Структура исследования управленческих проблем
Существуют четыре группы методов исследования СУ:
I. Практические методы исследования систем управления:
1) логические;
2) графические;
3) социологические;
4) параметрические;
5) факторный анализ;
6) экспертный анализ;
7) имитационное моделирование;
8) рефлексивные методы исследования;
9) тестирование СУ.
II. Общая методология:
1) системный анализ;
2) гипотезы и концепции;
3) диалектический подход;
4) приемы построения исследовательских процедур.
III. Планирование и организация исследования СУ:
1) постановка цели и структуризация цели;
2) планирование исследования;
3) анализ чувствительности;
4) организация процесса исследования.
IV. Оценка результатов исследования, диагностика состояния СУ:
1. расчет показателей эффективности СУ;
2. организация экономической и организационной диагностики.
Исследование управления как вида деятельности состоит из пяти этапов, которые представляют собой операционные элементы исследовательских технологий.
|
|
1. Распознавание проблемных ситуаций и формулировка проблемы
На этом этапе происходит ранжирование проблем по группам.
Первая группа — это проблемы, требующие немедленного решения, при этом промедления могут привести к отрицательному результату, вплоть до банкротства или ликвидации предприятия.
Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для предприятия, но решение которых может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).
Третью группу составляют проблемы, за состоянием которых необходим постоянный контроль.
К четвертой группе относят проблемы, не представляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе.
2. Определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей
поведения и развития
На этом этапе необходимо в первую очередь разобраться с причинами возникновения проблем [20]. Одной из таких причин может быть противоречивость норм деятельности. В свою очередь, эта противоречивость может быть вызвана несовместимостью целей субъектов, их интересов, а в случае взаимно согласованных целей — несовпадением путей, выбранных для их достижения: задач, планов реализации решений и т. д. Поэтому можно рассматривать причины противоречия на уровне норм, а можно — на уровне причин, порождающих наложение противоречивых норм.
Также проблемная ситуация может быть порождена несоответствием сформулированных некоторым субъектом задач его цели, средств и методов — задачам или свойствам материала деятельности. Это случай, когда субъект может создать проблемную ситуацию «в одиночку», вследствие недостаточной управленческой квалификации.
|
|
3.Установление места этих проблем в системе накопленных знаний
Рассматриваемый этап является не менее важным, чем два предшествующих. Очевидно, что организации, способные работать с уже имеющимися и получаемыми в ходе работы знаниями, в XXI веке будут работать более эффективно.
Часто знания оказываются чем-то большим, нежели просто информацией и данными о продуктах, событиях или процессах. На современном этапе развития общества их можно трактовать как протестированные, доказанные процедуры выполнения чего-либо; способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий; понимание контекста обширного опыта (видение); соединение чувств ритма, времени и реализма.
На этом этапе следует провести теоретическое обоснование, описание рассматриваемых проблем наряду с поиском подходов к их разрешению на основе анализа публикаций в периодических изданиях, материалов книг, учебников, учебных пособий, конференций, семинаров, опыта других предприятий, видения специалистов и т. п.
Поиск, усовершенствование и многократное использование знаний помогает организации сделать ее бизнес-процессы более эффективными, повысить производительность и получить конкурентоспособные преимущества.