Ценности являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворённость трудом и профессиональный престиж. Ценности приобщают персонал к основным целям организации, задачам, средствам, символам и знакам престижа.
Формирование любой организации начинается с определения базовых, исходных ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными интересами и потребностями сотрудников. Опыт большинства организаций показывает, что в них доминируют следующие ценности:
1. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов.
2. Стремление стать лучшими в своём деле.
3. Превосходное качество.
4. Победы над трудностями.
5. Добропорядочность по отношению к клиентам, к фирме, к коллегам и сотрудникам.
6. Добросовестное отношение к своей работе.
7. Способность и стремление к изменениям и постоянному развитию.
8. Забота о финансовом успехе фирмы (высокие доходы, низкие расходы).
9. Признание и поощрение успеха и вклада в успех каждого работника, подразделения.
|
|
10. Отношение к работникам как к личностям, а не как к винтикам в сложной машине.
11. Командная работа, развитие и укрепление партнёрских и дружеских отношений.
К ценностям американских компаний относятся: адаптивность, вежливость, внимание, инициатива, корректность, логика, напористость, осторожность, открытость, порядочность, исполнительность, прилежание, самостоятельность, собранность, совершенствование, сотрудничество, социальное равенство, творческий подход, честность, широта взглядов, экономия, юмор.
Среди ведущих индивидуальных ценностей сотрудников организации также выделяют: уважение коллег, удовлетворённость трудом, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность, профессиональная гордость и профессиональная честь. Существуют и свои специфические ценности в отдельных профессиях. Например, в медицине – сострадание, сохранение врачебной тайны; в юриспруденции – неподкупность и верность законам; в военной организации – патриотизм, долг, честь, верность слову; в журналистике – стремление к истине и её публичному раскрытию. Ранги ценностей сотрудников современной компании видны из таблицы 11.
Таблица 11 – Ранги корпоративных ценностей компании [37]
Ценность | Место в рейтинге |
Интересная и разнообразная деятельность | |
Возможность применения личных способностей | |
Стратегическая деятельность | |
Возможность работать творчески | |
Самостоятельность в работе | |
Возможность самовыражения | |
Социальные контакты, работа с людьми | |
Желание больше руководить | |
Удовлетворение от руководящей деятельности | |
Большее влияние на деятельность коллег | |
Продвижение по службе | |
Больший доход | |
Возможность общения | |
Возможность риска | |
Статус в организации | |
Статус в семье |
Различные культуры отдают приоритет разным ценностям. Это можно видеть из фрагмента, приведённого в таблице 12, составленной И. В. Андреевой [116, с. 48] по данным Кагана М. С.
|
|
Таблица 12 – Структура ценностей, имеющих первостепенное значение в разных культурах
Западные культуры | Восточные культуры (включая Россию) | Мусульманские культуры |
Индивидуальность | Материнство (женственность) | Уровень в структуре власти |
Уровень в структуре власти | Уровень в структуре власти | Мужественность |
Мужественность | Мужественность | Коллективная ответственность |
Деньги (богатство) | Мощь государства | Уважение к старшим |
Пунктуальность | Мир | Патриотизм |
Первенство | Скромность | Религия |
Спасение, помощь | Карма | Авторитаризм |
Активность, настойчивость | Коллективная ответственность | |
Уважение к молодежи | Уважение к старшим | |
Цвет кожи (национальность) | Гостеприимство | |
Равенство женщин | Сохранение среды | |
Человеческое достоинство | Цвет кожи (национальность) | |
Эффективность, качество | Святость пахотной земли | |
Религия | Патриотизм | |
Образование | Авторитаризм | |
Непосредственность |
ЛЕКЦИЯ 3 по ТМ (блок 3 ОП)
2.1.3.Трудовое поведение, показатели отношения к труду (степень ответственности, добросовестность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, удовлетворённость). Главный критерий организационной деятельности и значимости личности: баланс «сколько привнёс – сколько взял».
2.1.4.Формулы экономического поведения: 1) максимум доходов ценой максимума усилий; 2) минимум дохода при минимуме усилий; 3) максимум дохода при минимуме усилий и т. д. Формула экономического поведения менеджера по отношению к работникам.
2.1.5.Восемь форм трудового поведения (типология МГУ): функциональное, целевое экономическое, организационно-регламентированное, целевое, стратификационное, инновационное, адаптационно-приспособительное, церемонально-субординационное, характерологическое (для самостоятельного изучения).
2.1.6.Типы работников (сверхнормативный, нормативный, субнормативный, ненормативный), их численность и формы трудового поведения. Рестрикционизм и стрикционизм (для самостоятельного изучения).