Апологетика

Первоначально христианство распространялось среди бедняков, но затем и многие состоятельные и образованные люди приняли новую веру. Именно из их среды появляются первые апологеты (защитники) нового учения. В своих произведениях (апологиях), доказывающих истинность христианства и защищавших его от критики, они часто использовали философские приемы рассуждения, разработанные античными мыслителями. Первоначальный смысл слова "апология" — защитительная речь в суде; эти произведения ина самом деле являлись как бы судебными речами; их писали с целью добиться от римских императоров признания законного права христиан на существование в империи. В апологиях можно найти изложение некоторых аспектов христианской веры и попытки оправдать ее перед лицом греческой философии. Поэтому формирование христианской философии началось именно с апологетики.

Юстин-мученик: христианство как полная истина

Из дошедших до нас произведений апологетов наиболее ранними являются сочинения Флавия Юстина (II в.) — грека из палестинского города Сихем. До знакомства с христианством он изучал философию Аристотеля, Пифагора, Платона, но встретив однажды глубоко верующего в Христа старца, принял крещение и тоже стал христианином. Юстин стремился показать, что многие идеи христианства уже встречались у древних философов: христиане, как и стоики, верят, что этот мир погибнет, как и Платон, они уверены в бессмертии души, как многие древние мыслители, они утверждают, что целью жизни является спасение души и т. д. Казалось бы, странная защита — показать, что в христианстве нет ничего нового! Но Юстин делал из приведенных им фактов сходства совсем другой вывод: истина — одна, но раньше она была доступна мудрецам и религиозным пророкам лишь частично, поэтому во многих философских и религиозных системах можно увидеть отсвет этой божественной истины. Полная же истина раскрывается только христианством. То, что по крупицам было разбросано в древних текстах, религиях, сочинениях выдающихся философов, соединило христианское учение. Следовательно, заключал Юстин от имени христиан, "все, что было когда-либо сказано истинного, — наше". Его знаменитые слова заранее обосновывают обращение христианских мыслителей последующих веков к греческой философии. С его точки зрения, Гераклит и стоики не чужды христианской мысли; Сократ "частично" знал Христа, ведь он обнаружил определенные истины усилием разума, значит, Сократ принадлежит к числу Его учеников. Это справедливо по отношению ко всем языческим философам: они обладали семенами той полной истины, которую во всем ее совершенстве дало христианство.

В 165 г. Юстин был казнен, как верующий воХриста, поэтому в литературе его часто называют Юстином-мучеником.

Климент Александрийский: философия есть подготовка к вере

Климент родился в середине II в. в Афинах, но большую часть своей жизни провел в Александрии. Его взгляды сформи-зовались под влиянием стоицизма, затем он принял христианство и стал священником. Тем не менее, Климент Александрийский на всю жизнь сохранил интерес и уважение к философии и в своих сочинениях доказывал, что философия и религия не противоречат друг другу, наоборот, многие философские учения являются своеобразной "подготовительной школой" для того, чтобы человек пришел к вере. Надо сказать, что так оно и было, если вести речь о платонизме и стоицизме; те же школы, которые явно противоречили христианскому мировоззрению (эпикуреизм, например), критиковались Климентом. Таким образом, Климент видел в древнегреческой философии провозвестника христианского учения, его союзника, готовившего души людей к принятию веры: "...в просвещенности философией скрывается помощь нам, такой просвещенностью обусловливается тонкость чувства, ведущая к истинному... благочестию".

Тертуллиан: приоритет веры над разумом

Необычный способ защиты христианского вероучения избрал Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 — ок. 220) из Карфагена. В Риме он был судебным оратором, но, приняв хри-тианство, оставил это занятие и вернулся домой. Он рассуждал так: философия за несколько веков существования не дала бесспорной истины, философы спорят друг с другом, "они ищут, — стало быть, еще не нашли". Всё дело в "спорливом" и любопытствующем уме философов, они пытаются с помощью своего слабого разума постичь то, что находится за его пределами. Наш разум — человеческий, а познать с его помощью мы хотим Бога и созданный Им мир. Но это невозможно! И Тертуллиан не раз цитировал слова апостола Павла: "Мудрость мира сего есть безумие перед Богом". Он одним из первых провозгласил принцип первенства веры перед разумом. Надо верить, даже если что-то кажется нам невозможным, противоречивым, невероятным: человеческое разумение ограничено, оно не может быть значимым доводом в делах веры. Тертуллиану приписывают знаменитую фразу: "Верую, ибо абсурдно".

В пояснение приведем цитату из его сочинения: "Сын Божий был распят: я того не стыжусь, потому что это постыдно. Сын Божий умер: надлежит этому верить, потому что разум мой возмущается против этого. Он восстал из гроба, в котором был положен: дело верное, потому что кажется невозможным". Сама невозможность и невероятность для обыденного разума событий, описанных в Новом Завете, является доказательством того, что это не человеческие выдумки (тогда они были бы правдоподобнее и больше бы походили на привычные явления), а действие другой, высшей силы — Божьей воли, оценить которую с помощью логики нельзя.

Именно позиция Тертуллиана положила начало четкому разграничению веры и рационального знания и соответственно привела к отказу в возможности рационального обсуждения религиозных догматов. Это стало типичным для средневековой христианской философии.

Становление христианских церквей

Несмотря на гонения, христианских общин становилось все больше. Постепенно начала формироваться церковь — организация, объединяющая верующих и выполняющая роль посредника между ними и Богом. Сначала в христианской церкви не было резкой границы между духовенством и остальными верующими: священнослужители избирались из членов христианских общин, затем, как вы знаете, этот демократический порядок был упразднён. Общины отдельных городов и поселений стали объединяться в епископства, епископства объединялись в митрополии. А в IV в. из митрополий были созданы еще более крупные объединения — патриаршества. Приблизительно в это же время произошло важнейшее событие, свидетельствующее о завоевании христианской религией совершенно нового положения в обществе: указом императора Константина в 313 г. христианство было уравнено в правах с другими религиями. Из гонимой и непризнаваемой секты христианство постепенно превратилось в государственную религию Римской империи.

С именем императора Константина связано и еще одно переломное для истории христианства событие: в 325 г. в городе Никея он созвал I Вселенский собор. Церковным собором называют собрание епископов и других представителей христианских церквей для выработки общих положений в богослужении и вероучении. В зависимости от того, собираются ли на соборы священнослужители отдельной страны или всех христианских церквей, соборы бывают поместные и вселенские. Константин собрал первый такой собор, который принял символ христианской веры — то есть свод тех положений, вера в которые и делает человека христианином. Это было чрезвычайно важным событием в истории христианства: с одной стороны, появился четкий критерий, с помощью которого можно было понять, признание каких догматов обязательно для верующего христианина. С другой стороны, принятие символа веры стало первым шагом к ограничению свободы мышления в рамках христианской философии, потому что любое толкование учения, не совпадающее с одобренным собором, объявлялось ересью, то есть учением, отступающим от официальной церковной доктрины, — и преследовалось. Таким образом, процесс выработки догматической основы христианского вероучения (а значит, и христианской философии) шел параллельно с ограничением свободного научного и философского исследования.

В 330 г. столица империи была перенесена Константином на восток, в город Византии, получивший позднее название Константинополь (сейчас — Стамбул). Это привело к разделению империи в 395 г. на две части — Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Разделение Римской империи на две части — западную и восточную — привело и к разделению христианских церквей. Византия стала оплотом православия, Рим — центром католичества.

К VII в. стали явными различия между западной и восточной ветвями христианства в догматике, обрядах, организации, календаре. В результате нарастающих противоречий в 1054 г. папа римский Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий прокляли друг друга (предали анафеме). Эта дата считается датой официального разрыва между православными и католиками. Единая ранее христианская церковь раскололось на католическую и православную.

Патристикаучение отцов церкви

На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, начавшаяся приблизительно в V в. Если в античности считали, что истиной надо овладевать, то средневековый мир пребывал в уверенности, что истина уже открыта в Священном Писании. Выявление этой истины и выработка основ христианского богословия стали возможными благодаря деятельности мыслителей, которых называют отцами церкви. Они создали базу для последующего развития христианской философии, их труды были признаны основополагающими для богословия и получили название патристики (от лат. pater — отец), — то есть они стали своего рода "классиками" христианства.

Хотя сочинения некоторых апологетов (Климента Александрийского, Тертуллиана и других) тоже позднее стали относить к ранней, доникейской патристике (то есть до принятия символа веры Никейским собором в 325 г.), самым ярким представителем этого периода христианской философии является Аврелий Августин, которого еще часто называют Августином Блаженным. В своих многочисленных произведениях он выдвинул ряд идей, надолго определивших пути развития западного богословия и философии. Бог и собственная душа — вот две темы, которые интересовали его прежде всего.

Захват Рима варварами в 478 году считается началом эпохи Средневековья. На развалинах бывшей могучей империи идёт формирование новых национальных государств, процесс, завершившийся к IX – XI векам. Западноевропейская философия Средневековья носит название " схоластика ".

Формально история средневековой философии начинается с конца V века, но в "тёмные века" развития философии почти не происходило. Центрами культуры в это время были монастыри, в библиотеках которых хранились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и философские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: