Государственная статистическая отчетность
3.9.1. Формы государственной статистической отчетности
В соответствии с постановлениями Госкомстата России от 8 июля 1992 г. № 84 и от 22 июня 1993 г. № 108 утверждены следующие формы государственной статистической отчетности по охране окружающей среды: № 2-тп (воздух) почтовая -годовая «Отчет об охране атмосферного воздуха», 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды», 3-ОС «Отчет о ходе строительства водоохлаждаемых объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод», 2-тп (рекультивация), 2-тп (воздух) полугодовая, 1 — охрана природы, 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах», 1 — экофонд «Отчет о поступлении и расходовании средств экологического фонда », 2-тп (токсичные отходы ) «Отчет об образовании и удалении токсичных отходов».
Все формы отчетности имеют инструкции, в которых отражен порядок заполнения каждой строки и указаны единицы измерения, а также порядок цифр. Инструкции обычно состоят из двух разделов:
|
|
а) общие положения (какие организации представляют отчетность, исходные документы по заполнению форм отчетности, точность информации по законам, кем подписывается отчет и т.д.);
б) порядок составления отчета (даются разъяснения по заполнению граф отчета).
Заполнение форм требует значительного объема первичной информации и высокой квалификации работников предприятий и организаций. Каждая форма Госстатотчетности имеет Инструкцию по составлению статистической отчетности, утвержденную Госкомстатистикой России.
В частности, годовую форму № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах» представляют 25 февраля юридические лица, их обособленные подразделения независимо от форм собственности, имеющие очистные сооружения и осуществляющие природоохранные мероприятия:
• статистическому органу по месту, установленному статистическим органом республики, края, области;
• органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики.
Годовую форму представляют:
• территориальные экологические фонды — статистическому органу по месту своего нахождения по указанию статистического органа республики (в составе России), края, области 15 февраля;
• Федеральный экологический фонд — Госкомстату России 10 марта.
Годовую форму № 2-тп (токсичные отходы) представляют предприятия, организации и учреждения, на которых образуются токсичные отходы, независимо от формы собственности (по кругу установленному органами статистики).
|
|
Форма № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» состоит из 4 разделов.
Раздел I. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация.
Раздел П. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ т/год.
Раздел III. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Раздел IV. Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3.9.2. Ответственность за представление
статистической отчетности
Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой законодательно установлены формы отчетности и меры наказания за отказ от представления информации или за представление ее в искаженном виде. В частности, в Германии за отказ от представления отчетности или представление неточных данных предусмотрен штраф до 10 тыс. марок, в Японии — до 5 тыс. долл., в США — до 10 тыс. долл.
В Российской Федерации эти меры ответственности определены Законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1, подписанным Президентом РФ.
В ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» записано: «Объединения, предприятия и организации всех видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую среду, ее охраной и использованием ресурсов, обязаны представлять информацию, необходимую для ведения общегосударственной системы сбора и обработки данных».
Законом установлена юридическая ответственность за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов. При этом ответственность за эти нарушения возлагается на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности, и устанавливается мера этой ответственности: административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трех- до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а за нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в виде штрафа в размере от восьми- до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Важным моментом, способствующим оперативному реагированию на нарушения отчетной дисциплины, является то, что сами органы государственной статистики рассматривают дела об административных правонарушениях и выносят по ним решения.
ª Вопросы для самопроверки
1. Какие формы государственной статистической отчетности по охране ОС обязан представить в Госкомстат РФ природопользователь?
2. Какова периодичность и порядок представления статистической отчетности по охране ОС в Госкомстат РФ?
3. Какие виды ответственности законодательно предусмотрены за искажение информации в статистической отчетности или нарушение порядка ее представления?