По охране окружающей среды

Государственная статистическая отчетность

3.9.1. Формы государственной статистической отчетности

В соответствии с постановлениями Госкомстата России от 8 июля 1992 г. № 84 и от 22 июня 1993 г. № 108 утверждены следующие формы государственной статистической отчетности по охране окружающей среды: № 2-тп (воздух) почтовая -годовая «Отчет об охране атмосферного воздуха», 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды», 3-ОС «Отчет о ходе строительства водоохлаждаемых объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод», 2-тп (рекультивация), 2-тп (воздух) полугодовая, 1 — охрана природы, 4-ОС «Сведе­ния о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах», 1 — экофонд «Отчет о поступ­лении и расходовании средств экологического фонда », 2-тп (токсичные отходы ) «Отчет об образовании и удалении ток­сичных отходов».

Все формы отчетности имеют инструкции, в которых отра­жен порядок заполнения каждой строки и указаны единицы из­мерения, а также порядок цифр. Инструкции обычно состоят из двух разделов:

а) общие положения (какие организации представляют отчетность, исходные документы по заполнению форм отчет­ности, точность информации по законам, кем подписывается отчет и т.д.);

б) порядок составления отчета (даются разъяснения по за­полнению граф отчета).

Заполнение форм требует значительного объема пер­вичной информации и высокой квалификации работников предприятий и организаций. Каждая форма Госстатотчетности имеет Инструкцию по составлению статистической отчетности, утвержденную Госкомстатистикой России.

В частности, годовую форму № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и при­родоресурсных платежах» представляют 25 февраля юридические лица, их обособленные подразделения независимо от форм собственности, имеющие очистные соору­жения и осуществляющие природоохранные мероприятия:

• статистическому органу по месту, установленному статистическим органом республики, края, области;

• органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики.

Годовую форму представляют:

• территориальные экологические фонды — статистическо­му органу по месту своего нахождения по указанию статистического органа республики (в составе России), края, области 15 февраля;

• Федеральный экологический фонд — Госкомстату России 10 марта.

Годовую форму № 2-тп (токсичные отходы) представляют предприятия, организации и учреждения, на которых образу­ются токсичные отходы, независимо от формы собственности (по кругу установленному органами статистики).

Форма № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» состоит из 4 разделов.

Раздел I. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация.

Раздел П. Выбросы в атмосферу специфических загрязняю­щих веществ т/год.

Раздел III. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Раздел IV. Выполнение мероприятий по уменьшению вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферу.

3.9.2. Ответственность за представление

статистической отчетности

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой законодательно установлены формы отчетности и меры наказания за отказ от представления информации или за представление ее в искаженном виде. В частности, в Германии за отказ от представления отчетности или представление не­точных данных предусмотрен штраф до 10 тыс. марок, в Япо­нии — до 5 тыс. долл., в США — до 10 тыс. долл.

В Российской Федерации эти меры ответственности опреде­лены Законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статисти­ческой отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1, подписанным Президентом РФ.

В ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринима­тельской деятельности» записано: «Объединения, предприятия и организации всех видов экономической деятельности незави­симо от организационно-правовых форм собственности, дея­тельность которых связана с вредным воздействием на окру­жающую среду, ее охраной и использованием ресурсов, обяза­ны представлять информацию, необходимую для ведения об­щегосударственной системы сбора и обработки данных».

Законом установлена юридическая ответственность за нару­шение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных стати­стических наблюдений, искажении отчетных данных или на­рушении сроков представления отчетов. При этом ответствен­ность за эти нарушения возлагается на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности, и устанавли­вается мера этой ответственности: административные взыска­ния в виде предупреждения или штрафа в размере от трех- до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а за нарушения, совершенные повтор­но в течение года после наложения административного взыска­ния, — в виде штрафа в размере от восьми- до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной опла­ты труда.

Важным моментом, способствующим оперативному реагиро­ванию на нарушения отчетной дисциплины, является то, что сами органы государственной статистики рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях и выносят по ним решения.

ª Вопросы для самопроверки

1. Какие формы государственной статистической отчетности по охране ОС обязан представить в Госкомстат РФ природопользователь?

2. Какова периодичность и порядок представления статистической отчетности по охране ОС в Госкомстат РФ?

3. Какие виды ответственности законодательно предусмотрены за искажение информации в статистической отчетности или нарушение порядка ее представления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: