double arrow

Отличительные признаки закона


1. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченными органами. В современной России – это:

а) Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), издающие федеральные конституционные и федеральные законы;

б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, издающие законы субъектов федерации.

В исключительных случаях законы могут приниматься в ходе всенародного голосования (референдума), пример такого голосования – принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года.

2. Принимается в порядке особой процедуры – законодательного процесса, включающего ряд стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта; принятие закона, опубликование закона).

3. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, характеризуемые устойчивостью, необходимостью их законодательного закрепления. Например, права и обязанности человека и гражданина, отношения собственности, устройство государства, регламентация принципов местного самоуправления и др.

4. Закон – нормативный правовой акт, содержащий нормы первичного исходного характера, служащие базой правового регулирования, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов (нормы закона конкретизируются, развиваются затем в подзаконных актах, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ и т.д.).




5. В системе нормативных правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между законом и подзаконным актом приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть отменен или изменен.

6. Закон отличается наибольшей стабильностью в сравнении с иными нормативными правовыми актами. Это, прежде всего, связано с усложненной процедурой его изменения и отмены (закон изменяется и отменяется по той же сложной и длительной процедуре, по которой был принят).

7. Принятие нового закона влечет необходимость отмены или изменения всех других актов, которые противоречат содержанию закона.

Виды законов. Классификация законов проводится в юридической литературе по различным основаниям:

- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские и т.п.);

- по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом государственной власти – Государственной Думой Федерального Собрания РФ и т.д. или в результате референдума);

- по юридической силе (Конституция РФ – основной закон государства, федеральный конституционный закон (например, Закон о Конституционном Суде РФ), федеральный закон (например, Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»), законы субъектов Федерации (например, Устав Нижегородской области, Красноярского края, закон Нижегородской области «Об утверждении границ, состава территории Кстовского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Кстовского муниципального района»);



- по сферам действия (общефедеральные, принимаемые федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием РФ) и законы субъектов федерации (республиканские законы, законы областей, краев);

- по значимости содержащихся в них норм (конституционные, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией РФ (ст. 108) (например, законы о военном и чрезвычайном положениях, о Правительстве РФ) и обыкновенные, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляющие основную массу законодательных актов( законы о полиции, об обязательном медицинском страховании, об образовании, об обороне и др.);

- по объему регулирования – общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права (например, Гражданский кодекс РФ) и специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов, например, военнослужащих. К первым также можно отнести Закон о гражданстве Российской Федерации, а ко вторым Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»);



- по содержанию - экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;

- по степени систематизации - обычные и кодифицированные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Это Основы и кодексы по отраслям законодательства, например, Основы законодательства о нотариате РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и т.д.;

Итак, содержание закона образуют первичные правовые нормы, которые могут получать дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных нормативных правовых актах.

5. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие и виды.

Подзаконный нормативный правовой акт – акт компетентного органа, содержащий нормы права, издаваемый на основе закона, для конкретизации и развития его положений.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. В количественном выражении они составляют гораздо большую группу актов по сравнению с законами. Основным принципом, началом соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов является их соответствие и непротиворечие. При возникновении противоречия (коллизии) между положением закона и подзаконного акта предпочтением пользуются положения закона.

Основные признаки подзаконных актов:

- принимаются на основании и во исполнение законов, не противоречат их предписаниям;

- дополняют, конкретизируют нормы закона;

- характеризуются упрощенным порядком принятия и введения в действие (по сравнению со сложным порядком принятия законов);

- их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты, в системе государственного механизма (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.);

- отличаются возможностью, в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности (в силу упрощенного порядка их принятия и изменения);

- характеризуются неоднородностью, различными наименованиями (указ, постановление), различной юридической силой.

Классификация подзаконных нормативных правовых актов.В современной России в зависимости от субъектов, издавших акт, выделяют федеральные подзаконные акты, подзаконные акты субъектов федерации, подзаконные акты муниципальных органов, локальные подзаконные акты.

I. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровнясущественно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе.

В их числе выделяются следующие.

1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации (например, Постановление Государственной Думы от 16 апреля 2010 года №3519-5 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»). Напомним, что основные документы, принимаемые палатами Федерального Собрания – это законы.

2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы (общеобязательные правила поведения). например, Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»; согласно Конституции РФ Президент может также принимать указы и распоряжения, не являющиеся нормативными правовыми актами. К таковым относятся указы о назначении на должность или распоряжения о создании рабочих комиссий, выделении регионам средств и др.

3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2009 №842 «О совершенствовании порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Решения Правительства РФ по оперативным (текущим) вопросам издаются в форме распоряжений - актов ненормативного содержания.

4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти. Такие акты регулируют общественные отношения, находящиеся как правило, в пределах компетенции данного органа власти. Вместе с тем среди них есть и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства, федеральной службы, федерального агентства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Ненормативные приказы, судя по названию, не содержат юридических норм, распространяются на конкретных лиц. Например, приказ о назначении на должность.

II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства, например указ Президента Республики Башкортостан «О Республиканском Совете по вопросам благотворительной деятельности»), постановления республиканских правительств (например, постановление Республики Мордовия об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции (например, Приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики «О Порядке передачи легковых автомобилей инвалидам в собственность»и др).

Губернаторы, главы администраций областей, краев, округов, городов федерального значения, автономной области при осуществлении своих полномочий издают указы, постановления и распоряжения (например, указ Губернатора Нижегородской области «Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории Нижегородской области»). Правительства субъектов Российской Федерации (если таковые имеются) издают нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений (например, постановление Правительства Нижегородской области «О предоставлении регионального материнского (семейного) капитала»).

Региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций (например,приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области о лекарственном обеспечении льготных категорий) . Существенно следующее: в Уставах данных субъектов определяются и органы, принимающие подзаконные правовые акты, и название этих актов.

III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов. Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования (например,устав города Нижнего Новгорода). Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением. Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов местного самоуправления, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания.

Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты, называемые, как правило, решениями (например, решение Городской Думы города Нижнего Новгорода об особенностях правового положения муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода в переходный период).Глава администрации муниципального образования издает постановления (например, постановление Главы администрации города Нижнего Новгорода об условиях приватизации муниципального имущества), имеющие нормативный правовой характер. Распоряжения главы администрации не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам. Иные должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы, а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления.

IV. Локальные нормативные правовые акты – акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением и деятельностью предприятия или учреждения. Очевидно, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка (например, устав ННГАСУ). Их действие имеет правовое значение. Такие акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. Онипринимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами при рассмотрении юридических дел.

К локальным нормативным правовым актам также относятся:

- приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений. Посредством таких актов регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения (например, приказ об утверждении Положения о материальном стимулировании сотрудников);

- решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т.п.).

6. Система права: понятие, особенности, элементы.

Система права – объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, включающее элементы – нормы права, институты права, и отрасли права.

Характерные черты системы права:

1. Системность (греч. systema – составленное из частей, соединение) – свойство, относящееся к целостному объекту, состоящему из элементов, находящихся во взаимных отношениях, отличающихся взаимодополняемостью.

2. Первичным ее элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.

3. Объективность - система права складывается объективно, как отражение реально существующих общественных отношении. Она не может быть сконструирована произвольно по субъективному усмотрению людей, поскольку предопределена закономерностями общественной жизни, экономическими, социальными, политическими, историческими и другими факторами (с возникновением устойчивых групп общественных отношений, требующих правового регулирования, возникают соответствующие институты, подотрасли и отрасли права – банковское право, космическое право и др.).

4. Единство и согласованность входящих в нее элементов – норм права, институтов права и т.д., значимость и результативность которых зависят от взаимной поддержки и единой направленности.

5. Способность данной системы к дифференциации (делению) - следствие многообразия общественных отношений, регулируемых нормами права.

6. Динамичность, совершенствование - результат постоянного развития общественных отношений[35].

Структурное строение системы права. В юридической литературе выделяют следующие элементы системы права: правовые нормы, правовые институты, подотрасли и отрасли права.

Правовая норма – первичная клеточка («кирпичик»), первичный компонент системы права, регулирующий «элементарное» общественное отношение. Например, правовая норма, содержащаяся в ч.1 ст.703 ГК РФ:. «Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику». Данной норме, как и любой иной правовой норме, свойственно то, что она представляет собой отдельное общеобязательное правило поведения, определяемое компетентными государственными органами, направленное на регулирование того или иного аспекта общественных отношений.

Из норм права, исходных элементов системы права, складываются, образуются правовые институты – более сложные элементы, регулирующие значительно больший объем общественных отношений.

Институт праваэто совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную группу, вид общественных отношений в рамках определенной отрасли права. С некоторым опережением отметим: если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид. Имеется в виду то, что институт – значительно меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм.

В юридической литературе по объему выделяют следующие два вида правовых институтов.

Простой правовой институт объединяет схожие, близкие нормы права внутри одной, определенной отрасли права. Он регулирует не группу, а какое-либо одно специфическое общественное отношение, не включает в свое содержание никаких структурных элементов. Например, институт давности в гражданском праве, институт заключения и прекращения брака в семейном праве и др.

Сложный правовой институт, будучи относительно крупным образованием, имеет в своем составе более мелкие структурные образования, называемые субинститутами. К числу сложных институтов относятся институт собственности: государственная собственность, коллективная собственность, собственность граждан, муниципальная собственность. Сложным, к примеру, является институт купли-продажи (глава 30 Гражданского кодекса РФ), который подразделяется на такие субинституты, как розничная купля-продажа, поставка товаров и т.д.

Следовательно, субинститут права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, в рамках сложного правового института.

Подотрасль права. Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью права. Иными словами, подотрасль права - совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные («родственные») отношения одной и той же отрасли права. Или: подотрасль – часть отрасли, включающая несколько правовых институтов. Так, авторское, патентное, жилищное, наследственное, изобретательское, транспортное право – подотрасли гражданского права; налоговое право – подотрасль финансового права; право социального обеспечения – подотрасль трудового права; муниципальное – подотрасль административного права.

Отрасль права – обособленная совокупность правовых норм и институтов, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную, однородную группу общественных отношений определённым образом.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее относительно самостоятельную обширную отрасль, сферу общественных отношений. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними неимущественные отношения; семейное право – отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье; трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности.

Отрасли права свойственны следующие основные признаки.

1) У каждой отрасли права есть «свой предмет», т.е. комплекс однородных общественных отношений (например, в трудовом праве – этоотношение в связи с реализацией способностей к труда, в семейном праве – отношения в связи с состоянием брака и родства);

2) Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы. Так, уголовному праву соответствует уголовный закон (УК РФ); гражданскому праву – гражданское законодательство (ГК РФ) и др.;

3) Любой отрасли права свойствен особый метод регулирования (юридический режим). Имеются в виду преимущественно такие правовые средства как дозволения, обязывания, запреты. К дозволениям, например, тяготеет гражданское право, к обязываниям – административное, к запретам – уголовное. В административном и трудовом праве используется поощрительный метод (премирование и награждение), в административном и трудовой – рекомендательный, в конституционном – учредительно-закрепительный. Вместе с тем, все методы правового регулировании делятся на императивный и диспозитивный:

императивный – метод властных предписаний, субординации, оснований на запретах, обязанностях, наказаниях. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве;

диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях. Широко используется в таких отраслях права, как семейное, гражданское, наследственное, авторское право.

4) Способность взаимодействовать с другими отраслями права (особенно наглядно эта связь прослеживается во взаимодействии уголовного права с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом).

7. Соотношение международного и национального права в Российской Федерации

Международное право – система договорных юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения (международными организациями и др.). Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. В качестве вспомогательных источников международного права называются акты международных организаций (ОНН и других) и решения международных судебных органов (например, Европейского суда по правам человека).

Международное право занимает наднациональное положение, не принадлежит юридической системе конкретных государств. В современном мире международное право нацелено на регулирование международных отношений. Оно принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, субъектам, особенностям функционирования, методам обеспечения и т.д. По сути, внутригосударственное и международное право две различные системы права, действующие в своих соответствующих сферах.

Расширение в последние десятилетия международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, возрастающее значение роли международных отношений, усиливают значение международного права в современном мире. Соответственно, наметилась тенденция «внедрения» общепризнанных норм международного права во внутригосударственные правовые системы.

Соотношение международного и национального права России. Конституция Российской Федерации 1993 г. решает вопрос о соотношении норм международного и внутригосударственного права следующим образом: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст.15).

Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции,

В части 3 статьи 46 говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Часть 1 статьи 62 гласит: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В части первой статьи 63 сказано: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В Основном Законе страны особое место отведено положениям международного права, относящимся к правам человека. В ч. 1 ст. 17 утверждается: «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Основополагающие нормы Конституции РФ, касающиеся соответствия норм международного права и внутригосударственного права отражены в Гражданском, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах и др.

В гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 7) содержится отсылка к международным договорам: «международные договоры РФ применяются к гражданским отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта».

Формулировки, аналогичные тексту ст. 15 ч. 4 Конституции РФ, приводятся в ч. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 10 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 4. Земельного кодекса РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 6 Семейного кодекса РФ и в других правовых актах.







Сейчас читают про: