Экологического контроля

Организационно-правовые формы

И охраны природы

Законодательство в области природопользования

Источниками экологического права являются: 1) Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.), 2) законы и кодексы в области охраны природы; в частности, Федеральный Закон (ФЗ) РФ “Об охране окружающей среды” (2002 г.), Земельный (2002 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы, Кодекс РФ “Об административных правонарушениях” (глава 8) (2001 г.), ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.), Закон РФ “О радиационной безопасности населения” (1995 г.), Закон РФ “О недрах” (1992 г.), Закон РФ “Об отходах производства и потребления” (1998 г.), 3) Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты, в частности, Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. “О федеральных природных ресурсах”, от 1 апреля 1996 г. “О концепции перехода РФ к устойчивому развитию”, 4) нормативные решения органов местного самоуправления.

3.7.1. Система экологического контроля

Экологический контроль – основная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды. Контроль выражается в проверке соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Основная задача контроля – обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм и правил, а также выполнение организациями независимо от подчиненности и форм собственности. Государственный экологический контроль носит надведомственный характер.

По форме экологический контроль можно подразделить на информационный, предупредительный, карательный.

Информационная форма контроля выражается в сборе и анализе экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области охраны окружающей среды.

Предупредительная форма контроля – это предупреждение экологических правонарушений в целях предотвращения вредных последствий.

Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.

В законе “Об охране окружающей среды” РФ закреплено, что система экологического контроля состоит из государственного и общественного контроля.

3.7.2. Государственный экологический контроль

3.7.2.1 Система государственного управления

охраной окружающей среды

Согласно Конституции в РФ сформированы законодательные и исполнительные органы по управлению охраной и использованием природных ресурсов. Законодательную власть осуществляет Государственная Дума, в состав которой входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии. Исполнительную власть в области природопользования осуществляет Правительство РФ.

До 2000 г. функции управления природопользованием и охраной окружающей среды выполняли Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), а также другие ведомства – Комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор), Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). Ряд конкретных вопросов охраны природы решался в других министерствах и ведомствах.

Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 введена новая структура федеральных органов исполнительной власти. На основании Указа принципиально изменилась структура органов управления охраной и использованием природных ресурсов. Упразднены Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Федеральная служба лесного хозяйства России, а их функции переданы в Министерство природных ресурсов РФ.

На рис. 3.1 приведена современная структура органов управления на федеральном уровне.

3.7.2.2. Государственные органы охраны окружающей среды

1. Министерство природных ресурсов (МПР) РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Имеет соответствующие подразделения (управления) в республиках, краях, областях, во многих городах и районах. Основные задачи МПР РФ – направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стране, выполняет информационную и воспитательную функции, руководит заповедным фондом, развивает международное экологическое сотрудничество.

2. Территориальные органы Федерального контроля в области охраны ОС. Задачами территориальных органов Федерального контроля - республиканских, областных управлений природных ресурсов и охраны окружающей среды являются: проведение государственной экологической экспертизы, выдача разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ, выдача разрешений на захоронение токсичных отходов, определение нормативов, лимитов и условий природопользования, координация деятельности экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Управления являются специально уполномоченными государственными органами в следующих областях государственного управления: использования, охраны, защиты лесного фонда РФ и воспроизводства лесов; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; использования и охраны водного фонда; охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции – в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; экологической экспертизы.

В управлениях МПР РФ формируются соответствующие блоки - государственная геологическая служба, государственная водная служба, государственная лесная служба, государственная служба охраны окружающей среды и государственная служба госконтроля в сфере природопользования и экологической безопасности, входящие в состав соответствующих служб МПР России.

Должностные лица и специалисты органов МПР РФ вправе осуществлять следующее:

- беспрепятственно посещать предприятия, организации и др. органы;

- требовать предоставления информации;

- знакомиться с документами;

- производить проверки соблюдения норм и правил природоохранного законодательства;

- ограничивать, приостанавливать или запрещать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, вплоть до прекращения деятельности предприятия;

- налагать запреты на строительство;

- предъявлять иски в суды и арбитражные суды о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды;

- направлять материалы, содержащие признаки преступления в органы прокуратуры или Министерство внутренних дел.

Для усиления функций контроля на территориальном уровне после 2000 г. созданы комитеты по охране окружающей среды при администрации областных и районных центров РФ, которые координируют свою работу с территориальными органами МПР РФ.

3. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет экологический контроль за состоянием ОС, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод, с этой целью Росгидромет организует широкую сеть наблюдательных постов, пунктов, станций. Ликвидация последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и производственными авариями, находится в ведении МЧС России.

4. Важные функции в составе государственных органов экологического управления и контроля выполняют также Госатомнадзор (вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии), Госгортехнадзор (контроль за пользователями недр), МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции), комитеты – земельный (Роскомзем), недр и водных ресурсов, комитет по рыболовству (Роскомрыболовство), Госсанэпиднадзор.

Взаимодействие природопользователя с органами власти в области охраны окружающей среды представлено на рис. 3.2.

3.7.3. Прокурорский надзор

На органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство. Такой надзор распространяется на все органы, включая и органы экологического контроля. Это говорит о всеобъемлющем надведомственном характере прокурорского надзора.

Задачей прокуроров в рассматриваемой области является своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений природоохранного законодательства.

Основное правовое средство выявления нарушений экологического законодательства – прокурорская проверка, которая проводится при наличии сведений о нарушении законов.

Прокуроры способствуют активизации и совершенствованию контрольной деятельности Минприроды, Росгидромета и др.

При наличии оснований прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или уголовное дело. На прокуратуру законом возложено предварительное следствие по делам о преступных загрязнениях водных объектов и атмосферного воздуха.

В настоящее время образовано более 60 природоохранных прокуратур, основной задачей которых является надзор за исполнением экологического законодательства.

3.7.4. Конституционный и арбитражный суды

Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, уставов и иных актов субъектов Федерации и т.п. по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, Конституции Российской Федерации.

Высший арбитражный суд РФ разрешает споры между юридическими лицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.

3.7.5. Органы Министерства внутренних дел РФ

Милиция в рамках предоставленной ей компетенции оказывает содействие органам экологического контроля в задержании правонарушителей, оформляет протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения, возбуждает уголовные дела о браконьерстве и ведет по ним предварительное следствие.

3.7.6. Вневедомственный и производственный контроль

Министерства и ведомства имеют структурные экологические подразделения (управления, отделы), осуществляющие ведомственный экологический контроль на подведомственных предприятиях.

На предприятиях и организациях приказом руководителя определяется должностное лицо, непосредственно отвечающее за охрану окружающей природной среды. Им может быть заместитель директора, главный инженер, главный технолог или другое должностное лицо. В зависимости от профиля предприятия, степени вредности создаются отделы, лаборатории, цеха, участки.

Положение об экологических отделах предприятий разрабатывается ведомствами или самими предприятиями.

На такие отделы возлагаются:

1. Организация на предприятии работы по обеспечению охраны окружающей среды.

2. Планирование мероприятий по уменьшению выбросов токсичных веществ в атмосферу и водные объекты.

3. Проведение систематических анализов результатов природоохранительной деятельности предприятия.

4. Участие в рассмотрении проектов строительства новых и реконструкции действующих производств.

На отделы может возлагаться контроль за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на производстве, за эффективностью работы газопылеуловителей и водоочистных установок и сооружений, за сточными водами.

Предписания руководителей отделов охраны природы об устранении нарушений обязаны исполнять все структурные подразделения предприятия. Природоохранные подразделения предприятия участвуют в ведении экологических паспортов и составлении статистических отчетов по вопросам природопользования и состояния окружающей среды.

3.7.7. Общественный экологический контроль

Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзными организациями, объединениями, партиями и гражданами. Его задачей является проверка исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, предприятиями независимо от форм собственности и подчиненности.

Граждане имеют право:

- создавать экологические общественные объединения;

- принимать участие в собраниях, пикетах, шествиях;

- запрашивать государственные органы власти;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан.




double arrow
Сейчас читают про: