З. Проблема соотношения знания и веры

Патристика.

Патристика (от лат. pater – отец) – учение, заложившее основы Священного предания. Два основных центра патристики – Византия и Западная Европа. Патристика много внимания уделяет этическим вопросам. Схоластика сконцентрировалась на онтологических и гносеологических проблемах.

В патристике выделяют свои подэтапы:

1. Апостольский период (конец I – сер. II вв.).

2. Эпоха апологетов (сер II – нач. IVвв.). Апологетика – отрасль христианского богословия, защищавшая христианское вероучение. Наиболее яркими фигурами апологетики являлись Тертуллиан и Ориген.

3. Зрелая патристика (IV – VI вв.). Здесь происходила разработка систем. Выделяют Западную (Иероним, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий) и Восточную (Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Палама) патристику.

Важнейшие темы (проблемы) патристики:

А. Монотеизм (учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, христианство, ислам).

Б. Теоцентризм (принцип, провозглашающий Бога центром мироздания).

В. Трансцендентность Бога ( надмирность, нематериальность Бога).

Г. Христос – посредник между Богом и человеком.

Д. Тринитарная проблема (соотношение 3 ипостасей Бога).

Е. Креационизм (учение о творении мира Богом из ничего)

Ж. Теодицея ( оправдание Бога за существование в мире зла).

И. Эсхатология (учение о конце мира и человека).

Смотри: Шаповалов В.Ф. Основы философии. М.: Фаир пресс, 1999, сс.127 – 173.*

Смотри: Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – М.: 2006, сс. 123 – 144, 203 - 246.*

Поначалу патристика сконцентрировалась на защите христианства, после Никейского собора (325 г.), где были приняты основные догматы христианства, основное внимание уделяется систематизации христианского учения, борьбе с ересями, обоснованию роли и значения церкви.

Христианство распространялось чрезвычайно быстро. Его популярности в немалой степени способствовал характер этой религии: приверженцем христианства мог стать и раб, и римский сенатор, и грек, и еврей. Но главным было, конечно, то, что христианство предложило людям новые, более высокие, нравственные ценности. Тем не менее, оно наталкивалось на ожесточенное сопротивление как со стороны традиционных религий, так и со стороны многих правителей. Христиане воспринимались власть имущими как опасная и вредная секта, с которой необходимо жестоко расправиться, пока у нее не стало слишком много сторонников. Кстати, когда Нерон поджег Рим, в поджоге обвинили именно христиан, и по городу прокатилась волна казней. Мученичество воспринималось первыми христианами как доказательство искренности их веры и подражание Иисусу Христу, тоже принявшему муки на кресте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: