double arrow

Редукции


Когнитивный диссонанс и способы его

Стабильность представлений человека о себе и о мире является условием устойчивости психики и её деятельности. Но нередко эта стабильность нарушается и тогда человек испытывает когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс (КД)– явление и состояние, наступающее в случае возникновения рассогласованности знаний, дисгармония в знаниях.

Автор теории когнитивного диссонанса – Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованности, непротиворечивости. Поэтому если индивид слышит, видит, узнаёт каким-то другим способом информацию, противоречащую той, в которую он верит, в правильности которой он убеждён, то он начинает вести себя так, чтобы избавиться от возникшего диссонанса. И к тому же вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций, способных его породить.

В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения:

- между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

- существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;

- проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.

Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: 1) конфликт после принятия решения, 2) вынужденный поступок, 3) селекция информации, 4) несогласие с убеждениями социальной группы, 5) не ожидавшиеся результаты действий.

Естественно, что человек стремится избавиться от этого состояния, уменьшить КД или, как говорят психологи, редуцировать его (в пер. с лат редуцировать – значит приводить обратно, возвращать).

Редуцировать КД можно одним из следующих способов:




1. Изменить свои знания, принять новые, отказавшись от старых.

2. Проигнорировать новую информацию или вытеснить её, забыть.

3. Дистанцироваться от неё.

4. Обвинить источник информации в наличии этих качеств (это вы такие, а мы другие).

5. Девальвировать источник информации.

6. Упорствовать, доказывать свою правоту, невзирая на факты (Тем хуже для фактов).

Какой способ самый трудный?

А самый лёгкий?

Вывод: для того, чтобы не возникало конфликтов из-за несовпадения мнений, нужно выбирать такие выражения, которые не претендуют на провозглашение истины в последней инстанции – мол, только так, и не иначе,– не быть категоричным и безапелляционным, даже если Вы абсолютно уверены в своей правоте и неправоте другого, а начинать фразы с выражения своего личного мнения, а не провозглашения абсолютной истины: По моему мнению, Я думаю, Мне кажется, Я полагаю, Я считаю.

Нельзя говорить: «Книга (идея) неинтересная»! Надо, в крайнем случае, сказать: «Мне не очень нравится», или «Мне эта книга (идея) не показалась интересной». Или «Этот костюм некрасивый»! Лучше «Мне не нравится, или не в моём вкусе».

Бенджамин Франклин сказал как-то: «Есть три вещи, поддающиеся с крайним трудом, – это сталь, бриллиант и познание самого себя» [Майерс, с. 68]. И призыв древнегреческого мудреца Фалеса «Человек, познай самого себя!» до сих пор остаётся в силе.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: