В. Соотношение веры и разума

Зрелая, или высокая, схоластика (XIII век).

Систематическое развитие западноевропейской философии началось с XI века.

Схоластика ( от греч. schole – школа), т.е. "школьная философия" господствовала в университетах Европы, соединяла христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита, систематизация и распространение религиозных догматов рациональным путём. Догма (от греч. doqma – мнение) – это положение, принимаемое на веру, не подлежащее критике, опровержению. Схоластика стремилась создать систему логических аргументов для подтверждения догматов веры.

В развитии схоластики выделяют 3 периода:

Ранний период делится на подпериоды:

А. Предсхоластика (V – VIII века);

Б. Ранняя схоластика (IX – XII века).

Поздняя схоластика (XIV – XV века).

Все философские произведения схоластики написаны на латыни, который в те времена был языком церкви и научного знания.

Важнейшие темы (проблемы) схоластики:

А. Рациональное доказательство бытия Бога:

Б. Креационизм (учение о творении мира Богом из ничего).

Г. Свобода воли и теодицея (оправдание Бога за существование в мире зла).

Д. Провиденциализм (истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к истории сил, как проявления воли Бога).

Е. Борьба с пантеизмом (философско-религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое).

Ж. Проблема универсалий (ставит вопрос о том, обладают ли понятия бытием, существуют ли они реально или они всего лишь названия вещей).

З. Теория двойственной истины (истины Откровения и истины разума не противоречат друг другу, являются равноправными формами познания Божественной сущности мира).

Смотри: Шаповалов В.Ф. Основы философии. М.: Фаир пресс, 1999, сс.127 – 173.*

Смотри: Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – М.: 2006, сс. 123 – 144, 203 - 246.*

Переходной фигурой от античной философии к схоластике был Боэций (480 – 524), которого называют "последним римлянином и первым схоластом". Именно он попытался решить поставленную неоплатоником Порфирием проблему универсалий. Боэций утверждал, что философские учения Платона и Аристотеля не противоречат друг другу, он первым перевёл на латынь основные сочинения по логике Аристотеля, написал комментарии к некоторым из них. До XIII века это были практически единственные известные в Европе работы Аристотеля. Аристотелевская силлогистика (система дедуктивного вывода) стала основой рационального мышления в схоластике. Логику стали использовать для обоснования положений Священного писания. Однако доверие к рациональному знанию послужило причиной сомнений некоторых схоластов относительно утверждений Библии. Другие же, напротив, усомнились в законах логики. Это предопределило идейный раскол в средневековой философии, который сменился бурными рационалистическими тенденциями философской мысли в эпоху Возрождения.

Формулой схоластики являлось изречение Епископа XI века Ансельма Кентерберийского: "Верую, чтобы понимать". То есть – сначала надо уверовать, а затем пытаться сочетать обретённую веру и доводы разума. Это новый постулат на фоне античной мысли, которая тяготела к положению: "Знаю, поэтому верю".

Средневековая философия в целом не стремилась к рациональной истине, а исходила из уже данной истины веры.

Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?

1) смирение и аскеза;

2) полное подчинение воле Божьей;

отказ от спасения собственной жизни, жизнь во имя веры:

"Кто хочет спасти жизнь свою, да потеряет её, но кто потеряет жизнь свою, тот спасётся" ( потерять материальную жизнь, земную во имя духовной жизни),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow