Лекция 13. Раздел 10.2. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации

Раздел 10.2. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации

Раздел 10.1. Информационные права и свободы

Тема 10. Информационное право

Современный период развития цивилизации на планете характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному. Повсеместное внедрение информационных и информационно - телекоммуникационных технологий (ИТТ) создало новые возможности для эффективного развития экономики и политики, государства, общества, гражданина.

Информационное общество можно определить как общество, в котором есть персональный компьютер, подключенный к трансграничным информационным сетям. С появлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрении средств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информация становится постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства и граждан. В современном обществе информация играет решающую роль, а информационные ресурсы становятся в один ряд с важнейшими ресурсами государства – природными, трудовыми, финансовыми и иными, составляющими его потенциал. Сегодня сформировалось мировое информационное пространство. В нем действуют крупные, объединяющие системы создания информации – это редакции газет и журналов, телесети, и сети распространения информации - кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые. В настоящее время функционируют глобальные международные информационно – телекоммуникационные сети, охватывающие территории большинства стран мира. Быстрыми темпами развивается глобальная Интернет - паутина. Современные информационно - телекоммуникиционные технологии стирают различия между традиционно разделяемыми секторами информационно индустрии: телефонией, телекоммуникациями, кабельными сетями, телесетями, спутниковым и эфирным вещанием и т.п. Объем информации, циркулирующей в Интернет, превышает все имеющиеся ресурсы в обычных средствах массовой информации.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, впервые провозглашены информационные права и свободы, в соответствии с которыми каждый имеет право на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.

Информационные ресурсы как массивы документов или данных формируются в результате научной, производственной, политической, экономической и иной деятельности государственных органов, организаций, предприятий, специалистов и граждан и по сути дела представляют национальное достояние.

Создание современного информационного общества требует решения задач формирования современной информационной сферы, обеспечивающей эффективное развитие СМИ, формирование информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов. Одним из основных механизмов формирования информационного общества является информатизация, которая представляет собой организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти.

Современное информационное общество может формироваться и эффективно развиваться только в условиях правового государства, основанного на безусловном применении закона. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Повышение роли информации в совершенствовании государства и общества, развитие СМИ и информационных ресурсов в едином информационном пространстве, основанном на широком применении современных информационных технологий, средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, привело как к трансформации сложившихся, традиционных для права социальных норм и отношений, так и к появлению новых отношений, отражающих особые условия и правила поведения субъектов в информационной сфере - информационных отношений. В связи с этим активно формируется и развивается новая комплексная отрасль права – информационное право.

Можно определить информационное право как систему охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования здесь – это информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Нормативную базу информационного права составляет информационное законодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере. Сегодня информационная сфера немыслима без применения автоматизированных информационных систем, банков данных и их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники и связи. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания.

Однако применение современных информационных технологий вызвало и негативные последствия – появление новых видов преступлений (компьютерных), основанных на возможностях несанкционированного и неправомерного доступа к информации. Это – компьютерные вирусы, логические бомбы, программы, допускающие неправомерное проникновение в информационные сети с целью «электронной кражи» денег, а также «электронный» информационный шпионаж и многое другое.

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
РАСПРОСТРАНЕ-НИЕ ИНФОРМАЦИИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ


Рис. 1. Жизненный цикл информации.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникации, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее безопасности в информационной сфере), обеспечивающей выявление угроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод граждан; государства и общества от воздействия недоброкачественной информации. Это обусловило возникновение еще одной обеспечивающей предметной области – создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. Информация создается практически в процессе любой интеллектуальной деятельности человека. Информация с учетом особенностей ее правового режима подразделяется на следующие виды:

ü документированная исходная информация в виде произведения сама по себе являет результат творчества, который подлежит защите правом. Отсюда возникают отношения по поводу права авторства.

ü обязательно представляемая документированная информация (учетная, статистическая, налоговая, регистрационная и другая) создается юридическими и физическими лицами в порядке отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством. При создании банков обязательно представляемой документированной информации возникают отношения между субъектами, ее представляющими, и субъектами, ее получающими. Это отношения, связанные с обязанностями по созданию обязательной документированной информации и по ее представлению соответствующим структурам; с ответственностью за недостоверность и неполноту информации, за представление недоброкачественной информации, за несвоевременность представления информации.

Документированная информация о гражданах создается самими гражданами в их повседневной деятельности (право на труд, отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение и т.д.). В соответствии с конституционной информационно-правовой нормой о защите личной тайны («О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ) персональные данные относятся к конфиденциальной информации, которая подлежит защите от несанкционированного доступа. На нее не распространяется право интеллектуальной собственности. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Юридические и физические лица, которые согласно своим полномочиям владеют информацией о гражданах, получают и используют ее, несут ответственность по законодательству Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

ü официальная документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями и т.д. Это законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера. При создании документированной информации такого рода возникают обязанности и ответственность соответствующих органов за ее подготовку, издание и распространение. У приобретателя конкретных экземпляров официальных документов возникает также право вещной собственности на них.

ü документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах, создается главным образом средствами массовой информации. Это открытая информация. Однако здесь возникают отношения по поводу обязанностей журналистов и редакций. Однако, если через СМИ распространяются произведения авторов, защищаемые авторским правом, Закон о СМИ обязывает соблюдать авторские права при использовании произведения.

Информационное законодательство – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Такие нормы называются информационно-правовыми.

Основной объем прав на информацию содержится в следующей норме Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…» (ч.4 ст.29).

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым.

Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной информации всеми законными способами.

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Особое внимание в Конституции Российской Федерации обращено на открытость экологической информации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст.42). Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от любых государственных и негосударственных структур, а также устанавливает обязанность этих структур по предоставлению такой информации каждому запросившему ее. Прямо предусматривается ответственность за сокрытие такой информации: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ч.3 ст.41).

Конституция Российской Федерации защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства» (ч.2 ст.29).

Рассмотрим ряд законодательств, знание которых необходимо современному человеку, существующему в информационной сфере в условиях информатизации. Одним из основных является законодательство о средствах массовой информации. Закон регламентирует организацию деятельности СМИ и устанавливает порядок распространения массовой информации. Определяются права и обязанности журналистов. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, АКТЫ КОТОРЫХ ЦЕЛИКОМ ПОСВЯЩЕНЫ РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
 
 


Рис. 2. Структура отраслей законодательства, акты которых целиком посвящены регулированию отношений в информационной сфере.

Другим законодательством является закон об авторском праве и смежных правах. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. К объектам авторского права относятся программы для ЭВМ и базы данных. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных – как сборникам. Авторское право распространяется на любые – как выпущенные, так и не выпущенные в свет – программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное. Правовая охрана распространяется также на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Для оповещения о своих правах правообладатель может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права. За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд. Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных (т.е. изготовленных или используемых с нарушением авторских прав) экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования и об их уничтожении либо о передаче в доход республиканского бюджета. На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных может быть наложен арест в порядке, установленном законом.

Законодательство о персональных данных гласит, что сведения о гражданах собираются и аккумулируются на самых разных уровнях: при рождении и получении паспорта, при оформлении документов на проживание по конкретному адресу, при поступлении в учебные заведения и на работу, при обращении в медицинские учреждения, при отдыхе в санаториях и домах отдыха, при проживании в гостиницах, при выполнении воинских обязанностей и во многих других случаях.

Закон о международном обмене информациейпризван регулировать отношения в области передачи информации за пределы Российской Федерации и получения ее извне в Россию. Объекты международного информационного обмена: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена. Субъектами международного информационного обмена в Российской Федерации могут быть: Российская Федерация, субъекты федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства. Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории Российской Федерации не допускается. Контролируют осуществление международного информационного обмена федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции. Споры, возникающие при международном информационном обмене, могут быть рассмотрены в суде, арбитражном суде и третейском суде в соответствии с их компетенцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: