Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации выявляют процессы, которые приводят к желательному поведению. Позволяют: понять, как поведение индивида получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается; выявить зависимость поведения от его последствий; понять, почему происходит повторение определённых действий индивидом.
Ожидание – надежды на что-то, предположение.
В 1964 г. Виктор Врум предложил теорию, согласно которой на трудовое поведение влияет ожидание определённых результатов работы и соответствующего вознаграждения. Формула мотивации М:
М = F[(Затр. тр.®Рез.) х (Рез.®Возн.) х Валентность],
где Затр. тр. – затраты труда,
Рез. – результаты труда,
Возн. – вознаграждение за труд.
Работник ожидает, что затраты его труда приведут к получению результатов (Затр.тр.®Рез.), которые принесут вознаграждение (Рез.®Возн.), и не какое-нибудь, а валентное, т. е. желаемое. Валентность – ценность, привлекательность, притягательность вознаграждения.
|
|
Результаты труда определяются не только усилиями и старанием работника, но и его знаниями, умениями, навыками, а также объективными возможностями выполнения работы – условиями труда, уровнем организации работ. Если ожидания работника оправдываются, то это поддерживает его мотивацию.
Эта теория получила достаточно широкое применение в практике управления. Согласно ей при мотивировании нужно соблюдать три условия:
1. Добиваться соответствия затрат труда результатам; очевидности и наглядности связи между затратами труда и их результатами.
2. Обеспечивать соответствие вознаграждения результатам труда.
3. Выяснять, действительно ли вознаграждение притягательно для исполнителя.
Вознаграждение может быть не только внешним, но и внутренним («я – молодец», «я – победитель»), способствующим росту самоуважения, повышению самооценки и уровня притязаний, формированию мотивации достижений. В совокупности внешнее и внутреннее вознаграждения дают работнику чувство удовлетворения.
Однако должны оправдываться не только ожидания работника, но и организации, коллектива, руководства. И эти ожидания во многом перекликаются (см. таблицу).
Таблица – Взаимные ожидания взаимодействующих лиц в организации
Ожидания | |||||
работника от организации | организации от работника | работника от коллектива | коллектива от работника | работников от руководства | руководства от работников |
роста, развития и финансового процветания предприятия и работника стабильности в финансовой и хозяйственной деятельности предприятия и работника улучшения управления производством высокого уровня дисциплины, порядка, ответственности, организованности увеличения материальной и моральной мотивации понимания и помощи в решении возникающих проблем объективной профессиональной оценки работника реалистичности, быстрой окупаемости и эффективности проектов | профессионализма и самоотдачи работника делового подхода к решению зависящих от работника задач внесения своего вклада в обеспечение организации высококвалифицированными кадрами заинтересованности в решении проблем организации, лояльности высокого уровня исполнительской дисциплины, чёткости эффективности в делах рациональности, ответственности, творческой активности | взаимопонимания и уважения друг к другу сплочённости и организованности при решении поставленных перед подразделением задач самоотверженной отдачи членов коллектива в выполнении запланированных программ понимания, взаимопомощи, высокого уровня исполнительности и обязательности принятия продуманных и справедливых решений в любой ситуации максимального использования своих знаний и опыта работы при решении поставленных задач ответственности, исполнительности, здравого оптимизма | взаимопонимания и профессионализма, необходимых деловых качеств сплочённости и организованности при решении поставленных перед подразделением задач самоотверженной отдачи членов коллектива в выполнении запланированных программ понимания, действенной помощи качественного планирования, исключающего даже мелкие сбои в процессе производства, ритмичности работы честности, рационализма | объективной оценки своей работы взаимопонимания справедливости понимания проблем признания и уважения личности работника реальной помощи и содействия последовательности и обязательности соблюдения трудовых прав работника заботы об условиях и содержании работы | деловых, профессиональных качеств чёткого исполнения порученных заданий организованной работы своевременного предоставления информации положительных результатов в работе эффективности, самоотдачи решения проблем в области своей компетенции заинтересованности и содействия в решении проблем выявления актуальных проблем и путей их решения |
|
|