Стандарты качества при разработке управленческих решений

Рис. 2. Типология контроля УР

Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР состав­ляющие контроллинга имеют следующие толкования:

административный контроль — проверка и постоянное наблю­дение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;

технологический контроль — проверка и постоянное наблю­дение за используемыми технологиями при разработке и реали­зации УР;

ревизия — документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР;

аудит — документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, от­ладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовле­творение требований контроля. Текущий контроль осуществляет­ся в ходе разработки и реализации УР по разработанному регла­менту. Контроль может быть пассивным или активным. Заклю­чительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:

1. Создание или пополнение базы данных по следующим на­правлениям:

  • наименование целей и составляющих их задач;
  • начальные, промежуточные и конечные параметры дея­тельности организации;
  • перечень критериев для оценки исходных данных и дина­мика их изменения;
  • набор решений о корректировках в контрольной деятель­ности: сроки разработки и выполнения;
  • побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельно­сти организации;
  • набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.

Эта база данных позволит руководству организации расши­рить спектр типовых заданий, средств и методов их эффектив­ного выполнения, что необходимо при дальнейшем выполнении аналогичных работ.

2. Формирование статистики деятельности организации, по­зволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.

3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные техно­логии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность.

Юридическую основу для проведения контроля составляют учредительные документы и решения вышестоящих органов, а для внеплановой — уголовно-процессуальный кодекс, постанов­ления вышестоящих органов управления, в том числе постанов­ления собрания акционеров организации.

Среди ранее рассмотренных все процессорные технологии РУР включают контроль, приоритет контроля над другими сред­ствами и методами РУР имеют «технология постоянных прове­рок и указаний» и «технология управления по результатам».

Контроль должен быть своевременен, понятен, прост и эконо­мичен.

ISO (International Standart Organization) — признанная в миро­вом сообществе организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества. Стан­дарт ISO 900X (X = 0 – 4 – цифровое обозначение модификации) относится к управлению качеством продукции. Соблюдение этих стандартов компанией свидетельствует о том, что она присоединя­ется к" международному сообществу в понимании процедур управ­ления качеством продукции.

ISO 9001 предназначен для организаций, занимающихся иссле­дованиями, разработкой продукции и ее сервисным обслуживани­ем, ISO 9002 — для занимающихся сервисным обслуживанием про­дукции, ISO 9003 — для занимающихся контролем, испытаниями и тестированием, ISO 9004 — для организаций, не связанных с кон­трактными поставками.

Стандарты качества ISO 900X носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моде­лям обеспечения качества.

В описании системы ISO 900X детализируются общие функции управления качеством в виде набора мероприятий, которые груп­пируются по четырем этапам:

Этап 1-й

  • Составление главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые параметры конечного результата.
  • Выбор системы оценки качества.
  • Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.

Этап 2-й

  • Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
  • Определение потребности в ресурсах.
  • Формирование инструкций по использованию стандартов, форм отчетности и методике проведения аудита качества продукции.

Этап 3-й

  • Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для коррек­тировки процесса улучшения качества.
  • Постоянное формирование базы данных о процессе управ­ления качеством.

Этап 4-й

  • Осуществление процедур определения качества и согласова­ние их с требованиями стандарта ISO 900X.
  • Проведение процедур оценки качества продукции.
  • Составление отчета о проведении оценки качества продук­ции.
  • Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
  • Составление окончательного отчета о конкретном процессе управления качеством продукции.

На основе ISO 900X получили распространение различные кон­цепции и методы всеобщего управления качеством. К ним, в част­ности, относятся работы по международной программе TQM — total quality management и работы Государственного университета управ­ления РФ (ГУУ) в области формирования стандартов и форм отчет­ности по ключевым элементам системы управления компанией. Про­грамма TQM основана на двух направлениях:

  • на стимулировании выдающихся управленческих решений менеджеров;

· на расширении их возможностей в рамках всей компании для постоянного совершенствования ее деятельности.

В ГУУ разработан ряд проектов международных стандартов на элементы системы управления для обеспечения качества управлен­ческой деятельности и УР. К ним относятся стандарты и формы отчетности:

  • по целевым технологиям управления;
  • по процессорным технологиям управления;
  • по функциям и структурам управления;
  • по управлению коммуникациями;
  • по методам подготовки и реализации управленческих реше­ний.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: