Международной торговле присуща множественность цен.
Мировые цены охватывают совокупность цен, действующих на мировых рынках.
В качестве цены мирового рынка принимаются цены крупных систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в основных центрах международной торговли экспортерами и импортерами соответствующих товаров на условиях платежа в свободно конвертируемой валюте.
Мировые цены выполняют в международной экономике важные функции. Перечислим основные:
1 индикативная, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени (иначе говоря – конъюнктуру рынка);
2 коммуникативная, связывающая субъекты мирового рынка;
3 стимулирующая, способствующая изменению торговой политики государств и международных корпораций;
4 санирующая, «очищающая» мировой рынок экономически неэффективных производств.
Виды мировых цен разнообразны: это цены продавца (экспортера) и покупателя (импортера), справочные цены, биржевые цены, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов, цены статистики внешней торговли и др.
|
|
Мировые цены для сырьевых расчетов обычно формируются на крупнейших биржах, которые являются центрами мировой торговли. Это, к примеру, Лондонская биржа металлов, Лондонская нефтяная биржа, зерновая биржа в Канзас-сити и т.д.
Мировые рынки сложнотехнической продукции характеризуются неоднородностью и быстрой обновляемостью реализуемых товаров. В этом случае мировые цены устанавливают ведущие фирмы-экспортеры, такие, как «Форд», «Тойота», «Ниссан», «БМВ» и др.
На практике мировые цены обычно устанавливаются на уровне ниже цен внутреннего рынка, что объясняется рядом причин:
- поставки на мировой рынок осуществляют обычно наиболее конкурентоспособные компании, обладающие передовыми технологиями, имеющие высокий технический уровень и организацию производства, а значит и относительно низкие затраты;
- в мировой торговле имеет место более жесткая, чем на внутренних рынках, конкуренция, оказывающая понижательное воздействие на цены;
- большие объемы международной торговли обуславливают более широкое использование скидок с цен;
- страны используют различные формы стимулирования экспорта.
Отметим, что производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, переориентируются с внутреннего рынка на мировой. А на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Такая тенденция характерна для стран вне зависимости от уровня их развития.