Методологические подходы к оценке эффективности разработки управленческих решений

При всех сложностях оценки эффективности управленческо­го труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективно­сти отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техни­ки, автоматизированных систем управления и др.

До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель - националь­ный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли - показатель производительности труда, на уровне предприятия - прибыль.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат дея­тельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффектив­ность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и систе­ма частных показателей экономической и социальной эффек­тивности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (рис. 21).

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщающие пока­затели:

Эффективность ресурсная Эффективность затратная

Частных показателей экономической эффективности дея­тельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость ка­питаловложений, фондоемкость, фондоотдача, производитель­ность труда, соотношение роста заработной платы и производи­тельности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

  • степень выполнения заказов потребителей;
  • доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являют­ся:

  • своевременность выполнения заказа;
  • полнота выполнения заказа;
  • оказание дополнительных услуг;
  • послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Обобщающий показатель

Частные показатели:

  • доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия,
  • доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии,
  • нагрузка управляемости (фактическая численность рабо­тающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

  • доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
  • количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности отно­сятся: степень технической оснащенности управленческого тру­да, текучесть работников аппарата управления, квалификацион­ный уровень кадров и т.п.

Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппара­та управления). Для этого используется также комплекс показа­телей, отражающих специфику деятельности по каждой управ­ленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плано­вых задач); по функции организации - оснащенность предпри­ятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации - используемые методы воздей­ствия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля - количество нарушений трудовой, техноло­гической дисциплины и др.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с ана­логичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность про­цесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений, в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки вполне прием­лема для оценки отдельных управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: