Формирование мирового рынка технологий
Формирование мирового рынка услуг и его структура
В настоящее время, как уже отмечалось интенсивно развивается рынок услуг. Всемирный Банк делит услуги по критерию движения дохода на две большие группы: факторные и нефакторные.
Факторные услуги охватывают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала и рабочей силы). Нефакторные – остальные виды услуг. К ним относится: транспортные, путешествия и пр.
Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:
1) коммерческие услуги;
2) услуги почты и связи;
3) строительные услуги;
4) торговые услуги;
5) услуги в сфере образования;
6) услуги по охране окружающей среды;
7) услуги в области финансового посредничества;
8) услуги в области здравоохранения и социальной области;
9) услуги, связанные с туризмом;
10) услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;
|
|
11) услуги транспорта;
12) прочие, никуда не включенные услуги.
В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса: инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др.
Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по строительству предприятий и объектов.
Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.
Франчайзинг охватывает систему отношений по передаче или продаже лицензий на технологию и товарный знак.
В настоящее время в сфере услуг развитых стран производится более 60-70% ВВП, занятость в них достигает или превышает половину экономически активного населения.
В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.
Предпосылками становления и развития мирового рынка технологий послужило несколько условий. Первое – это введение патентных систем на рубеже ХУШ-Х1Х вв., которые укрепили права собственности на продукты интеллектуального труда, дав импульс расширению торговли средствами производства. В США такая патентная система была введена в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г. Второе – это неравномерность экономического развития различных стран и, как следствие, неодинаковый уровень развития в них науки и техники.
Сегментами мирового рынка технологий в настоящее время выступают:
- рынок патентов и лицензий;
- рынок науко- и технологически емкой продукции;
|
|
- рынок высокотехнологичного капитала;
- рынок научно-технических специалистов.
На рынке технологий конкретная технология обычно представлена в форме патента, лицензии, ноу-хау.
Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Он дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.
Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом (покупателем) изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за определенное вознаграждение.
Ноу-хау означает предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества.
В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.
Международная торговля лицензиями – это, пожалуй, главная форма научно-технического обмена между странами. Она весьма прибыльна. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1-10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений.
Передача технологий в мировой экономике подразумевает взаимодействие партнеров на длительной основе. Среди каналов передачи технологий выделяют:
- межгосударственный (по программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям;
- межфирменный (по контрактам с иностранными партнерами);
- внутрифирменный (между структурными подразделениями международной корпорации, расположенными в разных странах).
Технология может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе. В первом случае это передача технологии в овеществленном и неовеществленном виде, научно-производственная кооперация. Во втором – пользование бесплатными источниками информации (специальная литература, базы данных, Интернет, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка студентов и т.д.).