Сонет 218

Сонет 169.

Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.

В целом философия Ренессанса является синтезом, античной, христианской и восточной культур.

Рождение гуманизма связывают с именем Франческо Петрарки (1304 – 1374). Он выходец небогатой флорентийской семьи, изгнанной из родного города и проживающей в местечке Ареццо. Множество раз семья переезжала с места на место, и путешествие стало знаком его судьбы. В Италии, во Франции, в Германии Петрарка находил глубокое уважение как поэт и мыслитель. В Риме он был увенчан лавровым венком как величайший поэт Италии. Сочинения Петрарки (поэма "Африка", "Книга песен") получили широкую известность не только в Италии, но и за её пределами. "Книга песен" Петрарки, посвящённая его возлюбленной Лауре стала эталоном лирики на многие столетия, обессмертив автора. Аромат искренности, утончённость, красота его стиля создают волшебный строй гармонии.

Задумчивый, надеждами томимый,
Брожу один, стараясь стороной
Всех обходить – за исключеньем той,

Кого в душе зову своей – любимой,
Тогда как от неё, неумолимой,
Бежать бы мне, бежать, пока живой:
Она, быть может, друг себе самой,
А нам с Амуром враг непримиримый.

И вот она идёт, и, если я
Не ошибаюсь, светом состраданья
На этот раз наполнен гордый взгляд.

И тает робость вечная моя,
И я почти решаюсь на признанья,
Но вновь уста предательски молчат.

Меж стройных жён, сияющих красою,
Она царит – одна во всей вселенной,
И пред её улыбкой несравненной
Бледнеют все как звёзды пред зарёю.

Амур как будто шепчет надо мною:
Она живёт – и жизнь зовут бесценной;
Она исчезнет – счастье жизни бренной
И мощь мою навек возьмёт с собой.

Как без луны и солнца свод небесный,
Без ветра воздух, почва без растений,
Как человек безумный. Бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,
Так будет всё недвижно в мраке ночи
Когда она навек закроет очи.

Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?

Художественный талант Петрарки не единственное его достоинство. Он является одним из ярких мыслителей Возрождения.

Внутренняя жизнь поэта драматична. В молодости он получил духовное образование. Он полагал, что светская образованность, знание античной культуры не могут противоречить принципам веры, т.к. они служат нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, он пытается найти иные пути к постижению смысла человеческого бытия. Он убеждён, что путь к небесному вовсе не требует отказа человека от красоты природного, мирского бытия. Но этот путь предполагает освобождение человека от зависимости от своих привязок и страстей:

"Есть ли большее богатство, как не нуждаться ни в чём?..Перестань надеяться наневозможное и,довольствуясь человеческой долей, учись и жить в изобилии, и нуждаться, и начальствовать, и подчиняться…не мечтай, пока ты жив, свергнуть иго судьбы…Тогда-то ты наконец будешь истинно могучим, совершенно счастливым владыкой судьбы," [9]

Разрешение проблем человеческого существования Петрарка ищет не только в теологии, но и в светском знании, источником которого являлась античная культура. Именно он первым сформулировал идеи гуманизма, призвал к возрождению античного духа, к чуткому и внимательному изучению античного наследия. Конфликт между стремлением к радости земного бытия и глубоким религиозным чувством создавал то творческое напряжение, без которого, возможно, не было бы его шедевров образа и мысли.

Стремление к концентрации внутреннего мира приводит к формуле: не распылять свои силы в бесконечных умствованиях, а сосредоточиться на познании собственной души. "Исследуй своё сердце", – призывает Петрарка в "Книге бесед о презрении к миру".

В этом мы слышим отголоски призывов Сократа, Платона, Августина.

Следующей характерной идеей Петрарки было положение о том, что Бога невозможно постичь чисто логическим путём. Такой путь, по мысли Петрарки, ведёт к безбожию. Он обращает взоры к философии античности и находит, что ближе всего к постижению истины был Платон, ибо именно он подвёл человеческую мысль к поиску истинного через погружение в глубины человеческого духа, тезис, который так трепетно принял и развил в средневековую эпоху Августин Аврелий.

Итак, Петрарка – яркое светило Ренессанса. Как объяснить это явление, эту звенящую чистоту и красоту его дарования? Думается, что его секрет состоял в бесстрашии, в стремлении к небесному, не знающему отступлений перед трагизмом судьбы; в его вере и верности, доходящей до самоотречения, забвения собственного "Я". Кто не боится "угрозы гибелью" – тому дан "залог Бессмертия". А кто "душу свою сохраняет, тот погубит её". Сила Петрарки в том, что он раз и навсегда обозначил свои "да" и "нет", не боясь гибели. Удел таких натур – бессмертие и слава в веках.

В XV веке происходит новое открытие античной философии. Это было время попыток объединения западной и восточной ветвей христианства. (Флорентийский собор 1439 года). Во Флоренции тогда появилось множество представителей восточной церкви, которые говорили языком Платона, Аристотеля, других представителей античной философии. Как отмечает Паскуале Виллари, один из новоприбывших 80-летний старец Джиоржио Джемисто обладал огромным авторитетом за свои познания. Он особо почитал Платона. Но в то же время существовала партия сторонников Аристотеля. Между этими партиями разгорались подчас самые драматические баталии. Джемисто стал искать способы утверждения позиций платоников. Он сблизился с Козимо Медичи, главой флорентийской республики, загоревшимся идеей воссоздания платоновской академии, что и было осуществлено в 1462 году. Козимо Медичи Старший остановил внимание на своём секретаре Марсилио Фичино (1433 – 1499), сыне домашнего врача, и подарил ему виллу, на которой стали собираться учёные, литераторы, переводчики. Фичино вобрал в себя разнообразные знания, он заслуженно считался знатоком древности, но его преклонение перед Платоном было столь велико, что поговаривали, будто бы он возжигает лампаду перед изображением философа. П. Виллари всё же пишет, что энциклопедические знания не уберегли Фичино от идолопоклонства перед авторитетом Платона: "Ему необходимо было найти подходящее место в каком-либо стихе Платона или другого древнего автора, безразлично скептика или материалиста". [10] Таким образом, Фичино не был свободен от схоластического искушения полагаться на авторитеты.

Католический священник, увлекающийся античной философией и магией, он полагал, что разработка гуманистических идеалов возможна в синтезе древнего мистического и магического знания с христианством. Сам Фичино являлся замечательным переводчиком, знатоком греческого языка. В 60 – 90 годы XV века он перевёл на латинский язык произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, "Гимны Орфея", "Комментарии к Зороастру", почти все диалоги Платона, Плотина, "Ареопагитики". Фичино – автор философских трактатов "Комментарии на "Пир" Платона", "О любви", "О христианской религии" и др. Фичино – заметная фигура такого неоплатонизма эпохи Возрождения.

Идеи Фичино:

1. Философия и религия едины, т.к. их общим первоисточником является Божественное откровение, содержащееся в древних мистических учениях. Философия образовывает, очищает, готовит душу для восприятия Бога. Она есть первая ступенька постижения Бога. Античная философия и христианское вероучение проистекают из Божественного Логоса.

2. В соответствии с этим возникает концепция всеобщей религии. Бог дал миру единую религиозную истину, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому делят на отдельные верования. Но истина, данная Богом, едина.

3. Следуя за неоплатониками, Фичино утверждает, что мир состоит из 5 уровней: Бог, ангел, душа, качество, материя, причём душа является связующим звеном между высшими и низшими ступенями бытия. Душа проистекает от Бога, она триедина – душа мира, душа небесных сфер, душа живых тварей. Душа всё проницает, поэтому Фичино называет её центром природы, посредницей всех вещей.

4. Особое внимание философ уделяет душе отдельного человека. Душа – госпожа тела, управляющая им. Поскольку она божественно, её следует изучать.

5. Рассуждая в платоновском духе, Фичино пишет, движущей силой совершенствования человека является любовь. Под любовью он понимал воссоединение в Боге плотского человека с Идеей человека. Так обретается новое состояние – истинный человек. Если же далее все люди воссоединятся в любви, то они найдут путь к Идее, к совершенству человечества в Боге. Любя Бога, люди становятся любимы Богом. Надо любить Бога во всех вещах и тогда люди поднимутся до любви всех вещей в Боге.

6. Фичино обращается к магии, считая её путём познания мира. Признавая наличие души во всех вещах, он производил магические обряды над камнями, травами, ракушками, стремился познать их, открыть их душу. Он, следуя за Пифагором, понимал магическое значение музыки, пытался слушать "музыку сфер", уловить тайны души мира. Это, по его мнению, помогает слиянию индивидуальной человеческой души с душой Божественной.

В целом в деятельности Фичино проявляется сплав философии, религии, магии, литературы.

Основным представителем натурфилософии Возрождения является Николай Кузанский (1401 – 1464) – теолог, кардинал при папе Пие II, математик, астроном, географ. Он принадлежал ордену августинцев. В его воззрениях мы находим пантеистические и диалектические мотивы.

Каковы его основные идеи?

1. Идея единства Бога, совпадения противоположностей в Нём. Бог есть единое и единственное начало сущего. "Бог – всё и всё в нём". Он есть "всё во всём и в то же время ничто из всего". Он Абсолютный Максимум, т.е. полное единство противоположностей. Вот как характеризует Максимум Н. Кузанский: "Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единному. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое и есть бытие ". Максимум не имеет степеней, количественных и качественных характеристик, поскольку он есть абсолютное единство, превосходящее всё, что существует.

2. Вторая идея – это идея о бесконечности мира, идея развёртывания Единого в бесконечное многообразие конечных форм и вещей. Бог есть всё в свёрнутом виде. Мир есть развёртывание своей собственной сущности в свёрнутом виде пребывающей в Боге. Бог не может мыслиться как нечто определённое. Материя и ум – это уже нечто развёрнутое и противоположное друг другу, но в Боге противоположности совпадают. Бог – центр мира (теоцентризм). Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра. Земля не является центром Вселенной. Позднее эта идея была подхвачена Н. Коперником, опубликовавшим свой труд в 1543 году. Их идеи разрушили геоцентрическую картину мира Платона, Аристотеля, Птолемея.

3. Третья идея о природе человека. Макрокосм (Вселенная) заключена в Микрокосме (человеке), как капля воды включает в себя океан. Минимум совпадает с максимумом. Здесь очевидно влияние восточного пантеизма.

4. Четвёртая идея – это идея мощи человеческого познания. Человек через творческую деятельность как бы уподобляется Богу. По Н. Кузанскому, коль скоро мироздание бесконечно, познание представляет собой бесконечный процесс, в котором противоположности совпадают. Такое положение приводило к весьма необычным выводам. Например, Д. Бруно приходит к убеждению, что противоречивые суждения могут быть истинными. Н. Кузанский высказывался в том духе, что истина преодолевает обе противоположности, одновременно разделяя и связывая их. Ещё один важный тезис Н. Кузанского: познание истины следует начинать с бесконечного как максимального, чтобы затем достигать знание конечного (античное понимание, напротив, ведёт познание от частного к общему). Знание, которое достигается в ходе постижения конечного – не есть подлинное знание, т.к. всё конечное преходяще. Такое знание Н. Кузанский называл "учёным незнанием". "Учёное знание" не приведёт к истинному знанию. Благодаря этим открытиям Н. Кузанского постепенно складывается новый стиль мышления, который является предпосылкой для новых концепций в последующие эпохи.

Итак, Н. Кузанский, будучи идеалистом, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира и подготовил почву для натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.

Натурфилософия Возрождения представлена также Дж. Бруно (1548 – 1600) – философ, учёный, монах доминиканского монастыря, сбросивший рясу после обвинения его в ереси. Бруно часто повторял: "Самый большой враг человека – человек". Критик догматизма и схоластики, осуждающий инквизицию, он скоро навлёк на себя немилость католической церкви, был вынужден скитаться, но никогда не прекращал работать. Его перу принадлежат множество трудов, которые быстро завоевали авторитет мыслителей Европы того времени. Бруно много путешествовал, был в Женеве, но за критику кальвинизма был брошен в тюрьму, затем покинул Швейцарию, уехал во Францию, где находился под покровительством ГенрихаIII. Здесь публикуются его труды "Подсвечник", "Искусство памяти". Бруно посетил Англию, Германию, но Италия влечёт его, и осенью 1591 года по горным дорогам он добирается до Падуи, где ему предложил кров Джованни Мочениго, отпрыск знатного рода. Мочениго хотел, чтобы Бруно обучил его премудростям алхимии, надеясь узнать секрет создания золота. Но Бруно резко возразил ему. Низкие натуры не прощают подобных отказов. В отместку Мочениго выдал Джордано инквизиции.

26 мая 1592 года состоялся суд над Бруно. Восемь лет провёл философ в застенках. Всё это время инквизиторы подвергали его бесчеловечным пыткам, издевательствам. Последние годы он провёл в сыром каменном мешке, в который бил ночной прибой. Он почти ослеп и не мог передвигаться, но дух его не был сломлен. При вынесении приговора Бруно произнёс такие слова: "Вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его". Перед казнью над ним был совершён обряд проклятия, отлучения. 17 февраля 1600 года в два часа ночи зазвонил колокол на башне церкви "Братства усекновения головы Иоанна Крестителя". Это означало – сожжение. Монахи братства напутствовали казнимых, получали за это вознаграждение, составляли отчёты о последних признаниях казнимых. Братья шли попарно, вереницей в высоких капюшонах. При свете факелов процессия производила жуткое зрелище. В это время с левого берега Тибра вели Бруно к Площади Цветов – месту казни. Казнь состоялась под утро. Было разложено два костра (вместе с Джордано казнили ещё одного священника, признанного еретиком). С Бруно сорвали лохмотья, накинули на истерзанное тело санбенито – кусок пропитанной серой грубой ткани, разрисованной языками пламени. Чтобы продлить мучения сначала развели небольшой костёр. Тело обвязали цепью и мокрой верёвкой. Под действием огня верёвка врезалась в тело, цепь жгла до мяса. У ног Бруно развели ещё один костёр, где сожгли его книги. Во время казни Бруно отвернулся от распятия, поднесённого ему монахом. Так окончил свою жизнь один из величайших умов Европы эпохи Возрождения.

Когда-то в книге "О безмерном и неисчислимых" Бруно рассказывал о том, что чувствовал Везувий своим братом. Время сожжения Бруно совпало с сильным извержением Везувия. Бруно, как и многим мистикам, было дано знание о своей смерти. Возможно, именно знанием своей судьбы можно объяснить его строки:

"Так чист костёр, зажженный красотой,

Я цел в огне и плотью и душой,

Узлы силков готов я превознесть.

Не страшен страх, в мученьях сладость есть,

Аркан мне мил, и радуюсь я зною.

Так дорог мне костёр, что жжёт меня.

Так хороши силков моих плетенья,

Что эта мысль сильней, чем все стремленья.

Для сердца нет прелестнее огня,

Изящных уз желанье рвать не смеет,

Так прочь же тень! И пусть мой пепел тлеет!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow