Организация и производство предварительного расследования. Организации расследования указанной категории преступлений зависит от тех ключевых вопросов, которые необходимо установить в ходе расследования

Вопрос 3.

Организации расследования указанной категории преступлений зависит от тех ключевых вопросов, которые необходимо установить в ходе расследования. Данные вопросы отражают специфику расследования указанных преступлений и соответственно организацию их расследования. Эти вопросы можно сформулировать следующим образом:

1) является ли программа для ЭВМ контрафактной, если лицо совершило приобретение, хранение, перевозку экземпляра программы для ЭВМ в целях сбыта?

2) каков способ незаконного использования экземпляра программы для ЭВМ, если авторское право нарушено путем незаконного использования программы для ЭВМ?

3) превышает ли стоимость экземпляра программы для ЭВМ либо стоимость прав на использование экземпляра программы для ЭВМ 50.000 рублей?

4) кто является правообладателем экземпляра программы для ЭВМ, авторские права которого нарушены и кто является его представителем?

Положительные ответы на все вопросы либо на 1, 3 и 4 вопросы, или на 2-4 вопросы дает возможность следователю сделать вывод о наличии события преступления. Это обусловливает направление дела в суд с обвинительным заключением. Исходя из указанных вопросов, после возбуждения уголовного дела следователю необходимо спланировать и выполнить комплекс мероприятий, направленных на эффективное расследование преступления. Организация расследования, применительно к каждому из поставленных вопросов, складывается из нижеприведенных действий.

1) Назначить судебную экспертизу и направить изъятые экземпляры программы для ЭВМ на экспертное исследование. Судебные экспертизы могут быть назначены как экспертным учреждениям системы МВД России, так и экспертным учреждениям вне системы МВД России, в том числе коммерческим и некоммерческим организациям. Суды допускают в качестве доказательств экспертизы, выполненные в данных организациях. В отдельных случаях, когда следователь некорректно поставил вопросы на разрешение эксперта или в иных ситуациях назначения повторной экспертизы, судьи сами назначают судебные экспертизы в указанные учреждения. Наличие таких учреждений в конкретном регионе возможно устанавливать через представителя правообладателя, или через членов некоммерческого партнерства производителей программных продуктов (НП ППП), находящихся в регионе, при обращении к сайту НП ППП по адресу: www.appp.ru.

Центральными экспертными учреждениями в Северо-Западном федеральном округе, проводящими экспертизы в отношении данных объектов, являются ЭКЦ Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Минюста России.

Если экспертиза поручается экспертам МВД РФ, то назначается компьютерная экспертиза и исследование будет проводиться экспертом отдела исследований информационных технологий указанного экспертного учреждения. Если экспертиза поручается экспертам Минюста России, то назначается компьютерно-техническая экспертиза и исследование будет проводиться экспертом отдела исследования и внедрения информационных технологий указанного экспертного учреждения.

Экспертизу необходимо назначать на первоначальном этапе расследования и по возможности сразу же после возбуждения уголовного дела. Это связано с длительностью сроков экспертного исследования. Предварительно у эксперта необходимо выяснить правильность постановки вопросов в постановлении о назначении судебной экспертизы. Но, как правило, круг выясняемых вопросов можно сформулировать следующим образом:

1. имеется ли на носителе жесткого магнитного диска системного блока (оптического диска или DV-диска) программный продукт, который атрибутирует себя «Название программного продукта» компании «Название компании»?

2. если да, то каковы его серийный номер и идентификатор?

3. имеется ли на аппаратных средствах представленного системного блока (оптического диска или DV-диска) электронный ключ защиты данных, типа «hasp»? (Данный вопрос ставится на разрешении только в отношении программных продуктов компании «1С»).

Данные вопросы наиболее общие и в каждом конкретном случае должны уточняться у эксперта, в зависимости от того, на каком носителе представляется экземпляр, в отношении которого решается вопрос о контрафактности его происхождения и что непосредственно интересует следователя.

Эксперту, для ответа на поставленные вопросы необходимо представить следующие материалы:

1. постановление о назначении судебной экспертизы;

2. изъятый носитель с экземпляром программы для ЭВМ. Может быть предоставлен лицензионный экземпляр программы для ЭВМ.

Следователь может сделать вывод о контрафактности исследуемого объекта, если эксперт установит, что:

1. в одном инсталляционном пакете обнаружено наличие разных версий программного продукта;

2. в инсталляционном пакете обнаружено наличие программ эмуляторов инсталляционного ключа защиты;

3. на рабочем слое всех носителей отсутствуют какие-либо товарные знаки, логотипы и коды (IFPI),

4. отсутствует регистрационный номер на диске.

2) Вывод о способе незаконного использования экземпляра программы для ЭВМ делается следователем исходя из информации отраженной в оперативных документах. Поскольку факт совершенного преступления выявляется путем производства оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент», то лицо совершает продажу экземпляра программы для ЭВМ. Данные действия будут являться преступными при условии, что сам экземпляр будет являться контрафактным. В данном случае способом незаконного использования программы для ЭВМ будет являться незаконное распространение экземпляра программы для ЭВМ путем продажи. Таким образом, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за незаконное распространение контрафактного экземпляра программы для ЭВМ путем продажи и за приобретение, и хранение данного контрафактного экземпляра.

Если же следователь придет к выводу о том, что проданный экземпляр программы для ЭВМ является легальным, то привлечение лица к уголовной ответственности будет возможно только в том случае, если оно, записав данную программу в память принадлежащей ему ЭВМ, не удалило ее из памяти ЭВМ. При этом надо учитывать, что лицо сможет удалить данную программу из памяти ЭВМ не сразу после продажи экземпляра программы для ЭВМ, а лишь при первой реальной возможности доступа к ЭВМ. Поэтому само наличие программы в памяти ЭВМ после продажи экземпляра программы не образует состав преступления.

Для выяснения того, удалило ли указанное лицо программу из памяти ЭВМ необходимо провести обыск по месту нахождения ЭВМ. Кроме того, если оперативные сотрудники предоставят в распоряжение следователя письменную информацию о том, что по месту жительства, или месту работы лица может находиться ЭВМ и (или) экземпляры программ для ЭВМ, которые могут иметь значение для уголовного дела, то это будет являться основанием для производства обыска по указанному месту.

В случае принятия решения о производстве обыска, необходимо получить судебное решение, если обыск планируется провести в жилище.

В ходе самого обыска должны изыматься:

1. носитель жесткого магнитного диска ЭВМ, либо системный блок или ноутбук, целиком;

2. оптические диски и DV-диски, и упаковки (коробки) к ним;

3. накладные на полученные экземпляры программ для ЭВМ;

4. черновые записи о поступлении и реализации программ для ЭВМ;

5. обложки для упаковок (коробок) к оптическим и DV-дискам.

Все обнаруженное и изъятое должно быть упаковано, а сама упаковка опечатана.

Дальнейшее разрешение вопроса о способе незаконного использования программ для ЭВМ зависит от результатов осмотра изъятых предметов и выводов судебных экспертиз, назначенных в отношении изъятых предметов.

Может сложиться такая ситуация, что при производстве судебной экспертизы в отношении изъятых экземпляров программ для ЭВМ, эксперт выявит признаки, которые отсутствуют в легальных экземплярах, или которых не должно быть на легальных экземплярах. В этом случае следователь должен сделать вывод о том, хранились ли эти экземпляры в целях сбыта или нет. Обстоятельствами, указывающими на умысел, направленный на сбыт данных экземпляров, могут быть:

1. хранение экземпляров программ для ЭВМ в коробках, сумках, предназначенных для транспортировки данных объектов;

2. обнаружение записей о поступлении и реализации экземпляров программ для ЭВМ;

3. регистрация лица, у которого они обнаружены, в качестве индивидуального предпринимателя;

4. лицо, у которого обнаружены данные экземпляры, является учредителем (участником) юридического лица, осуществляющего розничную продажу населению не пищевых продуктов;

5. лицо, у которого обнаружены экземпляры программ для ЭВМ является работником юридического лица, осуществляющего розничную продажу населению не пищевых продуктов или оказывающего услуги населению по программному обеспечению ЭВМ.

3) Стоимость экземпляра программы для ЭВМ либо стоимость прав на использование экземпляра программы для ЭВМ устанавливается из официальной письменного ответа правообладателя программы для ЭВМ или его представителя. Как правило, данный ответ предоставляется в правоохранительные органы еще в ходе предварительной проверки. Необходимость в получении дополнительного ответа в ходе предварительного следствия возникает тогда, когда устанавливаются новые факты нарушения прав правообладателя.

В тексте ответа наименование программы для ЭВМ и ее версия должны совпадать с аналогичными данными, установленными по делу. Если же версия программы для ЭВМ, обнаруженная или изъятая у нарушителя, обновляется бесплатно через сеть Интернет, при наличии исходной версии данной программы, то в справке правообладателя эта информация должна отражаться.

Если в ходе предварительного следствия будет установлено, что нарушение авторского права допущено в отношении нескольких программ для ЭВМ, то в справке правообладателя или его представителя должна быть указана информация о стоимости каждого отдельного экземпляра или права на использование каждой отдельной программы и общая сумма стоимости всех экземпляров и (или) прав на использование. Для получения указанных сведений, запрос должен быть составлен с просьбой раскрытия этих обстоятельств.

4) Данные о правообладателе программы для ЭВМ устанавливаются, как правило, так же в ходе предварительной проверки. Помимо этого, правообладателя можно установить путем осмотра экземпляра программы для ЭВМ или осмотром содержимого носителя с использованием ЭВМ. Данные о правообладателе могут быть указаны на упаковке или установлены визуальным путем непосредственно при пользовании программой. Представитель правообладателя может быть установлен при обращении к ресурсам сети Интернет по адресу www.appp.ru. Кроме того, адрес правообладателя и (или) его представителя можно установить, направив запрос ближайшему представителю НП ППП с просьбой предоставить соответствующие сведения.

Права представителя должны быть установлены на основании доверенности, выданной самим правообладателем. В правоприменительной практике встречаются случаи, когда правообладатель выдает доверенность представителю с правом передоверия и следователь имеет дело с последним представителем. В этом случае, к материалам уголовного дела должны быть приобщены копии всех доверенностей.

Производство предварительного следствия по делам рассматриваемой категории, составляет алгоритм тех процессуальных действий, которые необходимо выполнить следователю. Эти процессуальные действия отражают специфику расследования преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ. Последовательность действий следователь может по своему усмотрению, в зависимости от фактических обстоятельств, складывающихся при расследовании. Общая совокупность производимых действий сводится к следующему:

1) направить письменное поручение органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий с целью обнаружения экземпляров программ для ЭВМ в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, используемых или предназначенных для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров;

2) вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище (при условии, что обыск будет проводиться в жилом помещении);

3) провести обыск по месту жительства и (или) месту работы лица, нарушившего авторские права правообладателя. В ходе обыска запротоколировать то ценное имущество, которое находится по месту жительства лица, нарушившего авторские права (для наложения ареста на имущество с целью обеспечения гражданского иска);

4) если обыск не проводится, то осмотреть место жительства лица, нарушившего авторские права, с фиксацией обнаруженного ценного имущества (для наложения ареста на имущество с целью обеспечения гражданского иска);

5) осмотреть изъятые экземпляры программ для ЭВМ, а также материалы и оборудование, используемое или предназначенное для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров. Осмотреть билеты Банка России, используемые оперативными сотрудниками для производства оперативно-розыскных мероприятий;

6) вынести постановление о признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественных доказательств изъятые экземпляры и иные предметы, имеющие отношение к расследуемому уголовному делу;

7) получить судебное решение о наложении ареста на изъятые экземпляры программ для ЭВМ, а также материалы и оборудование, используемое или предназначенное для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров;

8) составить протокол о наложении ареста на экземпляры программ для ЭВМ, а также материалы и оборудование, используемое или предназначенное для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров;

9) направить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрос о государственной регистрации программы для ЭВМ и ее правообладателе;

10) установить, имеется ли в экспертном учреждении легальный экземпляр программы для ЭВМ, который будет сопоставляться с изъятым, вопросы, которые необходимо ставить на разрешение эксперта и возможные сроки производства экспертизы;

11) признать в качестве потерпевшего правообладателя программы для ЭВМ, и признать в качестве представителя потерпевшего представителя правообладателя, после чего допросить его в качестве потерпевшего;

12) изъять у представителя потерпевшего в ходе выемки легальный экземпляр программы для ЭВМ для проведения экспертизы, если такой образец отсутствует в экспертном учреждении;

13) истребовать у представителя потерпевшего справку о стоимости экземпляра программы для ЭВМ или стоимости права на использование программы для ЭВМ;

14) принять от представителя потерпевшего гражданский иск в пользу правообладателя, вынести постановления о признании гражданским истцом и представителем гражданского истца. Может предъявляться иск о возмещении убытков. В этом случае, цена иска будет прямо пропорциональна размеру материального ущерба причиненного преступлением. Может быть так же предъявлен иск о выплате компенсации вместо возмещения убытков, в соответствии с п. 3 ст. 1252 и ст. 1301 ГК РФ. В этом случае цена иска будет отличаться от размера материального ущерба причиненного преступлением. В соответствии со ст. 1301 ГК РФ правообладатель вправе потребовать компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей либо в двукратном размере стоимости экземпляра программы для ЭВМ или двукратном размере стоимости права использования программы для ЭВМ. В соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ, правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом. Положения данной нормы, освобождающие правообладателя от доказывания размера причиненных ему убытков, не применяются. Это связано с тем, что в уголовном судопроизводстве данная обязанность императивно возлагается на следователя, через установление им характера и размера вреда, причиненного преступлением, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;

15) вынести постановление о назначении судебной экспертизы;

16) допросить в качестве подозреваемого лицо, нарушившее авторские права правообладателя;

17) вынести поручение участковому уполномоченному полиции о производстве допросов в качестве свидетелей соседей лица, нарушившего авторские права правообладателя;

18) истребовать характеристики с действующего и предыдущих мест работы лица, нарушившего авторские права;

19) истребовать с действующего или предыдущих мест работы лица, нарушившего авторские права, копию диплома о полученном образовании, либо снять данную копию с образца, находящегося у самого лица;

20) направить запрос в территориальные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации с предоставлением выписки сведений из ЕГРИП, о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лица, нарушившего авторские права (если авторские права нарушил индивидуальный предприниматель или лицо, работающее у него);

21) направить запрос в территориальные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации с предоставлением выписки сведений из ЕГРЮЛ, о регистрации в качестве юридического лица, учредитель (участник), руководитель либо работник которого, нарушил авторские права;

22) составить запросы о предоставлении информации о денежных средствах лица, нарушившего авторские права, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банке, в населенном пункте проживания данного лица и направить их в банки;

23) наложить арест на имущество подозреваемого (обвиняемого);

24) допросить в качестве свидетелей понятых, принимавших участие в оперативно-розыскных мероприятиях;

25) допросить в качестве свидетеля оперуполномоченного или лицо, выполняющего роль покупателя при проведении оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент»;

26) допросить в качестве свидетелей оперуполномоченных, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия. В протоколах их допросов обязательно должно найти отражение то, что у них имелись все основания, обусловленные наличием оперативной информации о сбыте лицом контрафактных экземпляров произведений, для проведения в отношении этого лица оперативно-розыскных мероприятий. Это необходимо для того, чтобы суд мог прийти к выводу о том, что со стороны лиц, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, отсутствовала провокация, которая выражается в подстрекательстве, склонении, побуждении в прямой или косвенной форме лица к совершению противоправных действий с экземплярами программ для ЭВМ;

27) допросить в качестве свидетелей действующего или бывших работодателей лица, нарушившего авторские права, с выяснением вопросов о характере осуществляемой им работы и навыках пользования ЭВМ и программным обеспечением;

Результативность проведенного расследования зависит и от ответов, которые будут получены в ходе допросов подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и лица, выполняющего роль покупателя.

Примерный круг вопросов, которые необходимо задавать при допросе подозреваемого (обвиняемого), сводится к следующим.

1. Какое образование и где получили?

2. Какова специальность по полученному диплому?

3. Работали ли вы до момента настоящего задержания с ЭВМ? Если да, то где, в какой период и кем? Что входило в ваши обязанности?

4. Как давно осуществляете деятельность по продаже программ для ЭВМ?

5. Сколько, как правило, стоит лицензионная программа для ЭВМ? Где можно приобрести какую либо лицензионную программу?

6. В чем заключается функциональное отличие лицензионных экземпляров программ от не лицензионных?

7. На каком количестве ЭВМ можно использовать лицензионный экземпляр программы для ЭВМ?

8. Есть ли у вас право на продажу лицензионных программ для ЭВМ?

9. В каком виде обычно продается лицензионная программа?

10. Где, когда, у кого и при каких обстоятельствах вы приобрели программу для ЭВМ, которую вы продали при проведении проверочной закупки? С какой целью вы приобрели данную программу?

11. За какую сумму вы приобрели данную программу?

12. Как называется данная программа? Кто является правообладателем данной программы? Каково функциональное назначение данной программы? Каковы должны быть характеристики ЭВМ для того, чтобы эта программа функционировала на ней?

13. В чем функциональное отличие приобретенной вами экземпляра программы для ЭВМ от нелицензионного?

14. Обновляется ли база данной программы через сеть Интернет? Каков срок действия данной программы?

15. Для того, чтобы данная программа работала на ЭВМ, необходимо ли запускать файл «Keygen» или программу Crack, либо выполнять действия подобного назначения? Если да, то какие именно? Каково их назначение? Приобретались ли они вами отдельно от программы для ЭВМ, которую вы продали при проверочной закупке или были на том же носителе, что и данная программа? Каково назначение файла «Keygen» или программы Crack?

16. Был ли у вас и есть ли в наличии лицензионный образец программы для ЭВМ, которую вы продали при проведении проверочной закупки?

17. Где, сколько и при каких условиях хранилась программа для ЭВМ, которую вы продали при проведении проверочной закупки?

18. Использовали ли вы сами данную программу в личных целях? Если да, то в память какой ЭВМ вы записывали данную программу?

19. Сколько стоит лицензионный экземпляр программы, образец которой вы продали при проведении проверочной закупки?

20. Где, когда, кому и при каких обстоятельствах вы продали данную программу для ЭВМ? Почему именно эту программу вы продали, а не какую-либо другую? Лицензионный или не лицензионный образец программы для ЭВМ вы продали покупателю?

21. Вы предупредили покупателя о том, что вы продаете ему не лицензионный образец программы? Что сказал по этому поводу покупатель?

22. Осталась ли у вас копия той программы, которую вы продали при проведении проверочной закупки? Записана ли эта программа в память какой-либо ЭВМ или она находится на другом носителе? Если да, то на каком и где?

23. Как покупатель нашел вас и что он вам говорил по поводу приобретения у вас программы для ЭВМ? Просил ли покупатель продать ему не лицензионный экземпляр программы?

24. За какую сумму вы продали покупателю программу? Почему именно за эту сумму?

25. Программу для ЭВМ, которую вы реализовали при проведении проверочной закупки, вы продали на том же носителе на котором и приобрели ее изначально? Если нет, то когда, где на какой носитель и с помощью какой ЭВМ вы записали образец данной программы?

26. Объясняли ли вы покупателю, что для работы данной программы необходимо запустить файл «Keygen», программу Crack или выполнить иные подобные действия? Если нет, то почему?

27. Какую цель вы преследовали продавая программу при проведении проверочной закупки? Вы понимали, что вы продаете нелицензионный экземпляр программы для ЭВМ?

28. Вы понимали, что продавая нелицензионный экземпляр программы для ЭВМ вы нарушаете права правообладателя на данную программу? Исходя из каких ваших действий вы понимали, что нарушали права правообладателя?

29. Можно ли продавать контрафактные (нелицензионные) образцы программ для ЭВМ? Если нет, то откуда вам это известно?

30. В чем именно заключается это нарушение прав?

31. Каково было ваше отношение к тому, что вы нарушали права правообладателя на данную программу для ЭВМ?

Примерный круг вопросов, которые необходимо задавать при допросе представителя правообладателя программы для ЭВМ.

1. С какого времени являются представителем правообладателя программы для ЭВМ?

2. Какой документ подтверждает его полномочия представителя правообладателя?

3. От кого он узнал, что в отношении программы для ЭВМ, представителем правообладателя которой он является, совершено незаконное использование, либо контрафактный экземпляр которой был приобретен, хранился или перевозился?

4. Каким образом вводилась и вводится в гражданский оборот Российской Федерации данная программа?

5. Распространяется ли версия данной программы с другими ее версиями, или с другими программами для ЭВМ на одном компакт-диске или DV диске?

6. Доводилась ли указанная версия программы для ЭВМ до всеобщего сведения, путем размещения в сети Интернет, или иным способом? Есть ли какие-либо обязательные условия для получения указанной версии программы через сеть Интернет? Приобретение данной версии через сеть Интернет осуществляется платно или нет?

7. Кто, помимо правообладателя и представителей правообладателя может реализовывать данную программу?

8. Была ли осуществлена государственная регистрация данной программа для ЭВМ? Если да, то когда?

9. В каких упаковках поступает в розничную и оптовую продажу программа для ЭВМ, в отношении которой совершено незаконное использование? Опишите данную упаковку?

10. Выпускалась ли данная программа для ЭВМ в той форме, в которой она была получена при проведении проверочной закупки? При этом лицу предъявляется носитель программы для ЭВМ, который был получен в ходе оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка».

11. Что входит в комплект указанной программы?

12. Сколько стоит один экземпляр данной программы?

13. Каков порядок заключения лицензионного договора о пользовании данной программой? Может ли он предоставить образец текста лицензионного договора на бумажном носителе?

14. Может ли один ключ серийного номера к данной версии программы быть применен для одновременного пользования программой на двух или более ЭВМ?

Примерный круг вопросов, которые необходимо задавать при допросе лица, выступавшего покупателем при проведении проверочной закупки.

1. Вы принимали участие в мероприятии «проверочная закупка», организованном оперативными сотрудниками?

2. Когда и где проводилось данное мероприятие? Кто принимал участие в его организации и проведении?

3. В отношении кого проводилось данное мероприятие?

4. Что являлось предметом проверочной закупки?

5. Опишите последовательность тех действий, которые вы наблюдали с момента организации до момента окончания проведения данного мероприятия. Что при этом говорили лица, участвующие в его проведении?

6. О чем вы попросили лицо, в отношении которого проводилась проверочная закупка, когда обратились к нему в процессе проверочной закупки?

Контрольные вопросы:

1. Какими способами может осуществляться нарушение авторского права и какие последствия должны наступить в результате совершения соответствующих действий, для того, чтобы их можно было квалифицировать по ст. 146 УК РФ?

2. Квалифицируются ли действия лица, совершившего нарушение авторского права, если стоимость объектов авторского права либо стоимость прав на использование данных объектов меньше чем это предусмотрено примечанием к ст. 146 УК РФ?

3. Кто может являться автором результата интеллектуальной деятельности?

4. Что понимается под программой для ЭВМ?

5. Кто такой пользователь программы для ЭВМ?

6. Кто, в соответствие с законодательством, может быть правообладателем в отношении программ для ЭВМ?

7. Какие фактические действия могут квалифицироваться как «использование программы для ЭВМ»?

8. Какой экземпляр программы для ЭВМ является контрафактным и кто делает об этом вывод?

9. Какие документы должны быть предоставлены следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 146 УК РФ?

10. Какие обстоятельства должны быть установлено в стадии предварительного расследования?

11. Какая судебная экспертиза, для чего и каким образом назначается в отношении экземпляров программ для ЭВМ?

12. Как устанавливаются данные о правообладателе программы для ЭВМ?

13. Что необходимо изымать при обыске и какие фактические данные могут свидетельствовать, что лицо желало сбыть контрафактные экземпляры?

14. Кого из свидетелей и на предмет чего необходимо допросить?

15. Какие документы и из каких учреждений необходимо изъять по судебному решению?

16. В какие учреждения необходимо сделать запросы и о чем?

17. Какие вопросы необходимо задать правообладателю?

18. Какие вопросы необходимо задать лицу, принимавшему участие в оперативно-розыскных мероприятиях?

19. Какие вопросы необходимо задать подозреваемому?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. – 17 июня. – ст. 2954.

2. Гражданский кодекс РФ: Часть 4 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (1 ч.). – ст. 5496.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1.

4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // Российская газета. – 1995. – 18 августа.

5. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. – 2007. – № 101.

6. Выявление и предупреждение экономических преступлений, связанных с производством и оборотом контрафактной продукции. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная

1. Аксенов Г.И., Кинзин В.Д. Изобличение лица, совершившего преступление в сфере экономической деятельности. Монография. – М., 2009.

2. Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей. Т. 1 / Под ред. В.И. Каныгина, С.В. Изосимова, Л.Ю. Чупровой. – Н.Новгород, 2008.

3. Симанцов Ф.А. Взаимодействие следователя с общественными объединениями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений: Автореф… дис. к-та юрид. наук. – Тюмень, 2011.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: