленческих решений раз­личных типов в целях обеспечения экономической безопасности предприятия и максимизации его при­былей, удовлетворение интересов инвесторов и работ­ников, урегулирования отношений с другими контр­агентами предприятия.

Таким образом, важным здесь является то, как предприятие может использовать инновации для удов­летворения своих интересов (интересов собственников, инвесторов, работников) и как осуществлять исследо­вания с наибольшей отдачей для интересов предпри­ятия.

Во-вторых, управление исследованиями исходит как бы из трех основных ситуаций: в первой непос­редственным объектом управления являются иссле­дования сами по себе; во второй управление осуще­ствляется по поводу инновационных проектов в це­лом; в третьей управлять необходимо условиями, которые обеспечивали бы предприятию повышение эффективности его деятельности. Последний из рас­смотренных видов исследования носит название ин­ституциональных исследований. Их проведение все­гда нацелено на решение каких-либо проблем, возни­кающих в рыночной и социальной среде предприятия, например на защиту и улучшение позиций на рынке сбыта, снижение уровня коммерческих и инвестици­онных рисков, обеспечение надежной платежеспособ­ности и в целом экономической безопасности на рын­ке с быстро меняющейся конъюнктурой, вхождение в экономически рациональные стратегические партнер­ства и т. п.

В третьих, особым аспектом управления исследо­ваниями является управление такими научно-иссле­довательскими работами, которые осуществляются от­дельными предприятиями и организациями, но финан­сируются государством, реализующим посредством этого общественные интересы (макроэкономические, национальные, экологические, оборонные и т. п.). Финансирование со стороны государства может быть прямым (через государственный заказ, исследова­тельские гранты, субсидии) или косвенным (посред­ством предоставления целевых налоговых льгот, на­логовых «каникул», дотаций, субвенций), полным или частичным.

В четвертых, вся область управления исследова­ниями распадается на две сферы — рыночную и не­рыночную. В первой главной движущей силой являет­ся стремление конкретных предприятий к максимиза­ции прибыли, например, в результате инноваций. Во второй побудителем исследований служат обществен­ные некоммерческие интересы или коллективные (об­щие для многих предприятий) коммерческие интере­сы, опосредуемые государством, которое само в усло­виях рыночной экономики выступает контрагентом и заказчиком предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: