Идеи Джордано Бруно

1. Солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной, как утверждала церковь.

2. Вселенная не имеет центра, она бесконечна, состоит из бесконечного множества галактик.

3. Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы.

4. Все небесные тела и всё, что имеется на них, обладает свойством движения.

5. Не существует Бога, отдельного от Вселенной. Вселенная и Бог – одно целое.

Ярким представителем социально-политического направления мысли в эпоху Возрождения был Николо Макиавелли (1469 – 1527). Он родился 3 мая 1469 года в Тоскане. Род его знатный, но обедневший, перешел от голубого дворянского креста к красной лилии (герб города Флоренции — "цветущий"). Мать Макиавелли также происходила из древнего и уважаемого рода. Она передала сыну поэтический дар, любовь к музыке. От отца Николо унаследовал страсть к чтению. В 7 лет он изучает латынь, позже изучает счёт, но в силу скудных материальных средств не может потупить в университет. Макиавелли - гений самообразования - изучает античную литературу, юриспруденцию, коммерцию. "Сначала жить, потом философствовать", - стало его девизом. Уже в молодые годы он стал приближённым к республиканским властям Флоренции. Его знания позволили подняться от скромного государственного служащего до видного политика. Сначала секретарская должность, затем - дипломатические дела, он трижды выезжал за границу. Живой, энергичный, с чувством юмора, тонкий психолог он изучает жизнь, государственное устройство других государств, анализирует, сравнивает полученные сведения, размышляет о судьбе Флоренции.

Осенью 1512 правительство Содерини свергают вернувшиеся к власти Медичи. Макиавелли лишается своего поста, ему запрещено занимать какие - либо государственные должности. В 1513 году его заключают в тюремный замок, подвергают пыткам. Затем его выдворяют из Флоренции. Но это его не сломило. Он много пишет ("Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции", "Государь"), его помнят, с ним советуются, хотя он по-прежнему остаётся в опале. Макиавелли сочетает в себе талант ученого и политика. Он не торгует своими взглядами и принципами, остаётся твёрд в убеждениях. Об этом свидетельствуют его судьба и карьера.

Основными сочинениями Макиавелли являются "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "История Флоренции". 21 июня 1527года Макиавелли умирает в окружении своих друзей и родственников от резких болей в желудке. Похоронен в соборе Санта Кроче. Сочинения Макиавелли были опубликованы после его смерти, в начале 30-х годов XVI века, а в 1559 году его книги были внесены в "Индикт запрещённых книг".

Каковы основные идеи философа?

1. По Макиавелли, зло также присуще человеческой природе, как и добро. Человек у него неисправимый эгоист, трус, лицемер и скряга. Люди скорее простят вам смерть своего отца, нежели потерю имущества. Человек свободен в своих поступках. Его судьба не фатум (рок, неизбежность), а фортуна, которая только наполовину распоряжается нашими поступками. Другая половина предоставляется самому человеку, который не должен быть пассивным прожигателем жизни.

2. Будучи сам человеком деятельным, Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке – это его воля. Воля - основа человеческой активности, человек - это действующее существо. Воля, направляемая интеллектом на большие цели, рассматривается Макиавелли как доблесть (вирту), которая присуща далеко не всем. Макиавелли призывает брать пример с таких личностей.

3. Как мы видим, Макиавелли считал, что все люди эгоистичны, но степень их эгоизма различна.

Большинству недоступны великие цели. Только в рамках сильного государства эти люди смогут существовать, не истребляя друг друга, ограничивая свой эгоизм. Основа государственности - сила, а потому во главе государства должен стоять доблестный человек. Он не должен требовать любви, но должен внушать трепет, страх, не вызывая ярости у подданных. Мудрый правитель не чужд добру, но при необходимости не должен чураться зла. Государь хитёр как лис, силён как лев. Его частный эгоизм вырос до масштабов всенародного интереса. Государь - воплощение государственного блага, он имеет право на зло при достижении великих целей, национальных интересов. Макиавелли не проповедует жестокость, но говорит, что жестокость вынужденная должна исправлять, а не разрушать.

4. Философ рассуждает о формах правления. Оптимально то государство – это такое государство, где смешаны 3 начала - монархическое, аристократическое, демократическое. Но всё же Макиавелли предпочитал монархию.

5. Христианство с его пассивностью мешает эффективным социальным преобразованиям. Церковники продажны, они должны уйти с общественной арены. Требуется обновление религии языческими культами, введение ритуальных жертвоприношений.

Поверхностное прочтение Макиавелли приводит к мысли, что перед нами аморалист, человек без Бога в душе. Но он реалист, наблюдавший особенности политической борьбы своего времени и описавший нам это время во всём его драматизме. В его сочинениях нет абстрактных идей о добре и Боге. В них зафиксированы представления философа о целесообразности и пользе: "Я предпочёл следовать правде не воображаемой, а действительной…Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели во благо, т.к. желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру".[11]

Ярчайшей фигурой северного Возрождения является Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Отдавая должное таланту и влиянию Эразма, современники называли его оракулом Европы. Он учёный-гуманист, богослов, писатель, представитель социально-политического направления философии Возрождения. С детства воспитывался опекунами, постригся в монахи, затем сожалел об этом всю жизнь. Много путешествовал, был в Англии, Франции. Тогдашние споры называл "пустыми словопрениями". Эразм проделывает огромную работу по изданию произведений греко-латинской классики и отцов христианской церкви. Он издаёт исправленный греческий текст "Нового Завета " вместе с переводом на латинский язык и комментариями. Этот труд положил начало филологической и исторической критике текста Священного Писания, является идейной подготовкой Реформации. Он критикует католическую церковь, формулирует концепцию гуманистического богословия ("философию Христа"), ориентированную не на внешнюю благость, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие. Самой знаменитой книгой Эразма становится "Похвала Глупости" (1511 год, русский перевод в 1960). Здесь он доказывает, что жизнь человека подчинена прихотям глупости, едко критикует церковь и призывает вернуться к идеалам раннего христианства. Интересна его "Философия Христа", основные направления которой таковы:

1. Критика и высмеивание средневековой схоластики.

2. Восхваление раннего христианства.

3. Призывы к моральному поведению.

4. Обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.

5. Попытки объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения человека.

6. Характеристика основных присущих человеку качеств: положительных качеств (свобода, миролюбие, воздержанность, простота, образованность, здравый смысл) и дурных качеств (фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, чрезмерная интеллектуальная усложнённость, за что он критиковал схоластов).

К каким выводам приходит Эразм?

ü Мир двойственен, всё в нём взаимосвязано, даже противоположности, которые суть разные стороны целого.

ü Необходимо избегать аффектов, экзальтации, фанатизма. Надо соблюдать трезвость ума и спокойствие.

ü Необходим возврат к истинной религии, идущей от сердца.

Главным политическим трудом Эразма является "Воспитание христианского князя", который можно назвать антитезой "Государя" Н. Макиавелли.

Основные положения "Воспитания христианского князя".

1. Цель государя – благо и выгода других.

2. Характер правления – бенефиций (противовес языческой тирании), где король – свободный человек, управляющий свободными людьми. Свобода заключается не в том, чтобы действовать по собственному произволу. Жизнь должна быть подчинена справедливым законам. Идея личного достоинства человека роднит Эразма с гуманистами.

3. Для правильного управления от государя требуется особая мудрость, сочетающая в себе высокий разум и нравственность: "Ты не можешь вести королевство, если тобой не владеет разум… Ты не можешь повелевать другими, если ты до этого сам не подчинялся благородному ". Или: " Кто держит власть…должен превосходить всех других добротой, мудростью и бдительностью ".[12]

4. Необходимо правильно направлять волю граждан государства. Надо, чтобы в государстве было как можно меньше праздных сборищ и элементов, которых надо заниматься делом или изгнать из страны. Праздными профессиями он считал торговцев-разносчиков, ростовщиков, маклеров, сводников, посредников и приживал.

5. Цель законодательства – защита слабых, обеспечение справедливости, сглаживание социальных противоречий, воспитание. Основным методом воспитания Эразм считал убеждение.

6. Надо с детства учить человека различать почётное и постыдное. Идеал общего блага, связанный с Христом должен воспитываться в человеке. Для тех же, кто обнаруживает рабскую и скотскую натуру, законодательство должно предусматривать тюрьму и телесные наказания, но прежде всего надозаботиться о тм, чтобы преступления не совершались.

7. Во внешней политике Эразм пацифист, допускающий возможность справедливых войн. Поэтому государь должен заботиться об обороноспособности страны. Подробнее он говорит об этой проблеме в своём произведении "Жалоба Мира" (1517 год).

Значимой фигурой в социально-политическом направлении философии Возрождения является друг Эразма Роттердамского Томас Мор (1478 – 1535). Аристократ, мыслитель, политик, близкий королю, Т. Мор в конце концов впал в немилость (король добивался объявления его главой церкви вместо папы, а Т. Мор противился своеволию монарха, отказавшись принять соглашательский акт сломленного королём парламента), был обвинён в государственной измене и обезглавлен.

Главным произведением Т. Мора была "Утопия" ("Нигдея"), в которой содержалась критика государственного строя современной Англии и мысль о добродетельном правителе. Главный герой Рафаил Гитлодей волею судеб оказался на некоем острове в южном полушарии, провёл там 7 лет, вернулся в Англию и рассказал об увиденном. Гитлодей – слово греческое, первая часть которого переводится как пустая болтовня, вторая как сведущий, опытный. Этой фамилией Мор хотел подчеркнуть, что речь идёт о лице несуществующем. В уста Гитлодея Мор вкладывает свои мысли, а сам выступает его противником. Такой ход продиктован страхом перед цензурой и осторожностью Т. Мора. Книга состоит из 2 частей. В первой части он критикует порядки Англии, а во второй описывает порядки на Утопии.

Основные идеи "Утопии".

1. Критика политических амбиций государей, которые больше воюют, чем занимаются мирными делами, обустраивая свои страны: "Государи с гораздо большим удовольствием заботятся о том, как бы законными и незаконными путями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще управлять приобретёнными". Советники вводят государей в заблуждение, льстя и подыгрывая монархам в их амбициях. Король должен заботиться о благе народа, а не о своей казне. Нищета правоцирует преступления.

2. Критика жестоких законов, направленных против народа. В те времена часто повторяющиеся неурожаи и голод принуждали людей к воровству. Наказания были жестокими, например, воров вешали иногда по 20 человек на одной виселице. Мор полагает, что необходимо править так, чтобы народ не нищенствовал. В то же время он критикует роскошь и безделие знати: "Подобно трутням, она живёт праздно, трудами других, именно арендаторов своих поместий, которых для увеличения доходов стрижёт до живого мяса… Стоит господину умереть или этим слугам заболеть, как их тотчас выбрасывают вон… И вот они усиленно голодают, если не начинают усиленно разбойничать". Другой причиной воровства, по мнению Мора, является огораживание, которое он яростно критикует: "Овцы пожрали людей".

3. Критика казни как способа наказания: "Бог отнял право лишать жизни не только другого, но и себя самого". Преступников надо отправлять на общественные работы, а не казнить.

4. Мысль об имущественном равенстве граждан общества. Имущественное неравенство приводит к социальным потрясениям, в то время как имущественное равенство приведёт к социальному миру: "Пока у каждого есть личная собственность, нет совершенно никакой надежды"[13].

5. Описание Утопии. На острове 54 города, они обширны и великолепны, совершенно одинаковы, расположены так близко друг к другу, что можно было добраться пешком.

6. Управляется Утопия выборными представителями, от каждого города по три самых старых и опытных человека, которые собираются в столице Утопии – Амауроте.

7. Все дома в городах одинаковы, люди живут в них попеременно, так, чтобы не привыкать к жилью. Нет частной собственности, которая, по мнению Т. Мора, культивирует отрицательные свойства натуры – зависть, злость, жадность. Дома люди меняют каждые 10 лет по жребию. Окна в домах застеклены (в то время стеклянные окна были редкостью и роскошью; издавались даже специальные распоряжения по охране оконных стёкол).

8. Труд – обязанность всех членов общества.

9. Сельскохозяйственные работы осуществляли земледельцы и горожане (сельскохозяйственная повинность). Горожане учатся сельским работам с детства.

10. Рабочий день утопийцев длится 6 часов: три часа до полудня, затем обед, отдых, ещё 3 часа. В свободное время утопийцы занимались науками, искусством. У утопийцев было принято проводить утренние публичные лекции. Трапеза совместная, начинается с какого-то краткого поучительного чтения. После него старшие заводят приятную и остроумную беседу, вызывая на разговор юношей, чтобы понять их интересы и предпочтения. Отдых – занятие спортом, музыкой, чтением.

11. У утопийцев нет денег, торговли; здесь существует прямой продуктообмен. Поощряется взаимопомощь, милосердие.

12. Драгоценные металлы не имеют значения. Более того, ими отмечают преступников (цепи, кольца, в ушах, золотые обручи для головы преступников). Ночные горшки также делают из золота. Жемчуг, драгоценные камни – игрушки для детей.

13. Одеяние людей одинакового покроя, удобное, просторное. Каждая семья сама шьёт себе необходимую одежду, количество которой лимитировано здравым смыслом – никаких излишеств.

14. Нет никаких питейных заведений, домов разврата.

15. Семьи патриархальны, во главе стоят старейшие рода. Воспитание детей в семье связано с трудом. Если ребёнок проявляет интерес и способности к ремеслу, которое не является делом его отца, то его отдают в другую семью, где он проходит соответствующее обучение. Так он может овладевать и второй специальностью, а работать будет, выбирая наиболее понравившуюся.

16. На острове все религиозно терпимы, нет фанатизма, присутствуют различные культы.

17. Утопийцы не ведут войн, считая их излишними, но небольшая армия у них всё же есть на случай агрессии со стороны.

Идеи Т. Мора послужили основой развития социалистических идей в последующие времена.

Представителем реформационного направления в философии Возрождения является Мартин Лютер (1483 – 1546) – немецкий мыслитель, теолог, основатель протестантизма. Лютер – выходец из бедной семьи, учился в Эрфрутском Университете, получил степень магистра свободных искусств. Духовные поиски привели его в августинианский монастырь. Был монахом, затем рукоположён в духовный сан, а в 1512 году получил степень доктора богословия и стал профессором библиотеки Виттенбергского университета. Он внимательно изучает учение Христа, сопоставляет его с действительностью церковной жизни и приходит к выводу, что католическая церковь отошла от учения Иисуса. Лютер критикует роскошь папского двора. Сам же Лютер образцовый монах, но со временем он убеждается в том, что попал не в дом Господень, а в стан Антихриста. Оставаться в монастыре значит погубить собственную душу. Как же спасти душу и самого себя? Впоследствии Эразм говорил о Лютере: "Лютер совершил два греха: он тронул корону папы и животы монахов".

31 октября1517 года Лютер обнародовал "95 тезисов", в которых обличал продажу индульгенций как безбожную торговлю "небесными сокровищами". Человек не должен бояться Бога. В Библии нет ничего об аде, это придумано церковниками как средство манипулирования массами. Рим обвиняет его в ереси, но Лютер упорствует. В 1520 году он сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Он сам предаёт проклятью папу.

Основные идеи Лютера.

1. Спасение даруется по воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную миссию Христа. Эта вера не рассудочна, основывается на смирении, любви и доверии человека к Богу, его осознании своей греховности и беспомощности. Такова концепция sola fide (спасение только личной верой).

2. В учении Лютера о "христианской свободе" человек обладает двойственной природой – физической и духовной. Праведность и свобода души не зависят от земных условий, но только от воли Бога. Воля человека без Божьей благодати несвободна от зла. Сама по себе она не в состоянии обратиться к добру. Христианин имеет всё, что ему нужно во Христе и не нуждается в благих делах для оправдания себя перед Богом. Она также не нуждается в человеческих установлениях, законах. Поэтому светская власть, диктующая законы души, занимается пагубным делом, портит души. Потому человек не должен уступать власти, иначе он предаёт Бога. Это учение наполнено гуманистическим пафосом, будило в человеке чувство собственного достоинства и внутренней независимости от властей. Она признаёт равенство христиан в возможности прямой связи с Богом, без посредничества церкви.

3. Но жизнь тела подчиняется установлениям власти, т.к. изначально светское правление было установлено Богом. Христианин - слуга всем, должен подчиняться законам государства. Таким образом, он различал законы души и плоти. Исходя из этого, Лютер критиковал требование кальвинистов сделать Евангелие средством регуляции мирской жизни, а также положение Т. Мюнцера о насильственном установлении социального равенства. Постепенно Лютер приходит к идее жестокой расправы над мятежниками. Поздний Лютер мало похож на христолюбивого раннего Лютера. Д. Мережковский писал: "Началось безумие среди жертв и палачей. Слуги показывали на господ, жёны - на мужей, дети - на родителей". Одну женщину сожгли на костре за то, что её корова давала больше молока, чем коровы её соседок. Пытки стали изощрённей: человека гоняли много дней по тюремным переходам, чтобы ноги покрывались язвами. Несчастные впадали в умоисступление.

4. Лютер отрицал сакральность священнодействия, считая сакральной, священной всю повседневную деятельность человека в Боге. Отсюда понятие призвания, земного долга человека перед Спасителем. Протестантская этика освящала повседневный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Богу.

5. Лютер размышляет о разуме и науке. Разум необходим как руководство в повседневных делах, как средство изучения природы. Но высшего, Божественного разум не в состоянии постичь. Разум служит вере. Только в вере, по Божьей милости открываются тайны Божественного замысла. Наука не может быть средством богопознания, но она есть средство изучения физического мира. Небеса теологии не являются небесами астрономии. Философия, по мнению Лютера, имеет дело с видимым миром и способна давать полезные знания о нём. Но философия не должна претендовать на объяснение богословских проблем. Так Аристотеля он называет "зловонным философом", особо критикует схоластику и Фому Аквинского.

6. Лютер перевёл на немецкий язык Библию, составил хоралы и религиозные песни, где использовал мотивы народных песен. Он реформировал систему образования, изгоняя схоластику, обогащая учеников полезными знаниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: