Групповые установки

Установки, занимаемые работником относительно других людей

Установка и аттитюд

Установка – 1) это готовность человека к определённому, заранее заданному восприятию или действию, поведению;

2) приобретённая в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо, стереотип реагирования (мнением, эмоциями, поведением);

3) предварительное знание, сформировавшееся под влиянием опыта или поступившей информации.

Я хороший – Ты плохой

Я плохой – Ты хороший

Я плохой – Ты плохой

Я хороший – Ты хороший

Мы хорошие – Они плохие

Мы плохие – Они хорошие

Мы плохие – Они плохие

Мы хорошие – Они хорошие

Аттитюд (в пер. с франц. – поза)– это социальная установка, т. е. установка на субъекты общества и на социальные ценности. В балете аттитюд означает исходную позицию балерины (см. рисунок).

Рисунок – Аттитюд

А в обычной речи люди пользуются понятием стереотип.

Можно также сказать, что установка – это своеобразная программа поведения. Установка, как правило, не осознаётся.

Можно сказать, что установки во многом определяют наши взгляды, мнения, и даже результаты исследований и содержание теорий.

Логика здесь такова: «Должно быть так – значит, так оно и есть. Не должно быть – значит, и нет». Здесь мы встречаемся с таким приёмом мышления и восприятия как " умозрительное переструктурирование " (Ф. Хайдер). К чему этот приём приводит вы уже знаете.

Такие искажения восприятия встречаются и в прикладных исследованиях – исследователь видит именно тот результат, который ему нужен, и не видит тот, которого он не ждёт или не хочет видеть.

В организации на поведение людей влияют именно социальные установки – аттитюды. Эти установки могут играть роль самореализующихся предсказаний (пророчеств) и воплощаться в жизнь в виде того или иного поведения [Ньюстром, с. 147]. Позитивные ожидания менеджера по отношению к работнику («вы справитесь», «у вас всё получится», «вы исполнительный, обязательный, пунктуальный, старательный … и т. д.») или, наоборот, негативные («лодырь, ненадёжный, необязательный и т. д.») повышают вероятность именно такого «предсказанного» поведения. В психологии этот эффект – проявление ожидаемого позитивного поведения – носит название эффекта Пигмалиона и сопряжён с таким приёмом общения как авансирование. Вот почему установки играют столь важную роль в межличностных отношениях.

Аффективный компонент понимают как стереотипные эмоции и чувства, который испытывает человек по отношению к предметам и объектам среды.

Когнитивный компонент понимают как сложившиеся у человека стереотипные мнения, убеждения, знания.

Конативный компонент понимают как стереотипы поведения.

Занковский А. Н. (с. 588) считает, что в организациях аттитюды важны потому, что они влияют на трудовое поведение. Если рабочие, например, считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату, то целесообразно изучить, как были сформированы эти аттитюды, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.

Каждый человек может иметь тысячи аттитюдов, однако организационная психология концентрирует свое внимание на ограниченном количестве аттитюдов, связанных исключительно с трудом и организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: