Восприятие и атрибуция

Восприятие – процесс приёма и переработки информации, поступающей в виде ощущений через органы чувств, и завершающийся формированием образа объекта. Именно воспринятые образы оказывают влияние на наше поведение. Важнейшие свойства восприятия:

1. Предметность – свойство восприятия, выражающееся в том, что мир воспринимается не в виде разрозненных ощущений, а в виде отдельных предметов.

2. Целостность свойство восприятия, выражающееся в том, что любой объект воспринимается как целостное, завершённое, обособленное физическое тело.

Если какие-то части предмета не видны, то воспринимающий «достраивает» предмет до завершённого целого.

3. Константность свойство восприятия, выражающееся в том, что образ, воспринимаемый в различных физических условиях является постоянным, неизменным («Сало – оно и в Африке сало» – из анекдота).

4. Обобщённость (категориальность) – свойство восприятия, выражающееся в том, что человек относит воспринимаемый предмет к какому-либо классу объектов.

5. Избирательность – свойство восприятия, выражающееся в том, что воспринимается не всё, на что человек смотрит, что слушает, осязает, а лишь то, что в данный момент представляет интерес, что значимо для управления поведением [Грановская, с. 33].

Частным случаем этого свойства являетсяразделение общей картины на фигуру и фон. Фигура – предмет, на котором фокусируется внимание, а фон – окружающее фигуру пространство. Что бы мы ни воспринимали, всегда выделяются фигура и фон.

Фактор, который воспринимается, но не находится в фокусе восприятия, называется фоном.

[108, C.15; 91, с. 13].

Что является фигурой, а что фоном на приведённых ниже рисунках?

Рисунок –Фигура и фон

Апперцепция искажение воспринимаемого образа, слов или ситуации под влиянием прошлого опыта. В результате апперцепции восприятие становится неадекватным.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Если понравился человек, то это переносится на оценку всей его деятельности и поведения. Аналогично и если не понравился – не нравится всё, что он делает и говорит.

В психологической энциклопедии даже описана закономерность неадекватности.

Закономерность неадекватности – закономерность межличностных отношений, проявляющаяся в неадекватном восприятии и отображении человеком другого человека и самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: