Установки, занимаемые работником относительно других людей
Установка и аттитюд
Установка – 1) это готовность человека к определённому, заранее заданному восприятию или действию, поведению;
2) приобретённая в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо, стереотип реагирования (мнением, эмоциями, поведением);
3) предварительное знание, сформировавшееся под влиянием опыта или поступившей информации.
Я хороший – Ты плохой
Я плохой – Ты хороший
Я плохой – Ты плохой
Я хороший – Ты хороший
Мы хорошие – Они плохие
Мы плохие – Они хорошие
Мы плохие – Они плохие
Мы хорошие – Они хорошие
Аттитюд (в пер. с франц. – поза)– это социальная установка, т. е. установка на субъекты общества и на социальные ценности. В балете аттитюд означает исходную позицию балерины (см. рисунок).
Рисунок – Аттитюд
А в обычной речи люди пользуются понятием стереотип.
Можно также сказать, что установка – это своеобразная программа поведения. Установка, как правило, не осознаётся.
|
|
Можно сказать, что установки во многом определяют наши взгляды, мнения, и даже результаты исследований и содержание теорий.
Логика здесь такова: «Должно быть так – значит, так оно и есть. Не должно быть – значит, и нет». Здесь мы встречаемся с таким приёмом мышления и восприятия как " умозрительное переструктурирование " (Ф. Хайдер). К чему этот приём приводит вы уже знаете.
Такие искажения восприятия встречаются и в прикладных исследованиях – исследователь видит именно тот результат, который ему нужен, и не видит тот, которого он не ждёт или не хочет видеть.
В организации на поведение людей влияют именно социальные установки – аттитюды. Эти установки могут играть роль самореализующихся предсказаний (пророчеств) и воплощаться в жизнь в виде того или иного поведения [Ньюстром, с. 147]. Позитивные ожидания менеджера по отношению к работнику («вы справитесь», «у вас всё получится», «вы исполнительный, обязательный, пунктуальный, старательный … и т. д.») или, наоборот, негативные («лодырь, ненадёжный, необязательный и т. д.») повышают вероятность именно такого «предсказанного» поведения. В психологии этот эффект – проявление ожидаемого позитивного поведения – носит название эффекта Пигмалиона и сопряжён с таким приёмом общения как авансирование. Вот почему установки играют столь важную роль в межличностных отношениях.
Аффективный компонент понимают как стереотипные эмоции и чувства, который испытывает человек по отношению к предметам и объектам среды.
Когнитивный компонент понимают как сложившиеся у человека стереотипные мнения, убеждения, знания.
|
|
Конативный компонент понимают как стереотипы поведения.
Занковский А. Н. (с. 588) считает, что в организациях аттитюды важны потому, что они влияют на трудовое поведение. Если рабочие, например, считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату, то целесообразно изучить, как были сформированы эти аттитюды, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.
Каждый человек может иметь тысячи аттитюдов, однако организационная психология концентрирует свое внимание на ограниченном количестве аттитюдов, связанных исключительно с трудом и организацией.