Особенности в организации рабочих мест при многостаночном обслуживании

Многостаночное (многоагрегатное) обслуживание представляет собой одну из прогрессивных форм организации труда, при которой рабочий (или бригада рабочих) обслуживает одновременно несколько станков, выполняя ручные приемы на каждом из них во время машинно-автоматической работы других станков, а также все и часть функций обслуживания рабочего места и подготовительно-заключительной операции.

Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания, - важ­ный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. В условиях дефицита рабочей силы эта прогрессивная форма организации труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.

Условием организации многостаночного обслуживания является такое соотношение затрат времени, при котором время машинно-автоматической работы одного станка больше или по крайней мере равно суммарному времени ручной и машинно-ручной работы на всех других обслуживаемых станках и переходах между ними.

При подготовке к переходу на многостаночное обслуживание осуществляются следующие мероприятия:

- выбор рационального функционального разделения труда между работающими на данном производственном участке;

- подбор оборудования с учетом структуры оперативного времени;

- рациональное размещение оборудования и разработка рационального маршрута обхода машин;

- выбор наиболее рациональных рабочих приемов и после­довательности их выполнения;

- оснащение оборудования инструментами и приспособлениями сокращающими время вспомогательных операций и увеличивающими долю машинно-автоматической работы;

- подбор и рациональное размещение транспортных средств;

- установление наиболее эффективной системы обслуживание рабочих мест.

При внедрении многостаночного обслуживания технологичес­кого оборудования важное значение имеют рациональная плани­ровка рабочего места многостаночника и выбор маршрута обслу­живания.

Планировка рабочего места многостаночника должна обеспе­чивать:

- свободный подъезд средств межцехового и внутрицехового транспорта непосредственно к рабочему месту для доставки за­готовок и полуфабрикатов;

- максимальные удобства для обслуживания каждого станка, управление станками, а также для замены инструмента;

- условия для уборки рабочего места;

- хорошую обозреваемость рабочего места много­станочником, возможность одновременного наблюдения за всеми приборами и подвижными частями оборудования с любой точки маршрута.

При планировке размещения оборудования необходимо вы­брать наиболее рациональный путь движения рабочего между станками, которые он обслуживает. Рациональное размещение действующего оборудования фиксируется в картах или в типовых проектах организации труда на рабочих местах.

Многостаночное обслуживание возможно в текстильном произ­водстве в связи с тем, что доля времени, затрачиваемого на руч­ные приемы основными рабочими, представляет собой величину от нескольких десятых долей до нескольких процентов от машинного времени.

Возможность многостаночного обслуживания определяется следующим соотношением:

, (1.21)

где Тм - машинное время наработки продукции (без участия рабочего);

Тр - время загруженности рабочего ручными приемами (операциями) по обслуживанию оборудования.

Чем машинное время больше ручного, тем больше машин может обслуживать рабочий-многостаночник.

Одной из особенностей многостаночного обслуживания является возможность простоев оборудования из-за совпадения работ у многостаночника.

Текстильное производство характеризуется неравномерность протекания технологического процесса (остановы оборудования из-за обрывов и других причин, случайно распределяющихся во времени), что приводит к неравномерности загруженности рабочих многостаночников и к потерям в производительности оборудовании.

Поэтому основной задачей организации труда многостаночников является борьба за сокращение до минимума простоев оборудования и труда при высоком качестве выпускаемой продукции.

Основные способы обслуживания машин, применяемые рабочими многостаночниками:

I) Сторожевое обслуживание, при котором рабочий наблюдает за всеми машинами, находясь в какой-либо точке обслуживаемого участка и подходит к машине по мере надобности. Этот способ применяют при небольшом числе компактно расположенных машин (веретен). Сторожевое обслуживание возможно, если имеются сигнализационные устройства, показывающие на какой машине нужно выполнить ту или иную работу.

2) Маршрутное обслуживание, при котором рабочий система­тически обходит машины по определенному маршруту. Такое обслу­живание применяется при значительном числе машин или станков, закрепленных за одним рабочим или бригадой.

3) Вызывное обслуживание, при котором рабочий об­служивает машины по мере надобности, лишь по вызову другого рабочего. По этому способу обычно работают помощники мастера и вспомогательные рабочие.

4) Обслуживание машин по расписанию (графику) осуществляют рабочие, выполняющие периодические работы (рабочие, входящие в бригады по плановому ремонту, чистке машин и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: