Рис. 2. Типология контроля УР
Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования:
административный контроль — проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;
технологический контроль — проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР;
ревизия — документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР;
аудит — документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным. Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:
|
|
1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям:
- наименование целей и составляющих их задач;
- начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации;
- перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения;
- набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения;
- побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;
- набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.
Эта база данных позволит руководству организации расширить спектр типовых заданий, средств и методов их эффективного выполнения, что необходимо при дальнейшем выполнении аналогичных работ.
2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.
3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность.
|
|
Юридическую основу для проведения контроля составляют учредительные документы и решения вышестоящих органов, а для внеплановой — уголовно-процессуальный кодекс, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.
Среди ранее рассмотренных все процессорные технологии РУР включают контроль, приоритет контроля над другими средствами и методами РУР имеют «технология постоянных проверок и указаний» и «технология управления по результатам».
Контроль должен быть своевременен, понятен, прост и экономичен.
ISO (International Standart Organization) — признанная в мировом сообществе организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов качества. Стандарт ISO 900X (X = 0 – 4 – цифровое обозначение модификации) относится к управлению качеством продукции. Соблюдение этих стандартов компанией свидетельствует о том, что она присоединяется к" международному сообществу в понимании процедур управления качеством продукции.
ISO 9001 предназначен для организаций, занимающихся исследованиями, разработкой продукции и ее сервисным обслуживанием, ISO 9002 — для занимающихся сервисным обслуживанием продукции, ISO 9003 — для занимающихся контролем, испытаниями и тестированием, ISO 9004 — для организаций, не связанных с контрактными поставками.
Стандарты качества ISO 900X носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
В описании системы ISO 900X детализируются общие функции управления качеством в виде набора мероприятий, которые группируются по четырем этапам:
Этап 1-й
- Составление главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые параметры конечного результата.
- Выбор системы оценки качества.
- Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Этап 2-й
- Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
- Определение потребности в ресурсах.
- Формирование инструкций по использованию стандартов, форм отчетности и методике проведения аудита качества продукции.
Этап 3-й
- Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т.д.), для корректировки процесса улучшения качества.
- Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
Этап 4-й
- Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900X.
- Проведение процедур оценки качества продукции.
- Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
- Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
- Составление окончательного отчета о конкретном процессе управления качеством продукции.
На основе ISO 900X получили распространение различные концепции и методы всеобщего управления качеством. К ним, в частности, относятся работы по международной программе TQM — total quality management и работы Государственного университета управления РФ (ГУУ) в области формирования стандартов и форм отчетности по ключевым элементам системы управления компанией. Программа TQM основана на двух направлениях:
- на стимулировании выдающихся управленческих решений менеджеров;
· на расширении их возможностей в рамках всей компании для постоянного совершенствования ее деятельности.
В ГУУ разработан ряд проектов международных стандартов на элементы системы управления для обеспечения качества управленческой деятельности и УР. К ним относятся стандарты и формы отчетности:
- по целевым технологиям управления;
- по процессорным технологиям управления;
- по функциям и структурам управления;
- по управлению коммуникациями;
- по методам подготовки и реализации управленческих решений.