Организационные ценности

Ценности являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворённость трудом и профессиональный престиж. Ценности приобщают персонал к основным целям организации, задачам, средствам, символам и знакам престижа.

Формирование любой организации начинается с определения базовых, исходных ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными интересами и потребностями сотрудников. Опыт большинства организаций показывает, что в них доминируют следующие ценности:

1. Максимальное удовлетворение потребностей клиентов.

2. Стремление стать лучшими в своём деле.

3. Превосходное качество.

4. Победы над трудностями.

5. Добропорядочность по отношению к клиентам, к фирме, к коллегам и сотрудникам.

6. Добросовестное отношение к своей работе.

7. Способность и стремление к изменениям и постоянному развитию.

8. Забота о финансовом успехе фирмы (высокие доходы, низкие расходы).

9. Признание и поощрение успеха и вклада в успех каждого работника, подразделения.

10. Отношение к работникам как к личностям, а не как к винтикам в сложной машине.

11. Командная работа, развитие и укрепление партнёрских и дружеских отношений.

К ценностям американских компаний относятся: адаптивность, вежливость, внимание, инициатива, корректность, логика, напористость, осторожность, открытость, порядочность, исполнительность, прилежание, самостоятельность, собранность, совершенствование, сотрудничество, социальное равенство, творческий подход, честность, широта взглядов, экономия, юмор.

Среди ведущих индивидуальных ценностей сотрудников организации также выделяют: уважение коллег, удовлетворённость трудом, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность, профессиональная гордость и профессиональная честь. Существуют и свои специфические ценности в отдельных профессиях. Например, в медицине – сострадание, сохранение врачебной тайны; в юриспруденции – неподкупность и верность законам; в военной организации – патриотизм, долг, честь, верность слову; в журналистике – стремление к истине и её публичному раскрытию. Ранги ценностей сотрудников современной компании видны из таблицы 11.

Таблица 11 – Ранги корпоративных ценностей компании [37]

Ценность Место в рейтинге
Интересная и разнообразная деятельность  
Возможность применения личных способностей  
Стратегическая деятельность  
Возможность работать творчески  
Самостоятельность в работе  
Возможность самовыражения  
Социальные контакты, работа с людьми  
Желание больше руководить  
Удовлетворение от руководящей деятельности  
Большее влияние на деятельность коллег  
Продвижение по службе  
Больший доход  
Возможность общения  
Возможность риска  
Статус в организации  
Статус в семье  

Различные культуры отдают приоритет разным ценностям. Это можно видеть из фрагмента, приведённого в таблице 12, составленной И. В. Андреевой [116, с. 48] по данным Кагана М. С.

Таблица 12 – Структура ценностей, имеющих первостепенное значение в разных культурах

Западные культуры Восточные культуры (включая Россию) Мусульманские культуры
Индивидуальность Материнство (женственность) Уровень в структуре власти
Уровень в структуре власти Уровень в структуре власти Мужественность
Мужественность Мужественность Коллективная ответственность
Деньги (богатство) Мощь государства Уважение к старшим
Пунктуальность Мир Патриотизм
Первенство Скромность Религия
Спасение, помощь Карма Авторитаризм
Активность, настойчивость Коллективная ответственность  
Уважение к молодежи Уважение к старшим  
Цвет кожи (национальность) Гостеприимство  
Равенство женщин Сохранение среды  
Человеческое достоинство Цвет кожи (национальность)  
Эффективность, качество Святость пахотной земли  
Религия Патриотизм  
Образование Авторитаризм  
Непосредственность    

ЛЕКЦИЯ 3 по ТМ (блок 3 ОП)

2.1.3.Трудовое поведение, показатели отношения к труду (степень ответственности, добросовестность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, удовлетворённость). Главный критерий организационной деятельности и значимости личности: баланс «сколько привнёс – сколько взял».

2.1.4.Формулы экономического поведения: 1) максимум доходов ценой максимума усилий; 2) минимум дохода при минимуме усилий; 3) максимум дохода при минимуме усилий и т. д. Формула экономического поведения менеджера по отношению к работникам.

2.1.5.Восемь форм трудового поведения (типология МГУ): функциональное, целевое экономическое, организационно-регламентированное, целевое, стратификационное, инновационное, адаптационно-приспособительное, церемонально-субординационное, характерологическое (для самостоятельного изучения).

2.1.6.Типы работников (сверхнормативный, нормативный, субнормативный, ненормативный), их численность и формы трудового поведения. Рестрикционизм и стрикционизм (для самостоятельного изучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: