Изменение равновесного уровня выпуска и эффект мультипликатора

Рис. 5.5

I

I

. 0 Y

3. Планируемые совокупные расходы и равновесный уровень выпуска (доходов).

Совокупный спрос (планируемые совокупные расходы - AD ) представляет собой сумму расходов на отечественные товары и услуги при каждом из возможных уровней национального дохода (Y).

Для того чтобы получить графическое изображение совокупного спроса (AD), надо сложить данные графиков потребления и инвестиций: кривая AD на рисунке 5.6 получена путем сложения по вертикали кривых C и I.

Рис. 5.6

AD

AD = MPC * Y + I

I

0 Y

Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции (Y) равна величине совокупного спроса.

Для того чтобы графически показать равновесие на товарном рынке, необходимо наряду с графическим изображением совокупного спроса (кривая AD) построить график совокупного предложения (AS) в тех же координатах. На рисунке 5.7 график совокупного предложения (AS) представляет собой кривую, показывающую общий объём производства отечественных товаров и услуг (ЧНП = Y), предлагаемых производителями при различныхуровнях совокупного спроса. Кривая AS строится из начала координат под углом в 450. По достижении потенциального уровня выпуска (Y*) кривая AS превращается в вертикаль.

Рис. 5.7

Механизм приведения к равновесию.

AD AS

AD = С + I

е А

В

I

450

Y2 Ye Y1 Y* Y

Уровень цен=const.

Равновесный уровень выпуска (Ye) – это такой объём производства, при котором величина совокупного спроса AD равна выпуску продукции Y.

На рисунке 5.7 представлен механизм приведения к равновесию.

В точке А величина совокупного спроса меньше уровня выпуска (AD < Y1). Это значит, что производится больше продукции, чем могут выкупить потребители и фирмы (при данном уровне цен). У производителей начинают расти товарно-материальные запасы по сравнению с запланированным уровнем, что послужит для них сигналом к сокращению производства (стрелка, направленная влево).

В точке В величина совокупного спроса больше уровня выпуска (AD > Y2), следовательно, производители отметят сокращение товарных запасов по сравнению с запланированным уровнем, что послужит сигналом для увеличения производства (стрелка, направленная вправо).

В точке е величина совокупного спроса в точности равна уровню выпуска (AD = Yе), следовательно, запасы производителей находятся на запланированном уровне, и они не будут ни сокращать, ни наращивать объем выпуска. Это и есть точка равновесия на товарном рынке, а Yе – равновесный уровень выпуска.

Колебания в уровнях дохода (выпуска), а не колебания уровня цен приводят экономику в равновесие, которое возможно при любом уровне доходов. В этом суть кейнсианского механизма приведения к равновесию.

Теперь мы можем выяснить, от каких факторов зависит равновесный уровень выпуска (доходов).

В точке е: Y = C + I,

Y = MPC * Y + I,

Y = I * = I *

1. При прочих равных условиях равновесный уровень доходов (выпуска) определяется уровнем чистых планируемых инвестиций: чем выше уровень I, тем выше равновесный уровень выпуска (доходов).

2. Если задан уровень инвестиций, то равновесный уровень доходов (выпуска) определяется величиной МРС: чем больше MPC, тем выше равновесный уровень выпуска (доходов).

Если изменяются факторы, от которых зависит равновесный уровень доходов (выпуска), то этот уровень также изменяется. Что касается предельной склонности к потреблению (MPC), то Кейнс полагал, что она является величиной постоянной, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Инвестиции же, как известно, подвержены значительным колебаниям.

Итак, предположим, что уровень первоначальных инвестиций I возрос на величину DI (рисунок 5.8); на эту же величину возрастет и совокупный спрос: кривая совокупного спроса сдвинется из положения AD в положение AD1. Равновесие перейдет из точки е в точку е1. Равновесный уровень выпуска увеличится с Yе до Ye1. Рисунок 5.8 показывает, что прирост равновесного уровня выпуска (DY) превышает прирост инвестиций (DI). Это происходит потому, что увеличение инвестиций ведет к появлению новых рабочих мест. Следовательно, растут доходы домашних хозяйств, в результате чего растет уровень потребления (C). Это значит, что уровень совокупного спроса увеличится и за счет прироста уровня инвестиций, и за счет прироста величины индуцированного потребления. В точке нового равновесия е1 равновесный уровень выпуска Ye1 равен этому возросшему уровню совокупного спроса AD1. Описанное (правда, очень схематично) явление называется эффектом мультипликатора:DY > DI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow