double arrow

Вера в Откровение Божье

Во времена ранней схоластики центрами интеллектуальной жизни были монастыри. В VIII- X веках при монастырях функционировали школы, в которых преподавали не только богословие, но и риторику, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, логику. С XI века на первый план вышли епископальные школы, некоторые их которых затем превратились в университеты. В них существовала своя система образования, которую можно квалифицировать как репродуктивное накопление знания ("зубрёжка"). Это было обусловлено представлением о пассивности человеческого разума, который не добывает знания, а лишь усваивает их. Знание же как таковое даётся свыше, посредством Божьего Откровения.

Главной темой схоластики был Бог. Но исследования привели богословов к спору об универсалиях, который разделил мыслителей на на 2 направления – номинализм и реализм.

Универсалия (от лат. universalis — общий) термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия (или идеи). Е сли кто-то из вас спросит: "Так ведь про общие и единичные понятия рассуждали еще Сократ, Платон, Аристотель, что тут нового?", мы скажем: "Молодец!" Действительно, проблема, поставленная еще Сократом, проблема общего и единичного, вновь мощно зазвучала в средневековой схоластике. Поэтому как бы сильно ни отличались античная и средневековая мысль, преемственность между ними, конечно, была. "А Бог-то здесь причём?" — не отстает думающий ученик. А вот причем: схоласты начали обсуждать догмат о Троице. Библия, кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, называет еще и просто Бога. Возникает вопрос: кто Он? Одни утверждали, что существуют три отдельных ипостаси (сущности) Бога: Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя для всех троих, как фамилия. Тех, кто так считал, назвали номиналистами (латинское nomin — имя, наименование). Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами. Но им нужно было ответить на вопрос: кто же тогда Отец, Сын и Святой Дух? Реалисты

считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми предстает один и тот же реально существующий Бог. Так соединение двух атомов водорода и одного кислорода может восприниматься нами в виде льда, воды или водяного пара, но суть-то будет одна, все проявления будут существовать лишь постольку, поскольку возникнет физическая связь между этими атомами.

В конечном итоге, этот конкретный богословский спор перерос в более общий и чисто философский: что же существует — общее или единичное? Как они соотносятся? Номинализм утверждал, что реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди) и видел в универсалиях лишь общее имя, существующее только в нашем сознании. Реализм же полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее. То есть, сначала в уме Бога появились общие понятия "стол", "дерево", "человек", а затем уж они появились как единичные предметы благодаря воплощению общих идей в предметах. Очень похоже на решение этой проблемы у Платона: в платонизме реально существуют идеи (общее), вещи же являются лишь копией идей и живут только как их "отражения". Кстати, вопрос о соотношении общего и единичного оказался не таким уж простым, "подводные камни" в его решении есть и сегодня, поэтому иногда термины "номиналист" и "реалист" встречаются даже по отношению к современным философам.

Философия Иоанна Скота Эриугены

Ранняя схоластика дала миру много выдающихся мыслителей: в Германии это были Рабан Мавр, Гуго Сен-Викторский; в Англии — Алкуин, Иоанн Скот Эриугена; во Франции — Иоанн Росцелин, Абеляр; в Италии — Ансельм Кентерберийский, Бонавентура. Одним из самых ярких и выдающихся умов Европы того времени был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—878). Он родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда в его имени взялось прозвище Скот — шотландец). Большую часть жизни Эриугена провел во Франции, куда был приглашен для перевода древнегреческих текстов на латынь, которая была в эпоху Средневековья языком международного общения. Уже пожилым человеком Эриугена приехал в Оксфорд, а в конце жизни стал аббатом одного из монастырей. Кончина его была трагической: он был убит и, возможно, самими монахами.

Эриугена прекрасно знал древнегреческий, читал древних авторов, и его собственная философия испытала влияние со сто-

роны античных мыслителей, особенно Платона и его последователей. Согласно Эриугене, вся природа может быть представлена как своеобразные ступени бытия:

Природа творящая, но не сотворенная — это Бог, которого
никто не сотворил, но Он был вечно и создал мир.

Природа сотворенная и творящая — это Иисус Христос,
Сын Божий, который хотя и сотворен Богом Отцом, но и сам
творит. К этой природе относятся формы или прототипы всех
реальных вещей (очень напоминает платоновские идеи).

Природа сотворенная, но не творящая — это мир вокруг
нас, сотворенный Богом.

Природа не творящая и не сотворенная — это опять Бог,
рассматриваемый теперь уже не как первоначало, из которого
происходит все существующее, а как цель (или конечная причи
на), к которой все стремится в своем развитии.

Получалось, что Богначало и конец развития мира, но он же и один из видов природы, а такие взгляды ближе к пантеизму, чем к официальной католической религии. И действительно, сочинения Эриугены были объявлены ересью и осуждены.

А где же в этой природной иерархии место человека? Человек, по мысли Эриугены, принадлежит сразу двум природам: телесно он часть природы сотворенной, но не творящей (3), а духовно — природы сотворенной и творящей (2). У Эриугены есть очень изящное пояснение этой мысли: "Человек познает как ангел, умозаключает как человек, чувствует как лишенное разума животное, живет как растение". То есть, в человеке есть все — и божественная искра, и животные стремления и желания.

В решении вопроса о соотношении общего и единичного Эриугена был, конечно, реалистом: вторая природа, содержащая в себе "прообразы" вещей, дает существование видимому миру, значит, общее определяет единичное, оно более реально, чем изменчивые, возникающие и уничтожающиеся единичные предметы.

Одной из заслуг Эриугены было распространение наследия греческих мыслителей в латинских переводах. Поскольку в Средние века языком науки была латынь, а греческим мало кто владел, античных авторов знали только по цитатам в работах латинских отцов церкви, прежде всего Августина Блаженного. Причем для ранней схоластики было характерно обращение к традиции платонизма, в том числе, благодаря работам Эриугены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: